ЗАЛЫ ОЖИДАНИЯ ТЕРРОРА

В КАЗАХСТАНЕ 17 ТЫСЯЧ УЯЗВИМЫХ ОБЪЕКТОВ ДЛЯ АТАК

Подробнее >>>
ШАНС ВЕРНУТЬСЯ НА ОЛИМП

ГОЛОВКИН VS ДЕРЕВЯНЧЕНКО

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Ошибки над ошибками События

Алла Иванилова
О качестве отечественных учебников говорилось и писалось неоднократно. Каждый новый министр образования и науки обещал все исправить. Однако пока безуспешно. Учебники продолжают критиковать за орфографические и стилистические ошибки. Вызывают нарекания не только их содержание, но и полиграфическое исполнение. Доходит до того, что школьники подают в суд на Министерство образования и науки

Качество
Казахстанские учебники сегодня не критикует разве что ленивый: депутаты, родители, учителя, ученики и даже само руководство Минобразования. Однако ситуация от этого сильно не меняется, наоборот, обрастает все новыми анекдотами.
 Действительно, содержимое сегодняшних учебников не стимулирует и не заинтересовывает школьников. Более того, не только дети, но и взрослые не могут разобраться в том, что пишут современные авторы, которые не перестают удивлять.
Вспомним лишь некоторые ляпы. Учебник английского языка для 5 класса, изданный три года назад, содержал в себе вопрос: кем по национальности был Юрий Гагарин? Детям предлагалось выбрать правильный ответ из трех: англичанин, испанец или американец. Грубую ошибку обнаружили родители, а не в Министерстве образования и прочих комиссиях, которые рекомендовали данный учебник. При этом его автор Танат Аяпова уверяла, что ошибку допустили в издательстве. В другом учебнике английского языка “English. Аsылшын тілі” для 6 класса, изданном алматинским издательством “Атамура” еще в 2006 году, на карте мира не значился Казахстан. Территория нашей страны угадывалась лишь по контурам Каспийского моря, Арала и Балхаша. Стоит отметить, что это было второе издание, переработанное и дополненное. Причем автором значилась все та же Танат Аяпова совместно со Збирой Абильдаевой.
Алматинский школьник и вовсе подал в суд на Министерство образования и науки после прочтения учебника по правилам дорожного движения для 1-2 классов. Нанесенный ему моральный ущерб мальчик оценил в 100 миллионов тенге. В своем исковом заявлении истец писал: “После полного прочтения этой книги я пришел в чувство замешательства и психического расстройства из-за попытки понять этот учебник. Потому как написан он неграмотно, с большим количеством ошибок и изобилует просторечными выражениями, содержащими стилистические ляпы и грамматические ошибки, его невозможно понять... Этот учебник, воздействуя на мою психику, вызывая сумятицу в мозге, прямо искажает и уродует выражение моих мыслей, которые передаются для понимания обществу посредством выражения моих слов. Заставляя и вынуждая меня при этом выставляться перед обществом дебилом, не умеющим красиво, культурно и разумно выразить свои мысли”. По мнению ученика, издание, тираж которого 12 150 экземпляров, не что иное, как угроза национальной безопасности. Учебник пестрил оригинальными фразами: “расстояние проходимой машиной дороги между началом нажима водителем на тормозную педаль и до остановки транспорта называется тормозным путем”, или “попадание детей под колеса машин зачастую происходит из-за того, что ими не всегда учитывается это обстоятельство”. Однако дело ничем не закончилось: отец школьника, представляющий его интересы в суде, отозвал иск.
Также в списке самых критикуемых - учебники по казахскому языку и казахской литературе, которые недостаточно способствуют обучению и овладению государственным языком. Еще одним слабым местом является история нашего государства, в том числе и современного Казахстана. Для того, чтобы решить эту проблему, при Министерстве образования уже не первый год действует Научно-исследовательский институт истории развития государства, по результатам деятельности которого будут выпущены учебники по истории современного Казахстана.
Парадокс, но больше половины казахстанских школьных учебников возвращаются разработчикам на доработку. “Браком” считается несоответствие учебно-нормативным документам - государственным образовательным стандартам, учебной программе, тематическому планированию, когда количество материала не проходит по сетке часов, наличие грамматических, орфографических и стилистических ошибок, несоответствующие дизайн, качество бумаги, вес учебника и др. Но даже после доработки можно найти неточности и грубые ошибки. Сотрудникам Министерства образования и науки, дающим “добро”, следует хоть иногда “перелистывать” учебники.
 Экс-министры Жансеит Туймебаев и Бакытжан Жумагулов не замалчивали эту проблему, а наоборот, проводили совещания со всеми, кто так или иначе причастен к написанию и изданию учебников, грозились выставлять напоказ некачественные образцы и более того - строили планы, как можно решить эту проблему.
Так, Жансеит Туймебаев, 10-й по счету министр образования и науки, руководивший ведомством с 2007 по 2010 год, считал, что проблема кроется в несовершенстве нормативно-правовой базы, экспертизе учебной литературы, низкой профессиональной компетенции и гражданской незрелости отдельных авторов и экспертов, оценивающих их работу. Под его началом были внесены изменения в правила подготовки и экспертизы изданий учебной литературы, а также сформирована база данных экспертов в разрезе предметов из числа опытных учителей-практиков, методистов и ученых.
Его преемник Бакытжан Жумагулов дал старт программе развития республиканского научно-практического центра “Учебник” на 2011-2015 годы и ввел систему независимой экспертизы, суть которой заключается в том, что министерство передает представленное разработчиками издание в РНПЦ “Учебник”. После полной проверки его перепроверяют в Республиканском общественном совете, куда входят депутаты парламента, известные ученые и опытные педагоги. Совет и принимает окончательное решение - рекомендовать или отклонить. Также на основе изученного международного опыта по разработке, экспертизе и изданию учебной литературы в Англии, Германии, Канаде, Норвегии, России, Сингапуре и США, а также анализа запросов депутатов парламента и критических публикаций в СМИ центром были разработаны новые подходы, направленные на повышение качества казахстанских учебников. Так, бывшим министром введена конкурентная среда для разработки учебников, сформирована система оценки и апробации. В 2014 году новые учебники, которые примет группа экспертов, отдадут на апробацию в школы. Ранее такого “экспериментального” этапа не было.
Еще одна проблема, с которой боролся экс-министр Жумагулов, заключалась в том, что из года в год авторами учебников являлись одни и те же люди. То есть люди, которых признали негодными для создания учебников, вновь пишут труды по обучению наших детей. Он озвучил идею о необходимости подготовки авторов и экспертов новой формации, введения принципа полной ответственности за качество учебников и учебных пособий. Кроме того, было принято решение менять казахстанские учебники один раз в четыре года. Но претворять все в жизнь теперь будет новый министр образования и науки Аслан Саринжипов. На него возлагают большие надежды и родители.
alt
Количество

Однако не успел новый министр занять кресло, как в стране начался ажиотаж из-за учебников. Родители буквально оккупировали книжные магазины, поскольку им вновь заявили, что “гранит знаний” они должны покупать за свой счет. В свою очередь крупнейшие казахстанские издательства выполнили заказы, однако спрос не уменьшался. Возможно, такой суматохи не было, если бы управления образования давали примерный прогноз по количеству учеников на будущий год.
Дефицитом воспользовались мошенники. Они нелегально печатают и продают “левые” тиражи, в которых впоследствии и могут обнаружиться различные ляпы. Качество таких “книг” хуже, зато цена дешевле, что многих и привлекает.
Чиновники в ажиотаже винят самих родителей. Мол, каждый год они надеются на государство и покупку учебников откладывают до 1 сентября. Министерство образования и науки заявило, что за нехватку школьных учебников отвечают местные исполнительные органы, в частности, управления образования каждого региона, поскольку они самостоятельно осуществляют заказ и закуп. Центральное ведомство в этом случае выступает только в роли “спонсора”.
Между тем наибольший ажиотаж наблюдался в Алматы. Однако местные чиновники от образования уверяют, что обеспеченность учебниками в городских школах равна практически 100 процентам. Только ученики третьих и десятых классов “не полностью обеспечены”. А очереди, по их мнению, создают приезжие - родители учеников из Алматинской области. В местном управлении образования заверили, что к 2015 году все алматинские школьники будут полностью обеспечены учебниками. Как учиться до 2015 года, чиновники не комментируют.

Астана

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Август 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Август 2019 (135)
Июль 2019 (144)
Июнь 2019 (132)
Май 2019 (147)
Апрель 2019 (156)
Март 2019 (138)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение
Fatal error: Call to a member function _destr() on null in /var/www/vhosts/np.kz/public_html/engine/modules/main.php on line 390