НЕРАВЕНСТВО И ЭКОЛОГИЯ

В ДАВОСЕ ОТКРЫЛСЯ ВСЕМИРНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФОРУМ

Подробнее >>>
ЗОЛОТАЯ ОРДА

ИСТОРИЧЕСКИЙ РОССИЙСКИЙ СЕРИАЛ ВЫШЕЛ НА ТЕЛЕЭКРАНЫ СТРАНЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Сокровища великой Шамбалы Культура

Ольга Шишанова
В Российском центре науки и культуры открылась выставка “Сердце Азии”, приуроченная к 550-летию создания Казахского ханства и 80-летию подписания Пакта Николая Рериха. О единстве и равноценности больших и малых цивилизаций и культур, рассказанном путешественником и художником Николаем Рерихом с помощью холста и темперы, в эксклюзивном интервью с корреспондентом “НП” поделилась председатель общества Николая Рериха из Степногорска Елена Заостровских

 

 

- Елена Михайловна, в чем изюминка выставленных произведений?

- Выставку мы назвали “Сердце Азии”. Это ссылка к словам Николая Рериха, который прошел через всю Центральную Азию со своей знаменитой экспедицией с 1923 по 1928 год, одной из задач которой было услышать, бьется ли сердце Азии, не замерло ли оно в пустынях. За пять лет Рерихом маршрутами древних торговых путей, через Каракарумский перевал, где находится самый древний и высокий в мире торговый путь, было пройдено около 25 тысяч километров. Он не только писал картины, но и собирал свидетельства великого прошлого этих стран. Это и археологические раскопки, и изучение языков и диалектов, и сбор фольклорного материала - Рерих собирал и записывал древние легенды и предания. Все это было доступно благодаря тому, что в экспедиции участвовал старший сын Рерихов - Юрий, востоковед, который свободно владел почти 30 языками, в том числе местными диалектами тибетского, монгольского, индийского языков. Не случайно про него говорили, что он, как монгол, рожденный в юрте - все эти языки он знал практически в совершенстве. И это открывало доступ к сердцам и простых жителей, и служителей-лам. И, как следствие - экспедицией постигался быт простых людей, а также глубочайшая мудрость, которая хранилась в монастырях Монголии и Тибета. В этой экспедиции Николай приобрел богатый опыт: где хранятся древние знания, где сохраняется обращение к высшему, с почитанием и благодарностью относятся к подвижникам своих народов - там не останавливается развитие духовности.
Но там, где духовность замирает, прекращает биться сердце Азии, как, например, в китайском Туркестане, через который проходил Великий Шелковый путь, вдоль которого располагалось много городов - не только центров торговли, но и центров культуры, науки. В них осуществлялись и богатые обменные связи между странами Востока и Запада. Но когда этот путь описывали китайские путешественники, шедшие им в те времена, то они описывали богатую и кипучую жизнь, а когда по нему шла экспедиция Николая Рериха в конце 1920-х годов, везде царило запустение, присыпанное зыбучими песками. А вокруг было множество памятников старины, к которым не было никакого доступа.

 

 

- Тем не менее у Рериха изумительные картины, репродукции которых вы здесь представили...
- На вернисаже 25 репродукций, отбор которых был сделан по принципу того, что все они относятся к азиатской теме. Экспедиция вышла из Индии через Гималаи, поэтому здесь есть картина “Нанда-Деви”, или “Владычица снегов”. Величественные Гималаи изображены на картине “Чинтамани”, или “Спаситель мира”.
Легенда гласит о том, что от великой Шамбалы спустится белый конь, но в седле его будет не всадник, а все сокровища мира, воплощенные в чудесном камне. И это будет камень мудрости древних веков, которая станет доступной современному человечеству для того, чтобы понять свое предназначение в этом мире: не через войны и распри, а через взаимопонимание и рост культуры шагнуть в великое будущее, сужденное человечеству.
Три сферы, изображенные на полотне и объединенные знаком символа мира, хранительница мира поднимает как флаг лучших достижений человечества, как прошлое, настоящее и будущее, объединенное общим кольцом культуры. Которая представлена здесь как самое высокое, прекрасное проявление человечества, являющееся маяком продвижения в будущее, ориентиром, куда должна двигаться эволюция. Азия очень характерна в этом отношении, ведь здесь долгое время народы находились под иноземной властью, и пережить это можно было только благодаря тому, что внутри у народов хранились принципы высокой культуры и духовности.
Кстати, именно охране культуры, науки и искусства был посвящен и Пакт Николая Рериха, ставший практически единственным международным договором на эту тему, подписанный в 1935 году в Вашингтоне. В нынешнем году исполняется 80 лет со дня его подписания. И охранным знаком, предложенным этим договором, было знамя мира, которое предполагалось поднимать над библиотеками, музеями, памятниками истории, культуры, как знак того, что этот объект охраняется международным правом и за его разрушение виновные могут быть наказаны.

 

 

- Какие еще легенды запечатлены на картинах Рериха?
- Это алтайская легенда, рассказывающая о приходе Спасителя, который установит новый век, новое время. Этой притче посвящена картина Рериха, на которой легендарная личность алтайского народа Аэрот-хан явился как предсказатель, заявив, что скоро вернется сюда белый Бурхан, - так на Алтае называют Будду, который в свое время предпринял путешествие на север. Другая легенда очень древняя - это героический монголо-тибетский эпос о могучем, воинственном Гэсэр-хане, который также приходил всегда на помощь своему народу, истребляя зло в любых его видах. Эпос очень древний, датируется он не позже VII-VIII вв н.э., его нашли в одном из монастырей. Любопытно, что каждый век добавлял к этому эпосу все новые сказания, и когда экспедиция Николая Рериха проходила через все те страны, которые были затронуты в этой легенде, кочевники рассказывали ему все новые и новые истории, ожидая, что воинство Гэсэр-хана непременно вернется. Так индусы ждут Калки-аватара - десятое воплощение бога Вишну, буддисты - Майтрейю, мусульмане называют спасителя мира Мунтазаром. Но суть во всем этом одна - высший носитель духовности, справедливости, мудрости един и на Алтае, и в Монголии, и в Индии.

 

 

- У Николая Рериха очень много голубых, синих, фиолетовых оттенков в произведениях...
- Все свои картины Николай Константинович рисовал прозрачной темперой, которая требует верности нанесения, обобщенного представления, что будет изображено на картине. А фиолетовые оттенки - это символ высшего начала, цвет настроения. Например, в картине “Мать Чингисхана” голубые краски неба - это раздумья, грусть и разлука. И в то же время единство с природой. А еще Николай Рерих обладал удивительным умением так накладывать краски на холст, что они начинали просто “звучать”. Он замечательно пользовался краевыми контрастами красок. Особенно ярко это прослеживается в картинах “Аравийская пустыня”, в той же “Чинтамани” или в картине, посвященной азиатской России под названием “Василиса Микулишна”.
Многие его картины просто повествуют о национальной культуре - это “Песнь утра”, которая посвящена Индии. Вторая картина диптиха - “Песнь водопада” - рассказывает о культуре Китая, она буквально насыщена символикой дао. А сам водопад показан как символ знаний, которые должны разлиться дальше, передаться всему человечеству.
А вот картина, посвященная Магомету, который на горе Хира получает откровение, просто полыхает огненными красками - ведь откровение идет от Огненного Ангела...

Фото Радмир Фахрутдинов

 

Астана

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Январь 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Январь 2020 (79)
Декабрь 2019 (134)
Ноябрь 2019 (148)
Октябрь 2019 (161)
Сентябрь 2019 (130)
Август 2019 (169)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение
Fatal error: Call to a member function _destr() on null in /var/www/vhosts/np.kz/public_html/engine/modules/main.php on line 390