РУБИТЬ ДЕРЕВО ПОКА ГОРЯЧО

В КАЗАХСТАНЕ НАЧАЛСЯ СЕЗОН ПОЖАРОВ

Подробнее >>>
РАСКРУТИТЬ ПИЛЮЛЮ

ДОРОГИЕ ЛЕКАРСТВА ДЕШЕВО

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Синеглазой вязью из Ирана Культура

Ольга Шишанова
В Национальном музее РК состоялась выставка “Иранская миниатюра и каллиграмма”, на которой представлены миниатюры известного художника, преподавателя иранской живописи, почетного члена Института развития искусств Бехзада Бозорги и каллиграфиста, обладателя высшей степени по каллиграфическому стилю сульс, почетного члена Ассоциации каллиграфов Тегерана Мехди Мовахедипура

 

Известно, что к буквам на Востоке относились с почтением и верой в их божественное происхождение и могущество. Именно поэтому особое внимание в рукописи уделялось каллиграфии. Причем искусство каллиграфа часто ценилось выше искусства миниатюриста, иллюстрировавшего рукопись, и если подпись художника встречалась не часто, то сведения о писце, времени и месте создания завершали почти каждый манускрипт.
Персидская же живопись, более известная на Западе как миниатюра, до сих пор пользуется заслуженной славой и знаменита во всем мире. Вот разве что только портреты, изображения фигур святых лиц или самих событий, с ними связанных или нет, пусть не запрещались, но все же воспринимались с явным неодобрением исламскими религиозными традиционалистами.
Взамен каллиграфия, цветочные мотивы и геометрические композиции были и до сих пор являются основой всех когда-то созданных и создаваемых сегодня иллюстраций в миниатюре. В то время как полихромия (многоцветье) применялась только в керамике.
Живописцы также занимались иллюстрацией текстов Корана, научных трудов, эпических поэм, легенд, воспевающих достижения и подвиги правителей и героев. Так развивалось и совершенствовалось древнее искусство миниатюры.

 

 

Сегодня персидская живопись представляет собой устойчивую многовековую художественную традицию со своими правилами и живописными принципами. Не случайно большинство ученых считает, что главным вкладом персидских художников в мировое изобразительное искусство является живопись миниатюры, существовавшая в древней Персии с XIII по XIX век.
Появление персидской книжной миниатюры связывается зачастую с необходимостью создания простого визуального аналога текста, который бы усиливал впечатление от прочитанного. Однако довольно скоро книжная иллюстрация перестала быть прямым аналогом текста и “зажила” самостоятельной жизнью, а художники стали включать в миниатюры детали, которых в книге и вовсе не было.
Так, со временем персидскими художниками была выработана изумительная живописная система, в которой преобладало утонченное декоративное чувство, а сами произведения являли собой образец понимания того, как на плоской поверхности можно объединить для создания ритмического целого и цвет, и форму.
Особенно это отразилось на создании различных стихотворных рисунков, где из букв замечательно складывалось изображение какой-либо фигуры или предмета - монограммы, ромба, то есть слова стихотворения сами образовывали этот рисунок. Известны они были еще с III века до н. э. Но лишь сто лет назад слово каллиграмма употребил французский поэт Гийом Аполлинер, который часть своих стихотворений выполнял в виде таких вот рисунков, составленных из слов и выражающих тему его стихотворений.

 

 

Кстати, в Древнем Китае на миниатюрных каменных печатях умещались даже целые афоризмы и поучения, да еще и красиво оформленные. Причем искусство каллиграфии, изысканного, украшенного письма, ценилось в Китае выше, чем искусство художника. И в наши дни от созерцания великолепно выписанного иероглифа китаец и японец получают такое же удовольствие, как европейский эстет от картин Рембрандта или Леонардо да Винчи. А все потому, что каллиграфия осталась в Европе уделом одиночек. Причина этого - разница в типах письменности. Ведь на Востоке иероглифическое письмо позволяло выразить слово или даже фразу единым графическим символом. А на Западе, особенно в средние века, возникла другая система - слова складывались из отдельных кирпичиков-букв. Но при этом у обеих систем были свои плюсы и минусы. Достоинства буквенного письма - его универсальность и динамичность, достоинства иероглифического - его образность и компактность. А каллиграммы - некое связующее звено между этими двумя видами письменности. И еще это графическая загадка, стимулирующая образное мышление, развивающая наблюдательность и умение сосредоточиться. Трудную каллиграмму, чтобы никто не прочитал, составить достаточно просто, значительно труднее найти и графически выразить связь между зрительным образом надписи и ее содержанием, соблюсти одновременно соответствие стиля и смысла. Не случайно оба иранских мастера, чьи работы оказались представлены на вернисаже, с удовольствием провели мастер-класс для столичных студентов художественных вузов, делясь секретами своего мастерства.
Добавим, что еще древнегреческий поэт Симмий Родосский писал стихотворения в форме яйца, секиры и крыльев с соответствующим форме содержанием. Монахи Средневековья предпочитали крест и восьмиконечные звезды, как, например, Симеон Полоцкий в XVII веке. Рабле в XVI веке написал оду бутылке, а вот при поэзии барокко любили стихи-рисунки. Например, Катарина Регина фон Грейфенберг часто писала сонеты в форме креста.

 

Фото Радмир Фахрутдинов

 

Астана

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Полужирный Наклонный текст Подчёркнутый текст Зачёркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Вставка ссылкиВставка защищённой ссылки Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Наши награды    

Календарь
«    Апрель 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930


Large Visitor Globe


Архив новостей
Апрель 2017 (118)
Март 2017 (154)
Февраль 2017 (179)
Январь 2017 (167)
Декабрь 2016 (159)
Ноябрь 2016 (156)

Голосование
Будете ли Вы оформлять подписку на сайт, если сайт станет платным


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение
Fatal error: Call to a member function _destr() on null in /home/npkz/public_html/engine/modules/main.php on line 390