КАЗАХСТАН БУДУЩЕГО - НАРКОДИЛЕРОВ “РАСКИДАЮТ” НА АТОМЫ
Подробнее >>>
ДЕНЬ, КОГДА У НАС ПОЯВИЛИСЬ ДЕНЬГИ

ТЕНГЕ - СКОЛЬКО СТОИТ БИЛЕТ В НЕЗАВИСИМОСТЬ?

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Зачем ребенку детство? Культура

Антон Компанеец
Первого июня страна отмечает День защиты детей. Защищать же право детей на благополучное детство нужно круглый год.
Победитель конкурса по обновлению гуманитарного образования в Казахстане, автор новых казахстанских учебников по изобразительному искусству для начальной школы, отличник народного образования Казахстана и член Экспертного совета Международного фонда детского искусства (ICAF) в Вашингтоне, художник и педагог Надежда Загрибельная (Раупова) поделилась мыслями о важности раннего развития ребенка и роли рисования в нем

- Надежда, ваш 13-летний сын Богдан выступал на Глобальном экономическом форуме в Саудовской Аравии с речью о важности обучения изобразительному искусству с раннего детства. Знаю, что Вы педагог и множество Ваших воспитанников также были удостоены престижных международных наград. Так кто же более “виновен” в достижениях сына - гены или воспитание?
- Богдан - никакой не вундеркинд, а обычный ребенок, как и тысячи других детей. Просто с ним начали своевременно заниматься, развивать его способности, которые, кстати, с рождения заложены в любом здоровом ребенке.
- Давайте уточним, своевременно - это когда?
- Как только ребенок родился, не стоит упускать время. Не только колыбельные пойте ему (хотя трудно переоценить значимость колыбельных песен, но, к сожалению, матери поют их детям все меньше и меньше), но и включайте тихо классическую музыку. Не считайте, что это сложно для восприятия ребенка. В одном из детских садов Японии было проведено исследование, целью которого было выяснить, какую музыку любят дети. Результат получился весьма неожиданный. Самой захватывающей музыкой для малышей оказалась 5-я симфония Бетховена.
Когда еще ребенок не говорит и не ходит - показывайте красивые детские книжки с яркими картинками, репродукции произведений великих мастеров эпохи Возрождения, импрессионистов, рисуйте с ним вместе.
Ко всему прочему, рисование поможет вам научить ребенка читать с малых лет. Мой сын свои первые 30 слов читал в два года, говорят, можно и раньше.
alt
- Читать в два года - это невероятно!

- Вы знаете, я убеждена, что все нормальные дети могут начать читать к тому моменту, когда начинают говорить. Все дело лишь в правильном подходе. В дошкольном и уже школьном периоде многое до сих пор идет от зазубривания - десяти-, стократного повторения. Этот прием тоже срабатывает. Если ребенок сто раз повторит, как пишется и произносится слово “кошка”, он, конечно же, его запомнит. Но вот вопрос, а каждый ли ребенок захочет повторять сто раз? И вот получается, что упертые выходят в отличники, а одаренные непоседы плетутся в хвосте.
Существует немало методик раннего развития ребенка. Одна из них - методика раннего обучения чтению Гленна Домана, о которой я узнала уже после того, как Богдан начал свободно читать. При знакомстве с ней я поняла, что шла в этом же направлении, но самостоятельно, основываясь на своем чутье и реалиях своей жизни. Оказалось, что детей давным-давно учат читать с пеленок! И это приносит свои потрясающие, но вполне объяснимые результаты. Уже то, что среди Нобелевских лауреатов десятки тех, кто в раннем возрасте обучался по методике Домана, говорит о многом.
- Значит, Вы считаете, что из каждого ребенка можно сделать гения?
- Ну, что вы! “Гении падают с неба” - говорил Дидро. И я с этим полностью согласна!
Речь не о том, чтобы поставить на поток “производство гениев”, а о том, чтобы развить в ребенке заложенное в нем от рождения. Но, к сожалению, из огромного потенциала зачастую используется лишь очень малый процент. И виной тому устоявшаяся система начала обучения ребенка с 6-7 лет.
- Родители, которые берегут ребенка, боясь информационно перегрузить его в раннем возрасте, рискуют обречь ребенка на отставание по школьным дисциплинам впоследствии.
- Кажется, Лев Толстой говорил о том, что за первые три года своей жизни он узнал больше, чем за всю остальную жизнь.
Ребенок в этом возрасте - губка, он с невероятной легкостью впитывает любую новую информацию. И этот багаж держится в памяти очень крепко. “Только то в человеке прочно и устойчиво, что он воспитывает в себе в раннем возрасте” - это еще в 17 веке утверждал великий педагог Ян Амос Коменский.
Поэтому, когда меня спрашивают, как я отношусь к переходу на 12-летнее образование, то я отвечаю: “Я за 17-летку!” - то есть за обучение ребенка с первого года его жизни, включая 12 школьных лет.
alt
- Насколько я понял, акцент в раннем развитии сделан на участии родителей в этом процессе. Но что же могут родители - инженеры, врачи, продавцы... то есть те, у которых нет специального педагогического опыта, дать своим детям в плане образования?

- Очень многое! Было бы желание. Ищите для него не только интересную информацию, правильные ответы, но и интересные вопросы - побуждайте его задумываться, размышлять, делать выводы, словом, искать ответы. Даже если родитель будет следовать только этим советам, это уже немало. Но можно для ребенка сделать и гораздо больше.
- Например, научить его рисовать? Вы об этом хотели сказать?
- И об этом тоже...
Рисунок маленького ребенка - это его разговор с миром, знаковое письмо. Когда уже хочется о многом рассказать, а словарного запаса еще не хватает, ребенок берется за карандаш, фломастер, кисть.
Нельзя не сказать и о терапевтической роли занятий рисованием. В два с половиной года Богдан довольно сильно был напуган. Так получилось, что, приехав в Алма-Ату, мы пошли в парк развлечений и, когда уже стемнело, мы проходили мимо комнаты страха. В нее мы не заходили, но даже одного взгляда на монстров, висящих на стенах, было достаточно, чтобы сын испугался.
Он не начал плакать, но, видимо, эти ужасные образы засели глубоко в его сознании. Он стал бояться засыпать один. И месяца три подряд рисовал дома только различных монстров, духов - он вырисовывал свой страх. После этого он успокоился. Я не знаю, какими были бы последствия и как долго продолжались бы эти фобии, если бы не рисование.
- Учить ребенка читать, считать, писать, рисовать, слушать с ним музыку и т. д. Где взять на все это время? - спросят многие родители.
- Когда мой сын был совсем маленький, у меня была громадная нагрузка в институте, свободного времени едва хватало на хозяйственные заботы. Так вот, он научился читать в ходе написания мною лекций... Он подходил ко мне и спрашивал: “Мама, что ты делаешь?” Я могла отмахнуться и сказать: “Не мешай, я пишу лекции”. Он бы ничего не понял и ушел в свой уголок, усвоив лишь одну истину, что маме не надо мешать - мама занята... И вот этот первый шажок в сторону от мамы уже начало отчуждения... потом еще и еще один... Я же отвечала сыну, что рисую буквы. Он тут же просил меня показать, и я показывала ему одну-две буквы и называла их. Вот так я готовилась к лекциям, а мой сын к 2 годам выучил азбуку, а к 2,5 годам начал читать.
Не надо списывать свое нежелание заниматься с ребенком на отсутствие времени, ребенок не требует, чтобы его посадили и назойливо стали с ним заниматься. Более того, он не любит этого. Вы дайте ему задание, а ребенок сам будет с ним справляться, если попросит помощи, вы ему подскажите.
- Надежда, а не лишается ли ребенок при такой нагрузке счастливого детства?
- Да, я это не раз слышала и в свой адрес - не лишай ребенка детства. Мне всегда в ответ хотелось задать встречный вопрос: а что есть счастливое детство? Сплошное праздное времяпрепровождение? “Дети быстро схватывают бесчисленное множество предметов” - отмечал Цицерон, а мы же, взрослые, со своим щадящим режимом, со страхом не лишить их “счастливого беззаботного детства” не даем им и половины того, что они смогли бы легко усвоить.
Очень распространено мнение, что в раннем возрасте ребенку надо давать полную свободу действий, что детство должно быть беззаботно, не обременено никакими обязательствами. Я категорически не согласна с этим. Именно в этот период, от рождения и до 7 лет, закладывается фундамент будущей личности. Именно в этот период опасно не перегрузить ребенка, а недогрузить его. Примеров последствий такой недогрузки я наблюдала немало, когда поначалу дети идут вровень со своими сверстниками, а потом постепенно начинают отставать.
Ребенок по своей натуре - искатель. Он задает тысячи почему, от которых мы, взрослые, отмахиваемся. Он готов постигать мир, он готов знать максимально много! И очень часто взрослые ставят заслонку, раннее развитие - это и игры, и забавы, и путешествия, и открытия, и радость достижения. При правильном подходе ребенок не только не лишится детства, но благодаря раннему развитию его детство становится ярче, наполненнее, многограннее и, безусловно, интереснее. При таком подходе детства становится больше, а не меньше.
Никто не говорит, что детей надо заваливать какими-то домашними заданиями. Нет! Короткие по времени занятия, вопросы, загадки, поручения, размышления должны яркой ниточкой вплетаться в канву дня. Свои занятия с сыном я даже не могу назвать обучением - никакой “долбежки”, никаких заданий, никаких проверок знаний не было. Была игра, было открытие чего-то нового. Я вообще не припомню ни одной проблемы, связанной с обучением.
Сейчас я вижу очень хорошую тенденцию, многие молодые родители озабочены воспитанием детей, хотят растить их гармонично развитыми. А уж как сложится их жизнь, станут впоследствии они физиками или лириками, политиками или бизнесменами, они решат сами. Но главное - не упустить момент, когда ребенку интересно и когда он готов и способен усваивать все быстро и легко.
Фото из личного архива

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





  • Группа: Посетители
  • Регистрация: 18.01.2012
  • Статус: Пользователь offline
  • 12 комментариев
  • 0 публикаций
^
Интересные взгляды на дошкольное воспитание. ценные бумаги
  • Нравится
  • 0
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Ноябрь 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Ноябрь 2018 (92)
Октябрь 2018 (169)
Сентябрь 2018 (156)
Август 2018 (154)
Июль 2018 (178)
Июнь 2018 (171)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение
Fatal error: Call to a member function _destr() on null in /var/www/vhosts/np.kz/public_html/engine/modules/main.php on line 390