ЦЕНЫ ЖИЗНИ В РАЗГАРЕ СЕЗОНА ОХОТЫ
Подробнее >>>
НАДО МНОЮ СОЛНЦЕ НЕ САДИТСЯ

СЪЕМОЧНАЯ ГРУППА НАШУМЕВШЕГО ФИЛЬМА В АЛМАТЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Танец пера и чернил Культура

Ольга Шишанова
Услышав словосочетание “танец пера и чернил”, в первую очередь думаешь о восточной каллиграфии. И это действительно так. Только на этот раз каллиграфия оказалась не японской и не китайской. Она - арабская. И это даже не чистая каллиграфия, а живопись, созданная по ее мотивам. Варианты начертания позволяют каллиграфу не писать, а изображать текст. В странах Ближнего Востока - Ливии, Алжире, Иране, Тунисе, Бейруте и Палестине - каллиграфию тоже издревле считают первейшим из искусств.
Теперь она вдохновляет на подвиг художников новой волны

В Астане состоялось открытие вернисажа под названием “Священный Коран в свете иранского искусства”, приуроченного к празднованию 20-летия независимости Республики Казахстан, а также году председательствования Казахстана в Организации исламского сотрудничества, на котором было продемонстрировано порядка 75 работ трех видных иранских мастеров - Рахима Чархи, Хасана Моллави и Парвиза Назари. Также в программе мероприятия были организованы мастер-классы для ознакомления зрителей с удивительными техниками арабской каллиграфии.
Такой необычный мастер-класс нельзя было даже и представить, настолько сложна оказалась каллиграфия. Казалось бы, знаешь, как пишутся иероглифы, ну и черти их сколько душе угодно, хотя бы на асфальте. Но когда Парвиз Назари взял кисть и провел первую линию, стало ясно - это не урок чистописания. Его рука парила в воздухе, она была одним целым с кистью, каждое движение которой оставляло неповторимый след.
Влад Бородин
Иранский мастер Парвиз Назари
Как пояснил при этом г-н Назари, арабская или, как ее еще называют, исламская каллиграфия - это один из видов изобразительного искусства, в котором основным выразительным средством выступает арабская письменность, используемая в арабском, дари, пушту, персидском, уйгурском, урду и некоторых других языках. Арабская каллиграфия получила особенное развитие именно в исламской культуре в силу существующего запрета на изображение Аллаха, пророка Мухаммеда и живых существ вообще (так называемого аниконизма), поэтому каждое написанное каллиграфией слово само по себе получало сакральный смысл.
Искусство арабской каллиграфии особо почитается в мусульманском мире, являясь средством сохранения и распространения божественного послания, заключенного в Коране. Каллиграфию иногда называют самым исламским из всех видов искусств. В этих изящных линиях отражается стройная и гармоничная философия Востока, и самое главное - пока человек сосредоточенно выписывает сложные линии и изгибы, в его смятенную душу нисходят спокойствие и умиротворенность. Чтобы преуспеть в этом сложном искусстве, нужно многое узнать и понять, ведь даже то, как заточено и из чего изготовлено перо, влияет на результат работы. Поэтому крайне важно, чтобы искусные учителя наставляли начинающих. И те, кто учится арабской каллиграфии, на самом деле приходят за красотой, извечно спасающей этот мир. Сам г-н Назари отдает предпочтение технике “Мошаббак-е фелез”, что значит ажурная резьба по металлу, или каллиграфия по металлу, где рисунок сначала наносится кистью, а только потом процарапывается металлическим стержнем на металлической поверхности.
Его собрат по цеху - Хасан Моллави и вовсе считает, что каллиграфия - это искусство изображения слова, доведенное в арабских странах до высшей степени совершенства. Еще пророк Мохаммед сказал: “Письмо - половина знания”. Поэтому в арабских странах степень владения каллиграфией всегда была показателем образованности и духовного совершенства человека. И это неудивительно, ведь любой образец средневековой арабской каллиграфии - несомненно, произведение художника, математика и тонкого стилиста в одном лице. Когда-то основы каллиграфии преподавались в начальной школе и духовном училище. Однако подлинными виртуозами были лишь немногие избранные каллиграфы - “хаттаты”, искушенные во всех тонкостях арабских почерков и начертаний.
Влад Бородин
Хасан Моллави
Сначала арабы пользовались стилем хиджази, в котором сохранялся стиль клинописного письма с прямыми углами. Он господствовал до XII века и был канонизирован как почерк, которым пишут названия сур Корана. Постепенно стали вырабатываться новые почерки, большинство которых было вариантами “великолепной шестерки” - шести почерков, признанных каноническими. Это насх, мухаккак, сульс, рикаа, райхани, тауки. Каждый почерк применялся в определенной сфере, например, почерком дивани писали дипломатические документы, почерком рикаа пользовались в быту, почерком насталик писали комментарии к Корану, а почерк куфи (возникший на базе хиджази) до сих пор используется (в разных вариантах) в архитектуре и декоративном искусстве. Каждый из этих почерков зависел от времени, места написания и мастера - каллиграфа. Имел значение и цвет чернил. Известно, что некоторые каллиграфы, изготовив чернила, привязывали сосуд с ними на шею верблюда, отправлявшегося в Мекку. Считалось, что именно этими чернилами следует делать копии Корана. К каллиграфии относились как к точной науке: высчитывались высота вертикальных букв, протяженность слова на строке. За эталон отсчета брали ромб, который образовывался при прикосновении косо заточенного калама (тростниковой палочки) к бумаге. Таким образом, протяженность той или иной буквы должна была составить (в зависимости от почерка) два или три ромба. С распространением книги в мусульманском мире более популярными стали скорописные стили почерка - рукаа. Как правило, этим почерком написано большинство манускриптов позднего времени.
Кроме каллиграфии в чистом виде при оформлении Корана использовалась и используется такая техника, как “тахсиб” - заключение священных аятов и сур в изящные рамки в технике золочения, которой предпочитает пользоваться в своей работе иранский мастер Рахим Чархи. В зависимости от того, как он удерживает перо в руке и под каким углом оно у него расположено к бумаге, при оформлении у художника получаются штрихи переменной толщины, а буквы связываются друг с другом, образуя орнаменты, которые он стилизует различными способами.

Астана

Влад Бородин
Справка “НП”
Шесть стилей классического арабского письма:
1. Куфи является самым древним из всех видов арабского письма. При написании его букв опора идет на правила геометрии, сочетаемые с орнаментом. Именно почерком куфи были написаны первые экземпляры Корана в самом начале формирования ислама.
2. Насх был создан примерно 12 веков назад каллиграфом Ибн Муклахом. Он пишется короткими горизонтальными “стежками”, вертикали равны по длине горизонталям, изгибы полные и глубокие, интервалы между словами всегда выдержаны. Поскольку насх легко читается, его техника написания проста и доступна, именно он чаще других видов письма стал использоваться для написания коранических аятов. В настоящее время насх - самый распространенный тип почерка, использующийся в книгах и газетах и легший в основу печатного арабского шрифта.
3. Сульс появился еще на 2 века раньше. Само слово “сульс” в переводе означает треть. Возможно, это связано с соотношением прямых линий относительно изгибов или с тем, что шрифт составлял треть размера от куфи. Это, скорее, орнаментальный стиль, по сей день используемый в различных эпитафиях, посвящениях, заголовках, обращениях в высоком стиле. Стиль характеризуется изогнутыми буквами с крючками на конце.
4. Талик появился в Иране (там он был назван “фарси”, а сейчас его традиционно называют “насталик”). Его особенностью является то, что буквы при написании постепенно съезжают сверху вниз, и получается, что слова как будто написаны по диагонали. Этот почерк также характерен плавностью очертаний букв, малым размером вертикальных линий. Талик используется в Иране, Индии, Пакистане и Афганистане. На его основе был создан современный рукописный почерк тахрири.
5. Дивани используется для написания приказов правителя, государственной переписки, официальных писем и отличается особой помпезностью. В нем буквы изящно изгибаются, есть свешивающиеся отростки и узоры.
6. Рика (или рукаа) - означает “маленький листок”. Для экономии места на бумаге каллиграфы создали стиль, позволяющий писать сжато, но сохраняя быстроту письма. Стиль был разработан на основе насха и сульса. Он считается самым легким из почерков и простым в употреблении, поэтому широко используется в быту и для быстрого письма.

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Октябрь 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Октябрь 2019 (78)
Сентябрь 2019 (131)
Август 2019 (169)
Июль 2019 (144)
Июнь 2019 (132)
Май 2019 (146)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение
Fatal error: Call to a member function _destr() on null in /var/www/vhosts/np.kz/public_html/engine/modules/main.php on line 390