ЛЕГЕНДЫ И ПАРТНЕРЫ

КАК СДЕЛАТЬ ТАК, ЧТОБЫ ИНВЕСТОРЫ ПОВЕРИЛИ В СКАЗКИ?

Подробнее >>>
СТАВКИ ПЕРЕДЕЛАНЫ

ПОЧЕМУ ИЗМЕНИЛИСЬ ПРОЦЕНТЫ ПО ДЕПОЗИТАМ?

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



История одной рукописи Культура

Айгерим Бейсенбаева
Недавно вышедшее в свет произведение известного писателя и ученого-филолога Берика Магисовича Жилкибаева носит условное название - “Казахский эротический роман”. Заглавие это способно ввести в заблуждение любого, но при прочтении первых же строк читатель понимает, что эротическими рассказами о жизни степного народа дело не обойдется.
Книга, как лакмусовая бумажка, дает читателю информацию, согласно уровню его развития. Занимательные истории из аульной жизни перемежаются глубокими философскими рассуждениями, древние легенды органично вплетаются в реальную действительность, мистика, политика, наука и история - все это нашло отражение в многогранном романе

История создания любого произведения обычно бывает не менее захватывающей, чем само произведение. Книга после написания живет своей жизнью и влияет на судьбы людей. Героями профессора филологии Берика Магисовича являются такие же не равнодушные к емкому литературному слову люди. Жизнь одной рукописи начинается со смертью ее создателя - писателя-отшельника, убитого при таинственных обстоятельствах. В руки следователей попадает образец казахской литературы необычного жанра - эротического. “Токал-наме” - своеобразный степной “Декамерон”.
Литературные произведения, что люди, - в сложные смутные времена они пропадают тысячами без следа, и ведущие счет этим потерям историки и культурологи могут только догадываться об их ценности. Однако рукопись “Токал-наме” не сгинула в архивах, не была сожжена, как отработанный следственный материал, а продолжила жизнь и подтолкнула героев к дальнейшему познанию образцов народного фольклора.
Древняя словесная культура, не только восточная - степная, но и многих других народов мира, оживает на страницах романа. Древние легенды накладывают свой отпечаток на современную жизнь людей. Философские рассуждения обращаются к поискам утраченного - духовности, милосердия, народной мудрости.
Истории чисто развлекательного характера только притворяются таковыми, неся в себе очарование емкого народного языка и некую восточную эпичность. Рассказав очередную историю, автор добавляет: “Есть и другие, не менее драматические рассказы, в любом ауле их можно услышать, но в официальной литературе об этом ни звука. Словно нет в казахской жизни ревности, страстных шекспировских порывов, нет семейных трагедий, все у нас идет тихо, гладко, в соответствии с генеральной линией...”
Когда дело доходит до истории казахского творчества, книга начинает нести характер научного аналитического труда по степени предоставляемой информации, впрочем, не исключающей увлекательности. Смакуя исторические факты, автор рассказывает о времени, когда творчество было в крови казахского народа, искусство было неотделимо от жизни и даже если носило элитарный характер, то выражался он в особой любви народа к произведениям степных авторов и возвеличивании сынов народа - акынов и кюйши.
“Менталитет современного цивилизованного общества, - пишет в противовес автор, - поражен страшной заразой. В нем прочно утвердился взгляд на искусство, как на сферу аристократического образа жизни, возвышающегося над общеплебейским муравейником “простого труда”. Трудовая деятельность, как таковая, в сущности являющаяся источником жизни и сохранения человеческого образа, считается чем-то низменным, вынужденно необходимым. Этой деятельностью может заниматься животное, рабочая скотина, робот, ну и “плебейская масса”. А “личность”, мыслящее существо, естественно, стоит на порядок выше. Поле деятельности такого существа - искусство, а важнейшим из искусств является, как известно, кино. Вот сюда направлялись сынки и дочки нашей элиты”.
Бытовые романтические и не очень истории сменяются легендами об исторических персонажах, реальных и вымышленных. Яркие литературные образы, особенно женские, начиная от простой селянки и заканчивая полубожествами, - наделены соцветием человеческих качеств, выраженных так ярко, как будто присущи они героям басен. Тут и женская хитрость, и мужская смекалка, святость поведения, отвага и рыцарство, о каком поется в народном эпосе.
“В казахском языке очень образно и прямолинейно схвачены качества хороших и плохих людей. В атрибутах, которыми пользуется народ, заключена такая сила, что они характеризуют человека на протяжении долгого времени.
Проходят десятилетия, столетия, а определение становится именем. Например, Асан-Кайгы - “Печальный Асан”. Или “Жаяу Муса” “Пеший Муса” так и осталось в народном сознании как имя собственное. Таких примеров тьма-тьмущая. Способность народа метким определением маскировать лиц, превращая их в типы, а из типов превращать в особые социально-психологические слои, группы, контингенты - это гениальный дар”.
В книге нет ярко выраженного сквозного персонажа. Скорее, главным действующим лицом является народный литературный язык, объединяющий в книге историю разных народов и изливающий нам мудрость предков со страниц великих произведений.

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Октябрь 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Октябрь 2018 (104)
Сентябрь 2018 (156)
Август 2018 (154)
Июль 2018 (178)
Июнь 2018 (171)
Май 2018 (143)

Голосование
Будете ли Вы оформлять подписку на сайт, если сайт станет платным


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение
Fatal error: Call to a member function _destr() on null in /var/www/vhosts/np.kz/public_html/engine/modules/main.php on line 390