НА КАСПИИ СНОВА ГИБНУТ ТЮЛЕНИ

БЫЛА ВЕСНА, ТЮЛЕНИ ГИБЛИ

Подробнее >>>
АКАДЕМИЧЕСКАЯ СВОБОДА

МЕНЯЮТСЯ ПРАВИЛА УЧЕБЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



ЛИГА СУПЕРДЕНЕГ Горячие новости / Спорт

Михаил Дмитриев
Потолок зарплат, лимит на легионеров и рекордные футбольные траты - как Китаю удается совмещать все это? И главное - как долго это продлится? Журнал “Огонек” рассказывает о футбольной политике КНР


Что такое футбольный бизнес по-китайски, можно понять по сделке по продаже бразильца Халка из питерского “Зенита” в китайский “Гуанчжоу Эвергранд”. Год с небольшим назад, буквально за день до закрытия трансферного окна, в офис “Зенита” пришел факс с фантастическим предложением о покупке Халка за 30 миллионов евро. Причем параллельно самому футболисту обещали просто сказочные условия - зарплату 20 миллионов евро в год.

Футбол в Китае - не только новый сектор экономики, но и новый способ ощутить себя европейцем

“Зенит” отказался отпускать свою главную звезду, однако бразилец вдруг стал похож на свою тень. Но пришло лето, и стало понятно, что в случае с Китаем законы общепринятой футбольной логики не действуют: “Шанхай СИПГ” заплатил за Халка около 55 миллионов евро. В “Зените” все были счастливы.
Примерно по такой же схеме в начале зимы “Зенит” попрощался с бельгийцем Акселем Витселем. Без лишних слез и сугубо по расчету: “Зенит” получил 20 миллионов евро, а Витсель - огромную зарплату (от 60 до 75 миллионов евро за три года). “Извините, но от такого предложения не отказываются”, - резюмировал футболист.
Происходящее в китайском футболе движение можно было бы назвать денежным безумием, внезапным помешательством или увлеченностью, если бы не одно важное “но”. В 2014-м в КНР была принята комплексная программа развития этого вида спорта, которую подписал председатель КНР Си Цзиньпинь, страстный футбольный болельщик, а курировать ее было поручено члену политбюро Лю Яньдуну. В программе около 50 пунктов, которые покрывают все самые важные и социально значимые аспекты: 50 тысяч футбольных школ и академий к 2025 году, 100 тысяч новых футболистов, футбол как обязательный урок во всех общеобразовательных школах и тому подобное.
В основании всей этой пирамиды, которую в Китае возводят ударными темпами, - продвижение китайской заявки за право проводить чемпионат мира по футболу в 2026 году (первый “большой” ЧМ с участием 48, а не 32, как сейчас, команд). И выход национальной сборной на иной уровень (сейчас Китай занимает 81-ю строчку в рейтинге ФИФА).
Что же касается резонов, которые мотивировали китайский бизнес с таким воодушевлением ринуться в футбольную пучину, то указ правительства - вещь статусная, но не решающая. Куда осязаемее то, что сказал в своем обращении к представителям крупного бизнеса Си Цзиньпин, а именно: компании, которые активно занимаются развитием спорта, могут получить льготу - налог на прибыль может быть снижен в 8 раз. Для примера: прибыль компании Evergrande Real Estate Group, владеющей той самой командой “Гуанчжоу Эвергранд”, куда прошлой зимой не отпустили Халка, составила по итогам 2016 года 21,1 миллиарда долларов. Уменьшение налога с 21 до 3 процентов - это та цена, за которую, думается, одна из богатейших компаний мира готова была развивать не только свой клуб.
После введения налоговой льготы на рынке появились все крупнейшие китайские игроки. Wanda Group, Suning Commerce Group, China Media Capital Holdings - эти компании не только развивали футбол у себя на родине, но и пошли дальше, активно скупая иностранные активы. Италия, Испания, Франция, Англия, Нидерланды, Чехия - в эти старые футбольные страны китайский бизнес пришел всерьез и надолго, причем в сферу интереса попали ведущие клубы, такие как, к примеру, “Манчестер Сити”, “Атлетико” или “Интер”.
Контрольные закупки проводились и на рынке игроков. В 2016 году китайские клубы потратили на покупку футболистов свыше 380 миллионов евро - больше, чем какая-либо другая лига мира, а сам футбольный мир условно поделился на тех, кто мечтает поехать в Китай, и тех, кто считает это дурным тоном. “Меня звали в Китай, но я отказался”, - такую фразу в прошлом году не раз произносили мировые знаменитости, а сам этот поступок - отказ Китаю - приобрел в каком-то смысле героические черты. Роберт Левандовски, Криштиану Роналду, Златан Ибрагимович нашли в себе силы ответить “нет”.
Были, конечно, и те, кто закрыл глаза на гастрономическую дисгармонию или семейные мотивы. Карлос Тевес, Алекс Тейшейра, тот же Аксель Витсель - все они выбрали Китай и, думается, ни разу об этом не пожалели. “Ни хао!” - приветствовал болельщиков своего нового клуба “Тяньцзинь Цюаньцзянь” Аксель Витсель. “Он что, правда сказал “привет” по-китайски?!” - сходили с ума китайские болельщики.
В 2016-м “Гуанчжоу Эвергранд” сравнялся по посещаемости с самыми популярными клубами Европы, а столичный “Бэйцзин Гоань” стоит уже дороже “Милана”. Что произойдет, если футбол в КНР и дальше будут развивать такими темпами?
Доигрались?
Большие деньги привели к серьезным переменам во всем китайском футболе. И пусть сборная все еще на задворках рейтинга ФИФА (все-таки нужно время, чтобы даже на 50 тысячах футбольных полей вырастить футболистов высокого уровня), динамика налицо. Доказательства? Если в 2014-м стоимость телевизионных прав составляла 8 миллионов долларов, а в 2015-м - 13, то за новый пятилетний контракт с суперлигой КНР телекомпания CCTV заплатила уже 1,3 миллиарда. Можно много рассуждать, рыночная ли эта цена по мировым стандартам, но в самом Китае ее стремительный рост объясняют просто: приехали мировые звезды, вырос интерес, отсюда и стоимость.
Другой показатель - посещаемость матчей. В 2016-м все тот же “Гуанчжоу Эвергранд” (самый популярный китайский клуб) сравнялся по посещаемости с самыми популярными клубами Европы. В среднем матч этой команды собирает 44 764 человека - лишь немногим меньше, чем у “ПСЖ”, “Интера”, “Рейнджерса” и “Селтика”.
Словом, за несколько лет увлеченная председателем КНР к новым высотам суперлига настолько прибавила, что по основным показателям уже близка к лучшим чемпионатам Европы, а, скажем, столичный клуб “Бэйцзин Гоань” (чемпион КНР в 2009-м) стоит дороже “Милана”. В этом контексте настоящей революцией можно назвать решение Ассоциации футбола Китая (CFA), опубликовавшей проект развития национальной суперлиги и детско-юношеского футбола. Помимо прочего этот проект предусматривает ужесточение лимита на легионеров и введение потолка зарплат. Неизбежен вопрос: как такое может быть и почему государство вдруг ставит палки в колеса тем, кто готов тратить и тратить?
Объяснение, думается, простое: если скупать игроков теми же темпами, в ближайшее время чемпионат Китая может остаться вообще без китайских футболистов, их вытеснят легионеры. А это уже совершенно не вписывается в генеральную концепцию, главным элементом которой является создание сильной национальной сборной. Для этого, в частности, китайские клубы обязали выпускать в стартовом составе не меньше двух молодых футболистов, которые за ближайшие десять лет должны составить костяк новой сборной.
Соответственно, корректируется и стратегия китайского футбольного бизнеса: у клубов действительно есть большие деньги, но новая генеральная линия партии и правительства подталкивает к тому, что тратить их следует исключительно на топ-звезд, таких, которые тянули бы за собой свою, китайскую, молодежь. Все остальное же надлежит вкладывать в развитие детско-юношеского футбола, строительство полей и прочей инфраструктуры. Ну а раз так, то можно прогнозировать, что в ближайшее время китайские клубы будут тратить свои миллионы весьма расчетливо и у тех игроков, которые мечтают успеть к раздаче щедрых гонораров в Поднебесной, остается совсем немного времени.
“Я бы очень хотел играть в Китае, но, к сожалению, не позволяет лимит...” - эта фраза имеет все предпосылки стать новым трендом футбольного рынка уже в текущем, 2017 году.

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Полужирный Наклонный текст Подчёркнутый текст Зачёркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Вставка ссылкиВставка защищённой ссылки Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Наши награды    

Календарь
«    Апрель 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930


Large Visitor Globe


Архив новостей
Апрель 2017 (144)
Март 2017 (154)
Февраль 2017 (179)
Январь 2017 (167)
Декабрь 2016 (159)
Ноябрь 2016 (156)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение
Fatal error: Call to a member function _destr() on null in /home/npkz/public_html/engine/modules/main.php on line 390