РУБИТЬ ДЕРЕВО ПОКА ГОРЯЧО

В КАЗАХСТАНЕ НАЧАЛСЯ СЕЗОН ПОЖАРОВ

Подробнее >>>
РАСКРУТИТЬ ПИЛЮЛЮ

ДОРОГИЕ ЛЕКАРСТВА ДЕШЕВО

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Давайте спустимся на землю Новость дня / События

Мадина Меирманова
В правительстве подвели итоги полугодовой работы над исправлением земельного законодательства. На днях в Кабмине презентованы поправки в соответствующие законы, которые стали результатом массовых протестов прошлой весны

 

Введение нормы о возможности долгосрочной аренды земли сельхозназначения иностранцами вызвало в прошлом году шквал негодования казахстанцев. После мартовских и апрельских массовых выступлений в ряде городов страны правительством срочно была создана специальная комиссия по земельной реформе, то есть временный орган для публичного обсуждения вопросов регулирования земельных отношений.
Ее члены, в состав которых вошли как представители госорганов и крупные землевладельцы, так и общественники, заседали в Астане все лето, ездили по регионам, общаясь с населением, и готовили свои предложения. Кроме того, по словам вице-министра сельского хозяйства Ерлана Нысанбаева, в специальные центры по сбору информации на сайт jerturaly.kz от граждан страны поступило почти 16 тысяч обращений.
В итоге комиссия разработала, а Минсельхоз представил новые поправки в Земельный кодекс.
Главное обновление - возврат к институту аренды сельхозземель. Напомним, что поправки в Земельный кодекс 2015 года предлагали его исключение, сельхозземли предполагалось передавать только в собственность. Против этого активно выступали представители общественности и небольшие фермерские хозяйства, заявлявшие, что отсутствие финансов у крестьян приведет к росту в стране латифундистов (собственников крупных землевладений) и полностью уничтожит малый и средний бизнес на селе.
Правда, теперь передача в аренду сельхозземель предполагается исключительно на конкурсной основе.

“Обязательным условием для участия в конкурсе будет предоставление участниками конкурса бизнес-плана ведения сельхозпроизводства, обязательства по составлению и освоению внутрихозяйственного землеустройства, обязательств по созданию рабочих мест для местного населения, обязательства по выполнению индикативных показателей по диверсификации структуры посевных площадей и сельхозкультур в соответствии со специализацией региона”, - сообщил Нысанбаев.
При этом он добавил, что земли будут выставляться на конкурс “по утвержденному акиматом перечню”, а в состав конкурсных комиссий войдут представители общественных советов и организаций.
Они же впоследствии будут проводить и мониторинг рационального использования земли: первые пять лет аренды - ежегодно, в последующие периоды на орошаемой пашне - каждые три года, на богарной - каждые пять лет.
Еще одно уточнение - запрет на предоставление земельных участков, расположенных в пограничной полосе и пограничной зоне, иностранцам и лицам без гражданства. Эту норму также активно продвигали общественники во время работы Земельной комиссии.
Впрочем, в уточняемом Земельном кодексе пока так ничего и не говорится относительно условий долгосрочной (до 50 лет) аренды сельхозземель иностранцами и юридическими лицами, в уставном капитале которых доля иностранцев, лиц без гражданства, иностранных юридических лиц составляет более чем 50 процентов. Заметим, что на середину прошлого года количество сельхозземель, находящихся в аренде у иностранных пользователей, составляло чуть более 65 тысяч гектаров.
Напомним, что в прошлом году парламент приостановил действие данной нормы Земельного кодекса до 2017 года. А это значит, что в настоящее время эти нормы вступили в действие. Равно как начали действовать и нормы, разрешающие приобретать в частную собственность гражданам и юридическим лицам РК земли сельхозназначения, находящиеся в госсобственности. Если, конечно, акиматы сегодня готовы начать продажу такой земли.
Изначально планировалось выставить на продажу или предоставить в долгосрочную аренду земли запаса, которых в стране насчитывается свыше 100 миллионов гектаров, а также земли, у которых уже истекает срок аренды. Казахстанским гражданам, желающим выкупить ныне арендованные участки, предоставлялись льготы в виде адресной продажи, снижения стоимости земельного участка наполовину от его кадастровой стоимости и рассрочка до 10 лет.

 

 

Деньги как стимул
законопослушания
Возвращение института аренды для казахстанских граждан - это, вероятно, хорошо. Но оно тем не менее не отменяет институт частной собственности на землю. Вопрос лишь в том, как в данном случае будет контролироваться или стимулироваться “выполнение индикативных показателей по диверсификации структуры посевных площадей и сельхозкультур в соответствии со специализацией региона”.
Понятно, что при покупке сельхозземель в договоре купли-продажи четко оговаривается: эти земли - для сельскохозяйственного назначения. И все. Что будет новый хозяин выращивать на собственных гектарах - траву или зерно - это сугубо его личное дело. Ведь собственность у нас охраняется Конституцией, и вмешательство в дела собственника есть нарушение. И если новый хозяин хочет посадить на своей земле сад или вырыть пруд для рыбной ловли - он имеет на это полное право. Равно как и сдать ее в аренду. Собственно, так в стране и появились частнособственнические, но заброшенные сельхозгектары.
Другое дело, что государство может стимулировать собственников использовать земли по целевому назначению. Причем стимулирование это может быть достаточно простым - налоги. Если земля простаивает или используется “не в соответствии со специализацией региона”, государство может поднять налоги на эти земельные участки. Тогда владельцам просто невыгодно будет содержать столь накладную собственность.
Такие же повышенные налоги можно применять и к собственникам земли, которые используют гектары, купленные для сельхознадобности, под другие цели. Кстати, собственник может и законно изменить целевое назначение земли. Процедура эта сложная и занимает длительное время, но и исключать возможность построить завод там, где вчера выращивали редиску, тоже нельзя.
Аналогичные меры можно применять и к арендаторам сельхозземель (в договорах аренды условия целевого использования земли оговариваются более жестко): не используешь участок больше года или используешь “не так, как договаривались” - плати повышенный налог.
Подобные фискальные механизмы можно также использовать и к участкам, чьи размеры превышают “оптимально допустимые”. Это, с одной стороны, не ограничивает возможности крупного фермерства, которое, возможно, желает расширить свои территории, с другой - устанавливает некое равенство условий для владельцев земли. Этакий налог “на роскошь”.
Такие методы стимулирования использования земли позволят не просто обеспечить ее рациональное использование, но исключат, причем в самом ближайшем будущем, случаи неиспользования или нецелевого использования земли.
В любом случае государство должно выработать меры, которые, с одной стороны, не будут противоречить правам собственности, с другой - станут подталкивать владельцев постоянных или временных) на соблюдение “государственных агропромышленных интересов”.
Землю, конечно, просто рыночным товаром назвать нельзя. Однако гармоничное соотношение между такими понятиями, как “незыблемость частной собственности” и “особый характер собственности земельной”, найти просто необходимо. При этом земля, подчеркиваем, должна продаваться собственнику именно как собственность, иначе никто не будет относиться к ней так, как этого хотят и государство, и общество. И если собственник после приобретения земельного участка не хочет его продавать, то никто не должен быть вправе “надавить” на него, вынудить его или воздействовать на него какими-либо способами.
Именно с земли, на наш взгляд, должно начаться повсеместное внедрение в наше сознание понятия “частная собственность” как главного правового субстрата рыночной экономики. И взаимоотношения между хозяином земли и государством при этом должны осуществляться как между двумя равными в правовом отношении партнерами.


Астана

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Полужирный Наклонный текст Подчёркнутый текст Зачёркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Вставка ссылкиВставка защищённой ссылки Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Наши награды    

Календарь
«    Апрель 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930


Large Visitor Globe


Архив новостей
Апрель 2017 (118)
Март 2017 (154)
Февраль 2017 (179)
Январь 2017 (167)
Декабрь 2016 (159)
Ноябрь 2016 (156)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение
Fatal error: Call to a member function _destr() on null in /home/npkz/public_html/engine/modules/main.php on line 390