ВСПЛЫТИЕ ПОКАЖЕТ

В ШАРДАРИНСКОМ ВОДОХРАНИЛИЩЕ ПОГИБЛА РЫБА

Подробнее >>>
ТЕНГЕ БЕРУТ ПОД ЗАЩИТУ

МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ВАЛЮТЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Масштабная эвакуация Новость дня / События

Александр Волков
Исчезновение машины - это еще не приговор, особенно если дело происходит в Алматы. А все потому, что в последний год полицейские города активизировались и начали оперативно эвакуировать те автомобили, которые стоят где и как попало

За что чаще
“угоняют” тачки
Чаще всего от встречи автовладельцев с полицейскими остаются не самые положительные впечатления. Оно и понятно: получить штраф на кругленькую сумму - удовольствие не из приятных. Но в большинстве случаев водители сами виновны в нарушениях ПДД, совершили их преднамеренно или из-за невнимательности - не столь важно. Но так бывает не всегда. Есть случаи, когда выписанный штраф и слова об отправленном на штрафстоянку автомобиле проливаются на душу настоящим бальзамом. Допустим, приехал ты в выходной день на рынок, закупил фрукты и овощи, приходишь к месту, где оставил машину, а ее и след простыл. Шок! Первая мысль - угнали! Нервно достаешь телефон, вспоминая короткий номер вызова полиции, а мозг тем временем непроизвольно начинает подсчитывать сумму убытка, который понесла семья. И тут оператор любезно сообщает, что транспортное средство находится на специальной стоянке.
На фоне уже пережитого стресса от пропажи авто сумма любого штрафа кажется символичной. Правда, чуть позже, когда уровень адреналина в крови падает и ты приступаешь к поэтапному процессу вызволения железного коня, мнение меняется. Но обо всем по порядку.
Начать следует с того, что самого термина “штрафстоянка” в законодательстве РК не существует. Это исключительно разговорная форма - так автовладельцы называют специальные площадки или стоянки, предназначенные для временного хранения транспортного средства. В соответствии с частью 4 статьи 797 Кодекса РК об административных правонарушениях (КоАП) хранение задержанного транспортного средства, маломерного судна осуществляется на специальных площадках или стоянках, создаваемых по решению местных исполнительных органов и являющихся коммунальной собственностью.
За что именно могут эвакуировать авто, а в каких случаях можно все-таки обойтись без лишних эвакуационных манипуляций?
На самом деле причин, которые могут привести к подобной ситуации, множество. Здесь и изъятие авто по решению суда, допустим, в случае уклонения от уплаты алиментов или налогов, и совершенное ДТП или управление автомобилем в состоянии опьянения. Список причин, по которым машину могут погрузить на платформу, занимает целый лист формата А4. Однако все эти ситуации мы рассматривать не будем, поскольку они относятся к категории грубого нарушения действующего законодательства РК и установленных ПДД и, как правило, составляют наименьшую долю из эвакуированных автомобилей. Есть целый ряд незначительных, на первый взгляд, нарушений, к которым мера эвакуации допустима. Например, неправильная парковка - именно из-за нее чаще всего машины и отправляют “за решетку”.

 


Статьи кодексом
едины
Здесь органы власти руководствуются 597-й статьей КоАП “Нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств”.
1. Нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств за исключением случаев, предусмотренных частями второй, третьей настоящей статьи, влечет штраф в размере пяти МРП (13 255 тенге на 2020 год).
2. Нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств на тротуаре, а также остановка или стоянка транспортных средств на клумбах, газонах, детской или спортивной площадке влекут штраф в размере десяти МРП (26 510 тенге).
3. Нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств на проезжей части, повлекшее создание препятствий для движения других транспортных средств, влечет штраф в размере десяти месячных расчетных показателей.
4. Нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств в местах, отведенных для остановки или стоянки транспортных средств инвалидов, влечет штраф в размере десяти МРП.
4-1. Уклонение от уплаты за парковку в местах, оборудованных специальными сертифицированными устройствами, предназначенными для взимания оплаты за парковку и учета времени парковки транспортных средств, определенных местными исполнительными органами областей, городов республиканского значения и столицы, - это также десять МРП.
Однако 597-я статья дает основание лишь на то, чтобы определить и выписать сумму штрафа за какое-либо нарушение ПДД. Право на эвакуацию авто дает статья 797 КоАП “Задержание, доставление и запрещение эксплуатации транспортного средства, судна, в том числе маломерного судна”. И если в первом случае все четко и понятно, то здесь в толковании статьи возникает некая двоякость. В частности, если в одном случае машина подлежит эвакуации “до исполнения постановления о наложении административного взыскания”, то в других - лишь “до устранения причин задержания”.
В пункте 3 статьи 797 КоАП говорится: “Доставление (эвакуация) транспортного средства для его временного хранения на специальных площадках, стоянках или площадках, прилегающих к стационарному посту транспортного контроля, также может быть применено в случаях нарушения водителем транспортного средства правил остановки или стоянки в его отсутствие, а также к транспортным средствам, оставленным водителями на дороге без присмотра, когда установить их место нахождения не представляется возможным”.
И это очень удобная формулировка, поскольку она дает возможность полицейским определенным образом лавировать. Попробуем визуализировать ситуацию.
Вы вышли, а машины нет. Что делать? Следует тут же набрать “102” и сообщить оператору государственный регистрационный номер автомобиля (ГРНЗ). Если автомобиль действительно не украли, а эвакуировали, вам должны сообщить бортовой номер эвакуатора и на какую именно стоянку увезли машину.
Приехав на место, вы непременно встретитесь с охранником автостоянки и, возможно, даже рассмотрите в парке “задержанных” свою красавицу, только он, как Печкин в “Простоквашино”, ее вам не отдаст, поскольку документов нет. Этот самый “документ”, а точнее одобрение полицейского на выпуск авто со штрафстоянки, можно получить только после личной встречи с тем самым инспектором, который эвакуировал автомобиль.
Собственно говоря, номер сотового телефона может любезно предоставить охранник спецстоянки. Если повезет, и полицейский будет рядом, то встреча состоится тут же, однако не исключено, что полицейский может уехать на эвакуацию другого автомобиля - в этом случае придется терпеливо ждать. К слову, если раньше было шесть стоянок, и все они располагались под развязками дорог, то теперь осталось всего две: первая расположена в микрорайоне Кокжуик, вторая - в районе аэропорта по адресу: Бухтарминская, 2г. К сведению читателей, обе штрафстоянки муниципальные, находятся на балансе акимата, а значит, и содержатся за его счет. Если кто-то потребует с вас деньги за нахождение на этой территории, можно смело обращаться в органы прокуратуры.
При встрече с инспектором полиции он должен выписать штраф за то нарушение ПДД, из-за которого машину эвакуировали. Но нет никаких гарантий, что одной лишь этой суммой удастся отделаться. Прежде всего инспектор “пробьет” вас по базе и соберет все штрафы, которые у вас есть. Так что расчет заплатить лишь половину штрафа, ведь “правило недели” работает и здесь, может не оправдаться. И вот тут начинается самое интересное.
Как гласят городские легенды, “в определенных условиях” некоторые из инспекторов могут проявить лояльность, значительно сократив сумму штрафа и трат в целом.
Объясним, как схема может работать с технической точки зрения. В ход идет двусмысленность того самого пункта 3 статьи 797 КоАП, в которой говорится, что машина будет эвакуирована, “когда установить водителя брошенного автомобиля не представляется возможным”. А что в случае, если владелец автомобиля все-таки появился?! Получается, что применять эту статью уже нельзя. Ведь водитель появился и личность хозяина авто установлена.
Соответственно, инспектор вновь звонит в диспетчерскую службу, сообщая об отмене эвакуации, то есть о том, что водитель нашелся. Следовательно, данные об изъятии машины из базы удаляют. Все, “совесть” чиста, и все законно.
Теперь в теории можно руководствоваться пунктом 1 все той же статьи, которая применяется “до устранения причины задержания”, то есть причину устранили (водитель перепарковал машину в положенное место) и эвакуировать как бы не за что. Конечно, все эти скачки по пунктам и подпунктам статей делаются не за красивые глаза.

 


Каменный век
цифровых
технологий
Понятно, что сейчас работать полицейским непросто: жезлы отобрали, “радарить” и стоять у обочины нельзя, те же штрафы с пресловутых “сергеков” в автоматическом режиме попадают напрямую в бюджет. То есть в случае фиксации превышения скорости исключен прямой контакт с водителем, а в случае с эвакуацией - нет. Может быть, этим и объясняются столь ревностное выполнение своих обязанностей полицейскими и интенсивность эвакуации автомобилей. Это подтверждает и динамика расширения полицейского автопарка. Ведь еще в 2016 году в ДВД Алматы числилось всего два эвакуатора, в 2018-м их число увеличилось до 26, в 2019 году - больше 40. Получить более свежие данные нам пока не удалось, но с учетом той интенсивности, с которой они попадаются в потоке городского трафика, можно предположить, что их гораздо больше.
Здесь налицо результат неоднозначного толкования некоторых статей КоАП, которые позволяют сохранить контакт между водителем и непосредственно полицейским, оформляющим протокол на эвакуацию. Когда речь идет об искоренении коррупционной составляющей, этого диалога не должно быть в принципе, а юрисдикция полицейского должна заканчиваться на этапе отгрузки автомобиля на территорию штрафстоянки.
Конечно, во многом действующая система более совершенна, чем та, которая была ранее. Ведь прежде процесс возврата машин занимал гораздо более продолжительное время. Кто сталкивался, знает - одной встречи с полицейским было недостаточно. В обязательном порядке нужно было посетить районное УВД, а также выдержать соблюдение целого ряда других правовых процедур, где каждый этап сопровождался длительным ожиданием в бесконечной очереди.
Стало лучше, но, как показывает практика, похоже, не всегда деньги поступают в бюджет, а часто утекают “мимо кассы”. Как чиновники, так и полицейские, занимающие руководящие посты, знают, что прямого контакта полицейских и автовладельцев быть не должно. Понятно, что цифровизация лишила многих автовладельцев, а также и некоторых полицейских привычной возможности “решать вопрос на месте”. И по понятным причинам в организованной и действующей схеме всегда будет присутствовать человеческий фактор. Ведь у автовладельца появляется выбор: оплачивать весь штраф разом и официально, что может составить солидную сумму, или пойти не таким затратным, “бюджетным” путем, который также требует денег, но уже гораздо меньших и не в кассу. А самое главное, такой подход позволяет решить ключевую задачу - быстро и безболезненно получить свой автомобиль обратно.
Путей решения этой закольцованности процесса может быть множество. Но прежде всего нужно исключить возможность двоякого толкования действующего закона. Если машину и увезли, то у полицейских не должно быть возможности спустя некоторое время звонить и сообщать о том, что автовладелец все-таки появился, и на этом основании уверять, что на самом деле авто не эвакуировали.
Не лишним было бы пересмотреть и перечень причин, по которым машины эвакуируют. Ведь, если машина припаркована у обочины, пусть и с нарушениями, но не мешает трафику и не преграждает путь, то, вероятно, можно обойтись и менее радикальной (и кстати, затратной для городской казны) мерой - например, снятием номеров. Или фотофиксацией нарушения и выписыванием штрафа с приложением уведомления “под стеклоочиститель” по примеру юридически продвинутых стран.
И, наконец, главный вопрос. Можно ли здесь вести речь о корысти только лишь младших офицеров, патрулирующих улицы на эвакуаторах? Или наблюдаемая в последнее время повышенная активность эвакуаторов - более сложное действо, в котором у каждого исполнителя своя роль?

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Наши награды    

Календарь
«    Март 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Март 2020 (112)
Февраль 2020 (137)
Январь 2020 (135)
Декабрь 2019 (134)
Ноябрь 2019 (148)
Октябрь 2019 (161)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение
Fatal error: Call to a member function _destr() on null in /var/www/vhosts/np.kz/public_html/engine/modules/main.php on line 390