РОК ВОКРУГ СВЯТЫНЬ

В ПОИСКАХ СВЯЩЕННОГО ГРААЛЯ

Подробнее >>>
НА ВЫСОТЕ ПТИЧЬЕГО ПОЛЕТА

В КАЗАХСТАНЕ ОТКРЫЛИ КУРОРТНЫЙ СЕЗОН

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



СОЦИАЛЬНАЯ ЖИДКОСТЬ Горячие новости / События

Ботагоз Омар
Меры Минэнерго по обеспечению топливной безопасности Казахстана из года в год напоминают борьбу с воздухом. Предыдущие главы этого ведомства уже говорили прямо, что единственно возможное решение выхода из бензинового кризиса - это уравнивание цен с Россией, от которой мы, увы, зависим очень сильно ввиду того, что наши НПЗ покрывают лишь 60-70 процентов внутреннего рынка страны. И если пять лет назад страна свято верила, что модернизация заводов завершится уже в 2014 году, то теперь топ-менеджеры нацкомпаний уверенно заявляют, что это событие свершится до 2017-го

Правда, в сценарии с уравниванием цен мало оптимистичного: по состоянию на текущий момент стоимость бензина марки АИ-92 в Москве колеблется от 31 до 43,2 рубля, что при текущем официальном курсе, равном 4,42 тенге за рубль, эквивалентно 137,02 - 151,16 тенге за литр. В то время как, напомним, текущую предельную стоимость этого социального вида топлива в Казахстане в августе определили в размере 128 тенге (повысилась со 115 тенге).
Но и это не предел, так как в этом году в РФ закончится эра “дешевого бензина” в связи с увеличением в 2015 году налога на добычу полезных ископаемых и уравниванием вывозных пошлин на бензин с дизельным топливом. Это будет сделано для того, чтобы исключить вероятность возникновения локального дефицита топлива на территории России, но в результате цены на АЗС будут расти еще быстрее, чем прежде.
В январе прошлого года Сауат Мынбаев, занимавший на тот момент кресло министра нефти и газа, говорил о необходимости устранить большую разницу в ценах на нефтепродукты между Россией и Казахстаном. “Надо определиться: у нас нет границы, нет таможни между Россией и Казахстаном, в этих условиях разрыв цен не может быть значительным. Иначе получается, что мы завозим нефтепродукты, которые компенсируем нефтью, и частично вывозится еще и дизтопливо. У нас получается тройной проигрыш”, - говорил он, предлагая выстроить адекватную и реалистичную политику ценообразования на нефтепродукты, иначе может возникнуть дефицит.
alt
Тем не менее казахстанское правительство не идет на этот шаг в связи с социальными последствиями, к которым может привести резкое повышение стоимости горючего. Комментируя вопрос с повышением стоимости регулируемых видов бензина, в конце августа заместитель министра энергетики Узакбай Карабалин говорил о том, что “в целом, находясь в ЕАЭС и имея открытые границы, мы должны выравнивать цены, чтобы вопросов (дефицита) не возникало, но одномоментно это не получается, мы должны постепенно двигаться. И на сегодняшний день мы удовлетворяем и потребности тех, кто рискует и завозит к нам нефтепродукты, и в то же время держим в разумном минимуме эту цену”, - заметил он.
На недавнем брифинге в СЦК он отметил, что в Казахстане будет создан стабфонд бензина АИ-92 в объеме 50 тысяч тонн, что позволит покрыть 10-дневную потребность страны в топливе. (В то же время, как заявляли ранее, ежесуточная отгрузка бензина АИ-92 с НПЗ Казахстана составляет 5,5-5,8 тысячи тонн.)
Сейчас вопрос относительно стабилизационного фонда рассматривается совместно с министерствами экономики, финансов и теми крупными субъектами, которые имеют заправочные сети практически по всей стране. Но де-факто такой фонд существовал и существует в стране: прежде Минэнерго озвучивало, сколько топлива имеется на нефтебазах страны, с таким же 10-дневным запасом.
Комментируя вопрос журналистов относительно некоторых АЗС, которые в ожидании повышения стоимости бензина не отпускают его автовладельцам, вице-министр пояснил, что в Казахстане “как говорится, продразверстки нет, с обыском мы не ходим. Это (АЗС. - “НП”) хозяйствующие структуры. Просто мы считаем, что разумно вовремя покупать и продавать новые объемы для оборота”, - пояснил Карабалин.
Возможно, именно из-за активной политики сдерживания стоимости топлива ввиду социальной составляющей количество автовладельцев в Казахстане постоянно растет. Как растет и число джипов с большими объемами двигателя. По данным МВД (по состоянию на ноябрь прошлого года), за последние пять лет количество автомашин в стране возросло с 2,5 до 4,1 миллиона. В советское время расчетный уровень автомобилизации был принят 60 автомобилей на тысячу жителей, сегодня же на тысячу жителей приходится 240 автомобилей, и это число только набирает обороты.
И судя по переполненным салонам общественного транспорта столицы, когда в часы пик в салонах автобусов в буквальном смысле некуда поставить ногу, складывается впечатление, что акимат намеренно поощряет горожан на покупку собственных авто. В то время как “зеленые” движения в мире ратуют за удвоение к 2025 году доли общественного транспорта на рынке городских пассажирских перевозок в глобальном масштабе.
И если учесть нынешние затраты казахстанского Кабмина на недопущение топливного кризиса, возможно, более целесообразным было бы предоставить это рынку, направляя средства на субсидирование в тех сферах, по которым повышение топлива может ударить наиболее сильно. Это наверняка не только обеспечило бы предсказуемость ситуации на рынке с бензином, но и отразилось положительно на экологии.

Астана

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Май 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Май 2019 (75)
Апрель 2019 (156)
Март 2019 (138)
Февраль 2019 (140)
Январь 2019 (137)
Декабрь 2018 (133)

Голосование
Будете ли Вы оформлять подписку на сайт, если сайт станет платным


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение
Fatal error: Call to a member function _destr() on null in /var/www/vhosts/np.kz/public_html/engine/modules/main.php on line 390