КАЗАХСТАН БУДУЩЕГО - НАРКОДИЛЕРОВ “РАСКИДАЮТ” НА АТОМЫ
Подробнее >>>
ДЕНЬ, КОГДА У НАС ПОЯВИЛИСЬ ДЕНЬГИ

ТЕНГЕ - СКОЛЬКО СТОИТ БИЛЕТ В НЕЗАВИСИМОСТЬ?

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



СТРАСТИ ПО “БАЯДЕРКЕ” Горячие новости / Культура

Флюра Мусина
Репертуарная афиша ГАТОБ имени Абая, последние годы радующая любителей оперно-балетного искусства как современными постановками, так и шедеврами мировой классики, пополнилась еще одним спектаклем классического наследия - балетом “Баядерка” на музыку Л. Минкуса в хореографии Мариуса Петипа. Для переноса спектакля на алматинскую сцену руководство театра пригласило приму-балерину Мариинского театра 70-80 годов, народную артистку России Габриэлу Комлеву.
Выбор не случаен - именно она единодушно названа балетными критиками своего времени лучшей Никией Советского Союза.
Доскональное знание хореографического текста и безупречное чувство стиля сделали ее работу с труппой театра не только приятной, но и необыкновенно полезной - ведь именно на классических образцах коллектив оттачивает свои мастерство и профессионализм, а для балетной труппы ГАТОБ эти качества сегодня весьма актуальны, в виду пополнения ее рядов значительным числом стажеров, учащихся старших курсов АХУ имени Селезнева

- Габриэла Трофимовна, Вы создали на балетной сцене вереницу незабываемых образов, но как-то признались, что Никия - самая любимая партия. С годами Ваше мнение не изменилось?
- Я очень любила танцевать, и среди любимых балетов - “Баядерка”. И я могу объяснить, почему. Этот шедевр Петипа сделан необычайно точно, здесь математически выверенное соотношения пантомимы и чистого танца, и так выстроена драматургия балета и самой роли, что всю жизнь можно искать новые краски. Это для актера очень важно.
- Мариинский театр называют Домом Петипа, и закономерно, что именно в этом театре наиболее приближенная к оригиналу автора редакция классических балетов мастера. Претерпел ли балет “Баядерка” какие-то изменения?
- Спектакль этот очень старый, он был поставлен в 1877 году. Это рубеж между романтизмом и академизмом. Известно, что Мариус Петипа - это академизм, расцвет его. Но великий балетмейстер на этом этапе еще не избавился от романтических признаков в спектакле. И здесь это явно присутствует. И вместе с тем это какой академический абсолют, особенно третий акт, его еще называют “Акт теней” - настоящая симфония в танце! Это очень трудно танцевать, нужна безупречная техника, нужна балерина экстра-класса, нужен хорошо выученный кордебалет, чтобы все это выполнить, и не просто технически выполнить, а подняться до высот этого духовного мира. Здесь, в театре, все это есть, главное, есть единая исполнительская школа. И хотя в третьем акте вместе с артистами на сцену вышли стажеры - студенты последних курсов АХУ имени Селезнева, они прекрасно справились с задачей, я уже не говорю о том, какая это для будущих артистов прекрасная практика и школа!
alt
- В первоначальном виде это был четырехактный балет, когда спектакль превратился в трехактный?

- В 1941 году был сделан этот вариант, который идет ныне в Мариинском театре, и который я перенесла на алматинскую сцену.
По хореографии больших изменений не было, больше по структуре спектакля. Был убран последний акт, когда рушится храм и торжествуют самые высокие помыслы и чувства. Но трудность ведь в чем? Там декорации очень сложные, их нужно очень долго устанавливать, 40 минут шел только антракт! И когда храм рушился, рассказывали, что это было очень красиво, но люди все равно уходили, потому что практически действия там нет, одни эффекты. А танцевальные фрагменты, маленькие шедевры Петипа, были перенесены во второй акт.
- Кому принадлежала новая редакция?
- Эту редакцию делали Пономарев и Чабукиани, ведущие танцовщики театра. Пономарев сам видел спектакли Петипа, это был старой закваски мэтр, еще дореволюционный. Потом там был Ширяев и другие артисты, которые видели и общались с Петипа, они танцевали в его спектакле маленькие партии. И вот они все вместе вспоминали, как это было, это был увлекательный процесс!
- Танец золотого божка часто исполняют как отдельный концертный номер. Кто автор этого пластического шедевра?
- Божок - это вставной номер. Был в Мариинском театре такой замечательный танцовщик Зубковский, очень технически сильный, с огромным прыжком, красивый, но небольшого роста. Вот он для себя и поставил этот номер. Так он с тех пор идет в спектакле и органично в нем смотрится.
- Спектакль смотрится так цельно, неужели были сделаны еще какие-то изменения в хореографии?
- Были, но очень бережные изменения: к примеру, у Петипа во втором акте были вариации 4 баядер, а Пономарев сделал расширенное па д’аксьон, развернутое танцевальное действо с выходом и кодой, а эти вариации вошли в него как вставные. Или еще такой момент: у главного героя танца не было, потому что во времена Петипа мужчины-танцовщики выражали свои чувства пантомимой и в основном поддерживали и носили на руках балерину. И Вахтанг Чабукиани, сам виртуозный танцовщик, поставил все танцевальные куски для Солора. Он также поставил дуэт в первой картине, очень эмоциональный, очень взволнованный - любовь в чистом виде.
alt
- В спектакле очень много пантомимы. Есть ли особая пантомимно-балетная лексика, язык жестов, который должны понимать балетоманы? И понимают ли его сегодня?

- В “Баядерке” целая картина пантомима, представляете, как это трудно! И, собственно, именно в этот момент идет действие, рассказ, что происходит. Сегодняшний актер в общем не владеет этой технологией. Может быть, мы больше даже работали над этой частью спектакля, чем над танцевальной. Потому что пантомима требует определенной пластики тела и внутренней культуры. В XIX веке существовал целый словарь понятий и выражений, которые передавались с помощью балетной пантомимы: “Он меня любит!” или “Я клянусь!”. Или вот этот жест - как будто я несу кувшин с водой - он означает баядерку. Конечно, сегодня эта лексика во многом утеряна, но в спектаклях классического наследия вы еще можете увидеть, как, например, Одетта в “Лебедином озере” рассказывает принцу свою историю заколдованной девушки, используя определенные жесты.
- Вы не хотели давать интервью до премьеры, но теперь, когда спектакль состоялся, тепло принят публикой и вошел в репертуарную афишу театра, скажите, как Вам работалось с труппой театра? Считаете ли Вы работу успешной?
- Мне кажется, этот спектакль очень подходит труппе, не говоря уже о том, что артисты очень выросли на этом спектакле. Помимо того, что это “голубая” классика, академизм, это ведь еще и восточный колорит, это Индия, это не европейский характер, и в этом плане спектакль очень выигрышно смотрится на казахской труппе: то, как держатся женщины, как причесываются, как ходят, как сидят. Это можно бесконечно смаковать, и мне это так нравится! Два состава исполнителей танцуют очень хорошо и очень по-разному, и это прекрасно! Гульвира Курбанова и Фархад Буриев технически сильные и внутренне зрелые артисты, у них замечательный дуэт. Жанель Тукеева и Азамат Аскаров более юные и оттого очень трогательные. Потрясающий Брамин - Нурлан Байбусинов. Столько внутренней страсти при внешней сдержанности и точности движений!
Я думаю, это большая победа театра, и спектакль станет украшением репертуарной афиши.

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Декабрь 2013    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Ноябрь 2018 (92)
Октябрь 2018 (169)
Сентябрь 2018 (156)
Август 2018 (154)
Июль 2018 (178)
Июнь 2018 (171)

Голосование
Будете ли Вы оформлять подписку на сайт, если сайт станет платным


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение
Fatal error: Call to a member function _destr() on null in /var/www/vhosts/np.kz/public_html/engine/modules/main.php on line 390