КАЗАХСТАН БУДУЩЕГО - НАРКОДИЛЕРОВ “РАСКИДАЮТ” НА АТОМЫ
Подробнее >>>
ДЕНЬ, КОГДА У НАС ПОЯВИЛИСЬ ДЕНЬГИ

ТЕНГЕ - СКОЛЬКО СТОИТ БИЛЕТ В НЕЗАВИСИМОСТЬ?

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Трехглазые лики былой старины Культура

Ольга Шишанова
В Российском центре науки и культуры открывается фотовыставка “Из пламени веков”. Вернисаж, организаторами которого выступили галерея современного искусства “Шежире” и представительство Россотрудничества в Казахстане, являет собой высококачественные фотографии древнейших скульптурных изваяний из камня и их эстампажей. Каменные личины представлены в экспозиции по материалам художественного альбома кандидата физико-математических наук из Хакасии Сергея Нарылкова

Говорят, что любой эпохе свойственно свое особое искусство. Оттого бытующее мнение о том, что у первобытных народов искусства не было как такового, специалисты все чаще и чаще считают глубоко ошибочным. Именно о таком “особом монументальном искусстве” в археологической культуре Южной Сибири фотовыставка “Из пламени веков”. Она уникальна - в Казахстане проводится впервые, причем работа по фотографированию и обработке снимков велась в течение пяти лет.

 

 

Древние памятники - каменные стелы Хакасско-Минусинской котловины - открылись миру лишь во времена правления Петра I, когда в 1722 году немецкий ученый Даниил Готлиб Мессершмидт впервые раскопал и описал курган на берегу Енисея. Много позднее известный археолог Кызласов исследовал мифы, связанные с окуневскими изображениями, и разработал семантику стел и изваяний. Так появился официальный символ “Древнейшей Хакасии” - солярный знак (круг, вписанный в квадрат) на государственном флаге и гербе Республики Хакасия.

Если же говорить о типичных изваяниях окуневской древнейшей культуры, приехавших из далекого сурового края, то они имеют свои, отличные от всех подобных памятников, характерные признаки. Первый и главный тот, что в средней, самой широкой части - наличие трехглазого лика, с полосами, пересекающими лоб, нос, подбородок, увенчанного вертикальной лентой, поднимающейся ото лба к вершине. При этом в нижней части изваяния изображен упомянутый солярный знак распространенного типа - кружок, выбитый по контуру и с контурным круглым углублением в центре.

 

 

При этом зритель может не только взглянуть на уникальные каменные стелы как на артефакты, которым принадлежит особое место в мировой истории искусства, но понять и прочувствовать сопричастность казахстанцев к окуневскому феномену как предтечи всей тюркской истории и культуры. Рассматривая при этом техническое мастерство древних енисейских художников, которых без преувеличения можно назвать виртуозными. Потому что изображения на изваяниях отнюдь не высечены с помощью металлических или каких-либо других режущих инструментов, а выбиты каменными ударными орудиями, и мастерам удавалось сочетать в одном произведении рельеф, элементы пластики и даже тонкую гравировку. Хотя у окуневцев все было подчинено не человеческим, а вселенским масштабам: человек в окуневском памятнике - лишь часть космоса, стремящаяся познать и освоить бесконечность мирового пространства.
Само же монументальное искусство окуневских племен поражает многообразием форм, загадочностью, причудливостью, фантастичностью образов и той естественной, живой гармонией, что выражается в органичной связи каждого памятника с окружающей средой. Что, собственно, и оказалось представлено на вернисаже в Российском центре науки и культуры в Астане. Правда, отсутствие письменных источников лишает возможности узнать доподлинную мифологию окуневцев, поэтому нельзя дать однозначной интерпретации образов персонажей произведений всего монументального искусства. Однако нельзя сомневаться в главном - основной задачей древнего художника была передача определенного сюжета, образа божества или предка. Обращаясь к фольклору, этнографии, к типологическим параллелям, можно лишь на несколько шагов приблизиться к истине.

 

 

Окуневцами ценились творческий поиск, самостоятельность решения задачи передать с помощью художественных приемов сложную умозрительную мифологическую идею. Собственно, для окуневцев с их богатыми мифологическими представлениями миф и не был поэтическим отображением окружающего мира или шифром каких-то абстрактных понятий, а являлся самой реальностью, очевидной и неоспоримой.
Да и само эстетическое содержание стел тоже было открыто не сразу. Например, до недавнего времени в “каменных бабах” признавали лишь историко-этнографическую, но никак не художественную ценность. Хотя любое искусство неотделимо от прочих проявлений духовной жизни, связано, сплетено тысячами нитей с окружающей жизнью.
И пусть даже сложная красота окуневских изваяний кажется очевидной, но в то же время она беспрестанно ускользает, скрытая то в плавных изогнутых, то в резких энергичных линиях гравированного рисунка, то в простых и грузных, то в динамичных фигурных силуэтах. В качестве примеров можно назвать яркие образцы такого искусства - стела с озера Шира, Тазминская стела, “Верхнебиджинский баран” и стела с озера Беле, а также изваяние из Уйбатского чаатаса, хранящееся сегодня в Государственном эрмитаже.

 

 

Всем этим памятникам присуща та реалистичность при всей фантастичности образа в целом, которую следует рассматривать как желание передать ощущение жизненной энергии, наделяющей камень. Из мифов сибирских народов известно, что определенные органы чувств ассоциируются с вместилищем жизни. Например, “у нганасан все живое обозначалось как имеющее горло или имеющее глаза”. Исходя из этого принципа и развития мифологии можно предположить, что и окуневский мастер, выделяя из общего объема определенный орган, наделял всю глыбу душой.
Сам же объем глыбы песчаника воспринимался им как изображение тела-оболочки, из которой душа (как известно из этнографии, у многих народов вместилищем души считалась голова) словно выглядывает, устремляясь в окружающий мир.
Внимание мастеров привлекали и высокие “шапки”, увенчивающие изображения личин. Их прототип виден в средневековых монгольских шапках, сделанных из бересты и покрытых сверху фатой, которую носили замужние женщины.
Хотя скульптура все равно не была для окуневцев полноценным видом искусства, когда надо было создать монументальный образ, а подобно рельефу сводилась только к техническому приему, открывающему целый мир, увлекательный и поэтичный, освященный верой в вечно длящуюся жизнь души. Так ли это на самом деле, можно понять, лишь посетив открывшийся вернисаж.


Астана

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Ноябрь 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Ноябрь 2018 (92)
Октябрь 2018 (169)
Сентябрь 2018 (156)
Август 2018 (154)
Июль 2018 (178)
Июнь 2018 (171)

Голосование
Будете ли Вы оформлять подписку на сайт, если сайт станет платным


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение
Fatal error: Call to a member function _destr() on null in /var/www/vhosts/np.kz/public_html/engine/modules/main.php on line 390