ОТМОТАТЬ СРОК

ПИЩЕВЫЕ ОТХОДЫ МОГУТ ПРИНЕСТИ ДОХОДЫ

Подробнее >>>
ФК “АСТАНА” НАЦЕЛЕН НА ПОБЕДУ В ЧЕМПИОНАТЕ КАЗАХСТАНА
Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Экономика должна быть... автономной Новость дня / События

Алан Байтенов
Вчера официально опубликовали постановление главы правительства Карима Масимова, которым вводится запрет на экспорт ГСМ. Решение вступает в силу 1 июня. Запрет продлится до 1 сентября. Декларируемая цель - снизить цены на топливо на внутреннем рынке.
Налицо очередная настырная попытка “построить” административными способами саморегулирующуюся рыночную систему. Смириться с запретом на экспорт ГСМ можно только потому, что эта мера хоть как-то приспустит цены после недавней попытки еще более бесцеремонного административного вмешательства в эту отрасль, а именно - введения экспортной пошлины, которое и взвинтило цены на нефть и нефтепродукты


Стихийное поднятие цен на горючее преследует Казахстан каждый год. И каждый год правительство принимает одни и те же не совсем, мягко говоря, результативные меры. И в этом году оно опять “опаздывает” с регулированием цен на ГСМ: мировые цены на нефть растут с каждым днем, уже вплотную подбираясь к 130 долларам за баррель, что, конечно, усугубляет дефицит сырой нефти на отечественных НПЗ. Да и в общем польза от административного регулирования рыночной машины достаточно сомнительная. Хотя бы вспомнить подобное административное регулирование как введение в начале апреля экспортной пошлины на сырую нефть. Что, по понятным причинам, только спровоцировало резкий скачок цен на нефть и нефтепродукты.
alt
А ведь аврала на внутреннем рынке можно было избежать, введя экспортную таможенную пошлину и запрет на экспорт ГСМ одновременно. Но время было упущено. При этом мы не говорим о том, что отечественным НПЗ давно пора выйти на полную мощность производства. Сегодня импорт топлива составляет порядка 25 процентов потребности республики. От чего мы автоматически начинаем зависеть от российских поставок, что в первую очередь подразумевает дефицит и скачки цен теперь уже в зависимости от внутренней стоимости российской нефти и ее продуктов. То ли еще будет, когда в ближайшее время некоторые НПЗ встанут на плановую модернизацию и каждый литр топлива на внутреннем казахстанском рынке будет на вес золота. Разве что исходя только из таких соображений и можно согласиться с “методами” правительства.
Кроме того, правительство неоднократно принимало попытки реприватизировать эту область с целью, так сказать, регулирования цен. Правда, желанием чиновников было, скорее, не снизить цены, а заняться собственным бизнесом... Ведь очевидно, что удержать цифры только их фиксированием невозможно: компании, будь они трижды государственными и имеющими свои преференции, допустим, в налогообложении, не смогут противостоять рынку. Вот и получается, что этот способ регулирования цен со всеми вышеперечисленными также не приведет к ощутимым результатам.
Большинство экспертов сходятся на одних и тех же причинах скачка цен на ГСМ, от которых не смогут спасти краткосрочные, принимаемые правительством меры по сбиванию цен. Качественно изменился сам спрос на нефтепродукты. Во-первых, по словам первого руководителя ТОО “Гелиос” Константина Свиридова, существенно вырос автомобильный парк Казахстана, ежегодный прирост составляет 10-15 процентов. Причем последнее время отдается предпочтение иномаркам, которые в основном употребляют высокооктановый бензин - самый дорогой в производстве. Так что не стоит забывать и о существенных вливаниях в оптимизацию производства нефтепродуктов: напомним, что грядет повсеместное введение стандарта топлива Евро-2. Как поделился с нами Константин Свиридов, в ближайшем будущем, например, ПНХЗ планирует переходить на стандарт Евро-2, что на первом этапе, возможно, также скажется на стоимости его продукции.
А вообще нынешняя ситуация с ценами на топливо еще раз подтверждает, что Казахстан глубоко интегрирован в мировую экономику и малейшее изменение ситуации тут же можно проследить на его рынках. Будь то ипотечный кризис, высокие ставки на нефть или дорожающее продовольствие. Но у государства сегодня “включился” гипертрофированный инстинкт самосохранения, эдакая страусиная политика - отгородиться от всех мировых перепадов административными мерами. При этом позиционируя себя открытой и либеральной страной.
Парадокс, в общем. Но дело даже не в нем, а в том, что в сегодняшнем мире глобализации проблематично построить свой островок чего бы то ни было в “одной, отдельно взятой стране”. Нельзя справиться с мировыми капитализмами, “разведя” лишь у себя, “на местах”. Надо учиться искусству управления государственным кораблем, так сказать, в бушующих водах Мирового океана. Хотя, конечно, проще заняться самовнушением и попытаться справиться с бурей, издавая специально подготовленные мантры. Простите, постановления правительства.

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Октябрь 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Октябрь 2019 (99)
Сентябрь 2019 (131)
Август 2019 (169)
Июль 2019 (144)
Июнь 2019 (132)
Май 2019 (146)

Голосование
Будете ли Вы оформлять подписку на сайт, если сайт станет платным


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение
Fatal error: Call to a member function _destr() on null in /var/www/vhosts/np.kz/public_html/engine/modules/main.php on line 390