АКЦИИ АРЕСТА

ЮРИДИЧЕСКИЙ КАЗУС ЦЕНОЙ 38 МИЛЛИОНОВ

Подробнее >>>
ДОПИНГОВЫЕ ”ДОСТИЖЕНИЯ”

КАЗАХСТАНСКИХ СПОРТСМЕНОВ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Стандарты вредных привычек События

Алла Иванилова
Заботясь о благополучии казахстанцев, Министерство здравоохранения разработало пакет поправок в Кодекс “О здоровье народа и системе здравоохранения”. Новшества предусматривают введение запретов на рекламу вредных продуктов и дополнительную налоговую нагрузку на их производителей.
Недавно в национальной палате предпринимателей “Атамекен” прошли общественные слушания по рассмотрению законопроекта с участием всех заинтересованных сторон

Пожалуй, самой неоднозначной поправкой является запрет на курение в общественных и специализированных местах. При этом разработчики не приводят конкретный исчерпывающий список общественных мест. Более того, предложили штрафовать за курение на собственных балконах, в автомобилях и оборудованных помещениях, в которых действующее законодательство разрешает курить. Это зоны для курения в аэропортах, кафе и ресторанах. “Курить можно будет только на улице, в том числе у входа в заведения, на виду у детей, буквально “обкуривая” прохожих”, - констатировал президент ассоциации ресторанного бизнеса HoReCa Игорь Копайлов. Между тем заместитель председателя комитета охраны общественного здоровья (КООЗ) Министерства здравоохранения Нуркан Садвакасов объяснил это таким образом: “Когда человек вышел в общество, он должен соблюдать общие каноны. Дома пускай курит, в туалете у себя пускай курит, но когда он вышел в общественное место, он не может. Разве может он в парке ходить и курить? Я считаю, что это одно из таких направлений, которое защитит наше будущее поколение от воздействия этого дыма”. При этом чиновник пояснил, что сейчас идет обсуждение, какое место можно считать общественным. “Если во дворе возле вас стоят два-три человека посторонних - это уже скопление людей”, - уточнил Садвакасов.

 

 

Что касается запрета на курение в оборудованных для этого помещениях, то, по словам рестораторов, “это не более чем борьба с ветряными мельницами”. С 2009 года в Казахстане ввели правило: курить в общественных местах только в “курилках”. Сегодня в стране более 240 ресторанов оборудовали такие места, и в среднем их затраты на это составили 800 тысяч тенге. Теперь, если чиновники запретят курить даже в “курилках”, заведения общепита от этого пострадают. В доказательство привели зарубежный опыт. В частности, в Шотландии в 2004-2007 годы действовал полный запрет на курение в общественных местах. Это привело к сокращению на 20 процентов ресторанов, на 14 процентов работников этих заведений, и в целом закрыли 5500 пабов. В Испании, где в 2013 году тоже ввели аналогичное “табу”, тысячи работников сферы общепита остались без работы. К тому же участились случаи неуплаты по счету - люди выходили покурить на улицу и пропадали. Юрист ассоциации ресторанного бизнеса HoReCa Куаныш Серкенов считает, что такой запрет вызовет обратный эффект: толпы курящих на улице - живая реклама сигарет.
Помимо ужесточения регулирования табачных изделий Минздрав предлагает вести регулирование новых видов и средств доставки никотина и потребления табака - девайсы, электронные сигареты, водяные трубки. Однако некоторые ратуют за исключение из проекта кодекса термина “девайсы для курения”, поскольку отсутствуют стандарты и техрегламенты на электронные сигареты, позволяющие идентифицировать продукт.
Немало вопросов у бизнес-сообщества вызывает запрет на продажу табака в радиусе 100 метров от образовательных учреждений. Всего под “стометровку” по всей республике попадают около 80 процентов из примерно 49 тысяч торговых точек разного формата. Аналогичная норма уже действовала в Казахстане для алкоголя в течение пяти лет, но ее отменили из-за коррупционных рисков. Так, некоторые проверяющие считали 100 метров от двери до двери, другие - от забора до забора. Кроме того, ее эффективность в виде снижения потребления алкоголя так и не доказали практическим путем, поэтому норму упразднили. А теперь хотят вернуть, но только для табачной отрасли.
По словам президента ассоциации “КазАлкоТабак” Амиржана Калиева, такие нововведения разорят “тысячи мелких торговцев, лишат дохода и оставят без средств к существованию владельцев и законопослушных работников торговли, вся вина которых в том, что их точка оказалась в размытой стометровой зоне от музыкального кружка или секции по йоге”. Вместе с тем он отметил, что если эту норму примут, необходим переходной период, а также разные критерии по градации городов и районов.
Нарекания вызывает и запрет продажи табачных изделий в торговых точках площадью менее 10 квадратных метров. Согласно прогнозам ритейлеров, это повлечет банкротство тысячи магазинов формата “шаговой доступности”, чей доход на 30-40 процентов зависит от реализации табачных изделий. В сельской местности, где нет экономической целесообразности иметь большую торговую площадь, под запрет ограничения площади попадут свыше 90 процентов магазинов.
В рамках проекта кодекса предлагают введение запрета рекламы продукции с излишним содержанием сахара, соли и трансжиров. В свою очередь, пищевую продукцию производят согласно установленным стандартам, она соответствует ТР ТС 021/2011 “О безопасности пищевой продукции”, что в целом говорит об отсутствии в ней содержания этих вредных веществ. Более того, в законопроекте нет методики определения “вредности” продуктов питания: какие это продукты, какое содержание вредных веществ критично, а что допустимо. При этом в рамках ранее проведенного анализа регуляторного воздействия обсуждали вопрос об ограничении рекламы в теле- и радиопрограммах с 7 до 22 часов местного времени, тогда как в проекте кодекса речь идет о полном запрете (баннеры, СМИ). Более действенный механизм, как считают многие бизнесмены, - не запрещать, а просвещать, прививая населению “культуру питания”. Нужно научить потребителей интерпретировать информацию на этикетках продуктов питания и напитков.
Поправки в кодекс предусматривают создание фонда здоровья, направленного на финансирование профилактических мероприятий по охране здоровья и пропаганде здорового образа жизни, а также в качестве дополнительного источника финансирования неправительственных организаций. Планируют, что бюджет этого фонда будет состоять из обязательных отчислений компаний, производящих табачную и алкогольную продукцию, - два процента от ставки акциза. Учитывая значительный размер ставки акцизов в Казахстане, по предварительным подсчетам, ежегодные отчисления в фонд здоровья составят около 5-6 миллиардов тенге. При этом Министерство здравоохранения до сих пор не представило стратегию, состав и правила работы организации. Непонятно и как будут распределять поступившие средства, какой мониторинг будут применять. “Есть все условия для ситуации, когда профильные НПО будут бесконтрольно распределять гранты между собой и тратить их без общественного или государственного контроля”, - считает директор центра прикладных исследований “Талап” Рахим Ошакбаев. Кроме того, зачем “плодить” внебюджетные фонды, функции которых должно исполнять Министерство здравоохранения. Правда, чиновники от Минздрава на этот вопрос отвечают просто - у них в бюджете нет лишних денег на пропаганду здорового образа жизни.
При этом понятно беспокойство компаний, которые сегодня уже несут большую налоговую нагрузку, где только акциз составляет 50-60 процентов в себестоимости продукции. Так, ежегодно табачная отрасль платит 150 миллиардов тенге, алкогольная - около 55-60 миллиардов тенге в виде акцизов. В целом такие нововведения они рассматривают как новый дополнительный налог, который, по их мнению, приведет к повышению цен и оборота контрафакта.
Поправки в Кодекс “О здоровье народа и системе здравоохранения” вызвали волнение не только у бизнесменов. Они затрагивают интересы представителей массмедиа, кондитеров, конфетных фабрик. Однако это лишь начало диалога, законопроект будут еще дорабатывать.

Астана

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Наши награды    

Календарь
«    Апрель 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Апрель 2019 (105)
Март 2019 (138)
Февраль 2019 (140)
Январь 2019 (137)
Декабрь 2018 (133)
Ноябрь 2018 (167)

Голосование
Будете ли Вы оформлять подписку на сайт, если сайт станет платным


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение
Fatal error: Call to a member function _destr() on null in /var/www/vhosts/np.kz/public_html/engine/modules/main.php on line 390