ТРАТИТЬ ДЕНЬГИ НА ЛЮДЕЙ

ЛИШНИЕ СПЕЦИАЛИСТЫ, КОТОРЫХ НЕ ХВАТАЕТ

Подробнее >>>
ТРИУМФ ПОБЕЖДЕННЫХ

РЕВАНШИСТЫ ПРЕДЛАГАЮТ СНЕСТИ ПАМЯТНИКИ В РОССИИ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Никто не забыт Культура

Ольга Шишанова
Накануне Дня памяти жертв политических репрессий в Астане состоялся вернисаж “1937: территория памяти. Жоктау”, организаторами которого выступили общественный фонд Ильяса Джансугурова, арт-инициатива Nedelka Projekt и выставочная площадка Дворца Независимости при поддержке фонда “Сорос-Казахстан”

Многострадальная акмолинская земля в 30-50-е годы прошлого века оказалась местом лагерей и ссылок для тех, кого злая рука судьбы вырвала из родных мест. Сколько же их было - замученных непосильных трудом, расстрелянных и униженных? Чей больной рассудок выбрал Казахстан в качестве одного из самых больших островов ГУЛАГовского архипелага - Карлаг, Степлаг, АЛЖИР, а в них сотни тысяч вынужденных поселенцев - немцев, ингушей, корейцев, поляков, русских и украинцев?
Странно, но артисты, врачи, художники оказались в первую очередь “врагами” народа и даже после окончания срока были на положении неблагонадежных с приобретенным пожизненным клеймом, без права выезда, без права работы и без права просто на нормальную человеческую жизнь.
alt
Однако, как рассказали организаторы выставки, несмотря на грандиозный размах репрессий, уничтоживших и искалечивших миллионы человеческих судеб, для современного человека эта трагедия остается неизвестной, что и подвигло организаторов создать такую выставку, на которой экспонаты буквально “кричат” о развернувшейся в середине XX века трагедии.
В представленных работах отражены разные стороны событий конца 1930-х годов. Это массовые аресты, трагедия интеллигенции, насильственная депортация населения, атмосфера предательства и страха, тема ГУЛАГА, судьба членов семей “врагов народа”.
Одним из значительных экспонатов выставки можно считать фотоальбом-каталог, в котором представлены не только работы художников с экспозиции выставки, но и информационные блоки. При этом отдельный раздел каталога представляет творчество тех художников, кто в годы репрессий оказался в Казахстане - стране, которая стала для них второй родиной. Это мастера кисти и красок Леонид Брюммер, Владимир Стерлигов, Всеволод Теляковский, Абрам Черкасский, Владимир Эйферт и другие, чьи имена давно вписаны в историю профессионального изобразительного искусства Казахстана золотыми буквами.
alt
Здесь же представлен один из основоположников национального изобразительного искусства Ходжа-Ахмет Ходжиков, также прошедший через ГУЛАГ. Горе не сломило их дух - у них достало сил выжить и обрести себя и цель заново, и их творчество заискрилось новыми гранями. Они смогли обернуть свои переживания, слезы и страдания в чистое и прекрасное, претворить горечь своей судьбы, постигшей их, в яркие, жизнеутверждающие темы на созданных ими полотнах на гостеприимной земле Казахстана.
Работы на выставке посвящены их мужеству, силе духа и мастерству творить, что бы ни происходило. Например, такова работа из серии “Аруахи”, композиция которой из группы женщин и детей сделана на фоне современной фотографии строящегося жилого комплекса “Жагалау-3” в Астане. Сквозь строящееся здание можно увидеть степь и горизонт, что дает смешение реальностей и времен. Или образы людей, попавших в тиски репрессий - это 12 человеческих ростовых фигур. Зеркала вместо лиц позволяют зрителю увидеть себя в этом образе, создать контакт с той эпохой. А на спинах фигур интеллигент вместо костюма одет в тюремную робу, на которой отпечатан прицел. В то же время эти фигуры чем-то сродни степным балбалам.
alt
Центральное место в экспозиции занимает поэма “Кулагер” - ключевое произведение в жизни сына казахского народа Ильяса Джансугурова и в казахской словесности ХХ века. По мнению арт-критиков, это редчайший пример литературы, предвосхитившей трагедию и боль целого поколения. “Кулагер” стал символом попранной свободы и коварно погубленной красоты. Не случайно газетные номера, где были отпечатаны его фрагменты, были изъяты и уничтожены властями в 1930-х годах, а сама поэма, как и другие произведения литератора, длительное время находилась под запретом и была обречена на забвение. Ильяс Джансугуров успел закончить поэму незадолго до своего ареста и расстрела.
Еще одна неоднозначная композиция из серии “Столы и Стулья”. В ней минимальными средствами - без стаффажа, без какого-то закрученного сюжета - жестко передано настроение страшных тридцатых годов. Все очень просто, геометрическая композиция: стол, два стула, синие обшарпанные стены, льющийся свет лампы под потолком и тени на полу и на стенах. По замыслу художника - это тени тех, кто попытался затеряться среди людей, прятался, работал и выживал, как мог.
Неприметный на первый взгляд фотопринт “Ложка” раскрывает судьбу заключенных Карлага через простые вещи, представлявшие ценность для заключенных. Это сколоченный из досок чемодан с нехитрыми пожитками, ботинки без шнурков, письма от семьи, собственная жизнь и ложка. Ложка была всегда при себе, терять ее было нельзя, и ее ценность уходила только со смертью. Фотопринт передает постепенно теряющий силу и жизнь отпечаток предметов, превращавшихся в призраки вместе со своим владельцем.
А еще на выставке представлена весьма эмоциональная инсталляция, которая отражает идею безликости жертв и равнодушия их палачей. Это небольшая пишущая машинка старого образца и множество бланков - ордеров на арест, печатавшихся в массовом порядке. Здесь проведена параллель - бездушный механизм, обычное бюрократическое действо превращается в налаженный механизм убийств. Именно это, по мнению организаторов вернисажа, которые добавили к инсталляции красноватое освещение, характеризует репрессии 30-х годов с их ужасающими в своей абсурдности “планами” по количеству арестов и сфабрикованными делами.
Однако история не прощает, когда о ней забывают.

Астана

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Июль 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Июль 2019 (69)
Июнь 2019 (132)
Май 2019 (147)
Апрель 2019 (156)
Март 2019 (138)
Февраль 2019 (140)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение
Fatal error: Call to a member function _destr() on null in /var/www/vhosts/np.kz/public_html/engine/modules/main.php on line 390