ЦЕНЫ ЖИЗНИ В РАЗГАРЕ СЕЗОНА ОХОТЫ
Подробнее >>>
НАДО МНОЮ СОЛНЦЕ НЕ САДИТСЯ

СЪЕМОЧНАЯ ГРУППА НАШУМЕВШЕГО ФИЛЬМА В АЛМАТЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Гармония перевоплощений Культура

Ольга Шишанова
Мало кто знает, что именитый художник, автор многочисленных выставок Есимгали Жуманов, еще и прекрасный поэт, который душой болеет за родную землю и посвящает ей строчки своих стихотворений. Не так давно вернисаж его работ “Мистическое перевоплощение” прошел в Алматы, а сегодня картины мастера представлены на суд столичных ценителей прекрасного

Он всегда знал, что станет художником, и шел к своей мечте постепенно, шаг за шагом - сначала художественное училище в Алматы, затем - Московский институт имени Сурикова, который закончил в 1981 году. Вдохновение подпитывало его взгляд на окружающий мир, на окружающую его природу. А брать силы было откуда - Есимгали родился в одном из самых красивых мест Казахстана - в Северо-Казахстанской области с роскошными степными просторами и солнцем, которое светит все 365 дней в году.
Это сегодня он “добился степеней известных” - преподаватель специальных художественных дисциплин, секретарь Союза художников РК, член International Association of Art при ЮНЕСКО, член клуба 808.kz и “Зала славы Казахстана”, а еще отличник образования РК. А тогда был просто пытливым мальчишкой, исследователем, которому было интересно, как растет трава, как прячется солнце за горизонт. Спустя время, кроме пейзажей, которые он писал много и взахлеб, в его творчестве начнут появляться мистические нотки. Возможно, таким образом, на его мировоззрение оказали влияние работы мэтра казахстанской живописи Ерболата Тулепбаева, ранние работы которого порой даже сравнивали с великим мастером краевых контрастов света и тени Куинджи.
alt
По мнению искусствоведов, с того времени Есимгали Жуманов попадает в один ряд с мэтрами, которые стояли особняком среди других мастеров холста и кисти, а его мировосприятие начинает отличаться удивительной космогоничностью. Говорят, что сегодня краски его картин стали ярче, цветовая гамма - контрастнее. И теперь мастер - из числа тех, кто, по древнему определению, работает уже с “душой человека”.
По словам самого художника, его живопись строится на “основе национальных корней и ментальности казахского народа”. Все темы и сюжеты, над которыми он работает, это глубокие размышления о жизни своего народа, проникновение в глубины сознания и подсознания человеческой личности.
Потому-то искусствоведы говорят, что несовершенство человеческого общества приносит художнику страдания. Вот и Жуманов находится на пути совершенства, а его полотна призывают к духовному развитию. Причем недавние его картины - это размышления о сложностях внутреннего мира человека в обществе, о драмах и трагедиях человечества. Они наполнены человеческой драмой, в них слезы, песни и легенды его народа.
Наверное, не случайно мастер называет в числе своих пристрастий древнюю историю Казахстана и Востока, а также поэзию, без которой, как без холста и кистей, не мыслит своего творчества. Кстати, во многом строки его поэтических сказаний перекликаются с живописными произведениями. Так, стихотворение “Мать-земля” во многом находит подтверждение в картине “Долгое пространство арбы”.
alt
Сердце больше не поет,
И слеза теперь застыла,
Время выглядит уныло,
Пустота степи зовет...
Это произведение автора, как, впрочем, и другие, вызвало широкий резонанс в прессе. Неоднозначно были восприняты картины “Туркестан - свет Яссави”, “Аль-Фараби - библиотека Отрара”, “Атилла и римская волчица - XXI век”.
Однако художник, как правило, видит на столетия вперед. Это же относится и к Есимгали Жуманову. А что может сегодня лучше выразить современность? Конечно, художественные идеи с приставкой “сюр”, вот и определяет мастер свой стиль как мистический сюрреализм. Впрочем, от реальности он далеко не уходит, недаром идеал его политического деятеля - великий Ататюрк.
И одновременно художник свободно оперирует всеми наработанными за десятилетия приемами сюрживописи: совмещением разновременных событий на одном полотне, игрой с пространственными и световыми эффектами, использует узнаваемые символы всех религий и многих культур, а также архетипические образы, причем тут он больше обращается к родной культуре.
alt
Вот и ответ на вопрос, откуда у него такой набор красок - ярких, сочных, переливающихся, словно светящихся изнутри. “Это и есть главная тайна или, если хотите, техника известных художников”, - говорит Жуманов. То есть показатель уровня профессионализма мастера, когда свет идет словно изнутри, когда цвет имеет глубину.
Причем за этими красками скрывается мысль. Наверняка именно сочетание и решение задач заключается в том, что внешне оно должно быть очень эффектно, а весь драматизм должен уходить вглубь. Если художник выражает идею соответствующими ей красками, то тогда она, говорят, теряет свой смысл. Как любой человек, идеи всегда скрыты, они не лежат на поверхности. И потому неслучайно, изображая идею с помощью одного цвета, на самом деле автор пытается воплотить ее замысел с помощью других, ментальных оттенков. Именно об этом говорят картины на нынешнем вернисаже “Мистическое перевоплощение”.
Самое интересное, при его просмотре зрителя не оставляет ощущение, что любое из представленных произведений - это только “подготовка к какому-то более грандиозному замыслу, подготовка к созданию большой картины”. Да и сам художник признается, что, заканчивая и отходя от холста, он каждый раз думает, что вот, сделал, а другое произведение должно быть еще лучше. Потому и оставляет все обязательно в немного незавершенном виде - зритель сам должен продолжить его замысел дальше. Дописать картину. Дофантазировать, довершить ее глазами. И не только сюжет, но и цвет глаз, выражение лиц героев картины.
alt
Кстати, о лицах. Их на картинах художника практически не разглядеть. И дело тут не в плохой проработке. Отнюдь. Просто в произведениях Есимгали Жуманова люди исполняют роль стаффажа, а главными героями полотен, как правило, выступают эмоции.
Фото Радмир Фахрутдинов

Астана

Справка “НП”

Родился 23 ноября 1946 года в СКО.
Художественное образование получил в Алматинском художественном училище (1975), а также в Московском институте имени В.И.Сурикова (1981).
С 1981 года член Союза художников СССР и Казахстана.
С 1981 года преподает живопись, композицию, рисунок.
С 1998 года - член правления Союза художников Казахстана, секретарь Союза художников Казахстана.
Работы экспонировались на республиканских, региональных, всесоюзных и всемирных выставках в городах Алматы, Москва, Санкт-Петербург, Киев, Баку, Стамбул, Париж, Магдебург.
Картины приобретены Государственным музеем изобразительных искусств имени А.Кастеева, а также находятся в частных коллекциях Франции, Германии, Швейцарии, Турции, Сингапура, Нидерландов, США.
Участник творческих фестивалей в Казахстане и дальнем зарубежье.

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Октябрь 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Октябрь 2019 (78)
Сентябрь 2019 (131)
Август 2019 (169)
Июль 2019 (144)
Июнь 2019 (132)
Май 2019 (146)

Голосование
Будете ли Вы оформлять подписку на сайт, если сайт станет платным


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение
Fatal error: Call to a member function _destr() on null in /var/www/vhosts/np.kz/public_html/engine/modules/main.php on line 390