ПРИКАЗ НА ОТСТРЕЛ

ПОЧЕМУ ЧИНОВНИКИ “ЗАБЫЛИ” О СВОЕМ ОБЕЩАНИИ ЗАПРЕТИТЬ ВЕСЕННЮЮ ОХОТУ

Подробнее >>>
БУТАФОРСКИЙ ПОРЯДОК

КАК ЗАСТАВИТЬ МАЛЫШЕЙ СОБЛЮДАТЬ СОЦИАЛЬНУЮ ДИСТАНЦИЮ?

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Богатая идея Новость дня / События

Марта Рогова
Больше всего выход из режима ЧП для казахстанцев был подпорчен новостью о введении дифференцированной ставки индивидуального подоходного налога. Особенно на фоне совсем недавних расчетов Миннацэкономики. Так кому же в Казахстане жить настолько хорошо, что его обложат дополнительной мздой?

“Запуская” постчэпэшную жизнь в Казахстане, Касым-Жомарт Токаев предложил во имя социальной справедливости проработать вопрос о введении прогрессивной шкалы индивидуального подоходного налога. “Граждане с низкой заработной платой будут платить меньше, чем сегодня, а для высокооплачиваемых работников сумма уплаченного налога возрастет”, - заявил президент.
Это предложение хоть и звучит в стране уже больше 10 лет, никак не может дойти до своего логического завершения. Потому что никак не могут наши чиновники определиться, с какого же момента считать человека настолько богатым, чтобы можно было облагать его повышенным налогом? Особенно актуально это на фоне обесценения национальной валюты и вынужденного повышения разных социальных выплат и МЗП до уровня хотя бы “чуть выше инфляции”.
По сути, про дифференцированный налог заговорили почти сразу после введения плоской шкалы. Для тех, кто уже забыл, напоминаем, что до 2006 года в стране уже была прогрессивная шкала ИПН, и тогда граждане с доходом менее 180 МРП платили пять процентов налога (в последнем “плоском” 2005 году МРП равнялся 971 тенге, 180 МРП - 174 780 тенге (1294 доллара) при средней зарплате в 34 тысячи тенге (251 доллар). Максимальная налоговая ставка тогда доходила до 20 процентов.

 

 

В 2010 году правительство вновь начало продумывать возможность возврата к дифференцированной шкале с 2013 года. Тогда предлагалось записать в “низкооплачиваемые” и низкооблагаемые (по 10 процентов) всех с доходом менее 300 тысяч. (Средняя зарплата в стране в 2010-2012 годы составляла 77,6 тысячи, 90 и 101,2 тысячи тенге соответственно). Второй налоговый шаг - 15 процентов ИПН при доходах в 300-500 тысяч, все, что выше - ставка 20 процентов. (Курс доллара тогда был 147 тенге, то есть максимальная граница самого низкого налога превышала две тысячи долларов.)
Тогдашний министр финансов обосновывал идею возврата к налоговой прогрессивке перспективами роста поступлений в бюджет. Мол, только два процента казахстанцев получают доходы выше 300 тысяч тенге, и только от них прибыль в бюджет вырастет на 1,3 процента, или на 12,5 миллиарда тенге (около 84,8 миллиона долларов).
Напомним, 2010 год для Казахстана был годом, когда страна только-только начала подниматься после мирового финансового кризиса 2008-2009 годов.
А вот народные коммунисты предложили идти другим путем. Не просто ввести дифференцированный налог, а обнулить налоги для бедных. Нулевую ставку для лиц с доходом менее 15 МРП в месяц (в 2012 году это составляло 24 270 тенге, или 162,8 доллара), на доходы 15-40 МРП (до 64,7 тысячи тенге, или 434 доллара) ставка предлагалась не выше пяти процентов. А вот все, что выше 40 МРП, - 10 процентов.
Но ни коммунистические, ни правительственные идеи так в жизнь и не воплотились. Хотя никогда не забывались.
В прошлом году во время Послания народу Казахстана президент уже поручал модернизировать налоговую систему в целях нивелировать имущественное расслоение внутри казахстанского общества и с “фокусом на более справедливое распределение национального дохода”.
Спустя месяц после этого президентского поручения мажилисмен Аманжан Жамалов сообщил, что, оказывается, введение прогрессивной шкалы индивидуального подоходного налога с 2023 года активно обсуждают. Осенью прошлого года Миннацэкономики предлагало считать доходами выше среднего 500 тысяч тенге (на тот момент - 1291 доллар), облагая их налогом в 15 процентов. Это должно принести экономике доход 18,5 миллиарда тенге.
Другой вопрос, что “выше среднего” в 2010 году и “выше среднего” сейчас.
По итогам 2019 года, по данным Комитета по статистике, средняя зарплата в стране превысила 200 тысяч тенге. (Правда, медианное значение заработных плат гласит о том, что половина (3,3 миллиона) трудоустроенных казахстанцев получают зарплату меньше 112,2 тысячи тенге.) Получается, что богатыми у нас в стране Миннацэкономики предлагало считать людей, которые зарабатывают в два раза больше средней, пусть номинальной, но средней зарплаты (в 2010 году этот показатель равнялся почти четырем).
Потому-то, собственно, в социальных сетях и поднялась “дискуссия”.
А еще потому, что кроме ИПН граждане платят пенсионные и ОСМС. Плюс работодатели платят социальный налог и отчисления в Государственный фонд социального страхования, а также взносы в Фонд социального медстрахования - это ложится бременем уже на фонд заработной платы работодателя. А потому рост налогов, вопреки ожиданиям, может не вывести в свет низкие зарплаты, а увести в тень зарплаты высокие. И вообще отбить все желание работать “вчистую” и стремиться зарабатывать как можно больше.
Поэтому осенние расчеты Миннацэкономики предложили считать фейком и устаревшей информацией.
Более того, президент считает, что граждане, получающие 250-300 тысяч тенге в месяц, должны платить подоходной налог по ставке ниже нынешней - семь процентов. Текущая ставка будет сохраняться для тех, кто получает от 300 тысяч до 1,5-2 миллиона тенге. “Люди, зарабатывающие более 25 миллионов тенге в год, как я считаю, должны платить больше 10 процентов. Какую сумму они должны платить, определит комиссия. Это будет 13 или 15 процентов, но не больше 15 процентов”, - пояснил президент свое видение дифференцированной налоговой шкалы. Переведем в инвалюту (хоть у нас и дедолларизация, но привязка цен на импортные товары все равно заставляет оценивать благосостояние население с оглядкой на доллар): 250-300 тысяч тенге - 595-714 долларов, 1,5-2 миллиона - 3571-4761 доллар. В принципе, порог предлагаемого налога “на роскошь” даже выше предлагавшегося 10 лет назад.
Но!
Помнится, еще год назад директор департамента стратегического развития и актуарных расчетов ЕНПФ Камиля Фазылова сообщала, что до 68 процентов вкладчиков имеют средние накопления - один миллион тенге, а счетов, превышающих пять миллионов тенге, около трех процентов. То есть, по сути, лишь около трех процентов граждан страны укладываются в средний (или чуть ниже среднего, как предлагает считать президент) доход. Видимо, исходя из того факта, что их так мало (а людей, получающих выше 25 миллионов тенге в год и того меньше), и предлагается “разделить жителей по налогам”.
Ну и заодно пополнить казну: на фоне волатильности цен на наши основные экспортные товары - надежда доходной части бюджета лишь на стабильные потоки. А это в том числе и ИПН. Индивидуальный подоходный налог равен девяти процентам всех доходов государства и составляет 34 процента всех налогов госбюджета.

Нур-Султан

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Наши награды    

Календарь
«    Июнь 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Июнь 2020 (33)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)
Март 2020 (125)
Февраль 2020 (137)
Январь 2020 (135)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение