КАК АВТОЛЮБИТЕЛИ “ОБХОДЯТ” СИСТЕМУ ПЛАТНЫХ ДОРОГ
Подробнее >>>
“ДЕНЬ И НОЧЬ В МУЗЕЕ”

ВРЕМЯ, КОГДА ЭКСПОНАТЫ ОЖИВАЮТ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Рога спасения Культура

Ольга Шишанова
Одним из самых распространенных орнаментальных знаков, используемых в декоративно-прикладном искусстве казахов, особенно в кошмоделии, является кошкар муйиз, или бараний рог.
Раскрыть его тайны корреспонденту “НП” накануне вернисажа, посвященного возрождению древнего войлочного искусства казахского народа, любезно согласилась директор столичной галереи “Шежире” Роза Жусупова

- Роза Сейдуалиевна, расскажите о предстоящей выставке.
- Выставка “Рога спасения” - это совместный проект галереи “Шежире” с общественным фондом “Дала арулары - Женщины степи”, основной целью и задачей деятельности которого является возрождение традиционного ремесла казахов - кошмоделия.
Кстати, логотип фонда - это тоже орнаментальный знак, отображающий космогонические представления наших предков о первотворении, микро- и макрокосме. Знак символизирует бесконечность бытия, гармонию мира, постоянное обновление жизни, благополучие и плодородие живого, вечное движение, рождение, смерть и вновь рождение.
Президентом фонда является художница, член Союза художников РК, участница многих международных и республиканских выставок, хранительница традиционных казахских методов кошмоваляния Замзегуль Оралбаева. Нужно сказать, что наше с ней сотрудничество началось более десяти лет назад, когда она вместе с мастером по дереву Канатом Нурбатыровым как-то выставила свои работы на одном из вернисажей в “Шежире”.
alt
- Какие орнаменты пользуются популярностью в кошмовалянии?

- Их много, но я бы отметила двенадцать основных. Дело в том, что казахский народ впитал многовековые традиции своих разноплеменных предшественников, чье орнаментальное творчество, ставшее лидирующей формой изобразительного искусства в силу подвижного образа жизни, развивалось по пути не конкретного воспроизведения реальных объектов, а путем передачи его содержания в условно-абстрагированной форме. Как правило, изображались образы не целиком, а с помощью какой-нибудь детали, по принципу замены целого наиболее важной его частью. Одной из предпосылок появления орнамента была и необходимость отмечать предметы семьи, рода, племени отличительными знаками. Постепенно эти знаки-символы приобрели орнаментальную выразительность узора, который стал рассматриваться с эстетической, знаковой, магической, культовой точек зрения.
- Например?
- Это агаш, или древо жизни Байтерек, кошкар муйиз - бараний рог, буркиттуяк - лапа беркута, туйетабан - след верблюда, укиаяк - лапа филина, тогызтобе - девять холмов, райхангул или шоп гул - цветок курая или цветы, торткулак - четыре уха, жана ай - молодой или новый месяц, кун - солнце, атбас - голова коня и казмойын - шея гуся.
alt
- Главный орнамент, которому посвящена выставка, конечно же, кошкар муйиз?

- Ученые давно уже выяснили, что священный баран - древний символ благодати и жизненной энергии был свойственен многим культурам - от Тихого океана до Средиземного моря. Его культ был широко распространен как среди древнетюркских племен, так и среди древнеиранских. Что касается казахов, то у них баран и вовсе считался наиболее чистым существом, обладавшим небесной, солнечной природой. Более того, образы не только барана, но и близких ему диких животных - архара и сибирского козерога - таутеке, широко распространены в древневосточном искусстве, начиная от эпохи неолита и заканчивая поздним Средневековьем. Кроме того, в облике священного барана выступают древнеегипетский бог Амон и индийский бог Индра. Даже Зевс, согласно Лукиану, имел на некоторых изображениях бараньи рога.
alt
- Говорят, что фигурка горного козла также увенчивала парадный шлем знатного воина, погребенного в Иссыкском кургане, а мраморные скульптуры баранов охраняли вход в поминальный комплекс древнетюркского принца и полководца Кюль-Тегина...

- Я полагаю, что в применении к погребальному культу барана действительно следует считать воплощением высшего божественного начала, венчающего гробницу. Особенно учитывая глобальное распространение знаков рогов и спирали и значительное сходство их толкования в различных регионах, а также особую приверженность к ним в скотоводческой среде евразийских кочевников. Например, общий для всех тюркских народов термин “кут” и единое его понимание как жизненной силы, унаследованное тюркоязычными народами от общих предков, как нельзя лучше соответствует этим идеям. Именно в этом, как считают ученые, заключается главный смысл спирального элемента, и именно в таком контексте обретает наглядную убедительность семантическая цепочка: кошкар муйиз - кошкар - кут, то есть орнаментальный мотив парных рогов - баран-производитель - жизненная сила. Причем термин “кут” отражает также соответствующие древнеиранские представления о харизме царской власти, выражаемые в термине “фарн” со значениями от “добрая судьба, счастье” вплоть до “царская слава, царское величество”.
- Какова сегодня ситуация с войлочным искусством в республике?
- Обработка шерсти всегда была специфическим женским трудом, в то время как резьба по металлу, дереву, камню, производство ювелирных изделий обычно принадлежали мужчинам. Однако сегодня ситуация с кошмоделием резко изменилась. В Казахстане этот вид декоративно-прикладного искусства казахов, можно сказать, в масштабах страны практически вымер, а сельские женщины в силу разных причин предали забвению народные методы обработки шерсти и разнообразие видов изделий из кошмы. Даже на юге страны, где работа с войлоком еще сохраняется на слабом уровне, под влиянием интенсивных коммуникационных процессов происходят значительные изменения формы традиционных фигур орнамента вплоть до их унификации, утраты ремесленными изделиями национальной самобытности.
alt
- В чем Вы видите выход из создавшейся ситуации?

- Я считаю, что казахскому киизу необходима государственная поддержка в целях возрождения традиционного кошмоваляния - как в целях сохранения одного из видов традиционного народного творчества, так и в целях развития социального предпринимательства на селе.
Например, та же неправительственная организация - общественный фонд “Дала арулары - Женщины степи” - готова к сотрудничеству и с коммерческими структурами, и с финансовыми институтами, и с государственными учреждениями с целью реализации регионального проекта по созданию ресурсных центров, которые будут совмещать в себе и пункты приема шерсти от населения, и в то же время служить центрами обучения женщин кошмоделию. Причем на первых порах деятельность ресурсного центра не будет ставить целью извлечение прибыли, а будет служить целям возрождения кошмоделия как народного ремесла, создания центра предпринимательства на селе. Было бы неплохо также организовывать городские тематические ярмарки, посвященные искусству войлока.

Астана

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





  • Группа: Гости
  • Регистрация: --
  • Статус:
  • 0 комментариев
  • 0 публикаций
^
 О как здорово, теплдо и красиво!  я тоже думаю, что нужна государственная поддержка для развития такого полезного и нужного творчества! Успехов и процветания Вам дорогие женщины Казахстана! 
  • Нравится
  • 0
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Май 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Май 2019 (100)
Апрель 2019 (156)
Март 2019 (138)
Февраль 2019 (140)
Январь 2019 (137)
Декабрь 2018 (133)

Голосование
Будете ли Вы оформлять подписку на сайт, если сайт станет платным


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение
Fatal error: Call to a member function _destr() on null in /var/www/vhosts/np.kz/public_html/engine/modules/main.php on line 390