ГАГАРИНСКИЙ СТАРТАП

КОМУ РОССИЯ УСТУПАЕТ МЕСТО

Подробнее >>>
ВОР У ВОРА НЕ УКРАДЕТ?

СПАСУТ ЛИ САЙГУ БРАКОНЬЕРЫ?

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



ЦИФРОВОЙ ЛИКБЕЗ Горячие новости / Исследования

Алла Иванилова
С каждым годом все больше государственных услуг переходит в цифровой формат. Население, которое не освоило гаджеты и компьютеры, не идет в ногу со временем, - теряет много возможностей. Учитывая, что процесс цифровизации в скором будущем “окутает” все сферы, чиновники собираются обучить казахстанцев пользоваться новыми технологиями

Согласно данным НАО “Госкорпорация “Правительство для граждан”, к 2022 году Казахстан поднимется с 33-го на 2-е место в рейтинге Организации Объединенных Наций по индексу развития электронного правительства.
Таким образом, новые технологии призваны облегчить жизнь казахстанцам. Однако далеко не все их освоили. При этом современная жизнь требует цифровой компетентности даже от тех, кто активную часть своей жизни уже прожил - новые сервисы, государственные и коммерческие, разрабатываются как цифровые “по умолчанию”.
Зачем государству многомиллионные затраты на ноу-хау, если ими пользуется небольшая часть населения. Этот пробел и хотят устранить государственные мужи. К 2022 году 83 процента населения должны овладеть цифровой грамотностью. Сейчас этот показатель составляет 77 процентов (13 миллионов казахстанцев).
По словам министра информации и коммуникаций Даурена Абаева, цифровая грамотность - это знание и умение человека использовать информационные технологии в повседневной жизни и работе. Сюда входит не только умение “правильно ткнуть мышкой” или написать код, но и находить информацию, правильно ее оценивать, а также умение защищаться от интернет-угроз. В Законе “Об информатизации” определили несколько уровней цифровой грамотности населения. Первый базовый включает в себя навыки пользования компьютером и мобильными гаджетами, умение находить информацию в интернете и так далее. Второй уровень - умение пользоваться сервисами электронного и открытого правительства, получения и оплаты услуг. Третий связан с покупкой, продажей и продвижением товаров и услуг в интернете, то есть электронная торговля. Четвертый уровень - использование цифровых устройств. И пятый, самый продвинутый, включает в себя навыки программирования, самостоятельного создания программных решений.
Учить этому казахстанцев, а уже разработали методические рекомендации и программы, чиновники планируют несколькими способами. Первый - центральные государственные органы научат население и своих работников. Госорганы проведут так называемое сопутствующее обучение. Так, сегодня Министерство национальной экономики учит предпринимателей вести бизнес. В эти программы включат обучение и цифровым навыкам. Аналогично при повышении квалификации педагогических кадров и так далее. Второй подход заключается в том, чтобы акиматы совместно с ЦОНами и Казпочтой проводили “уроки” во всех отдаленных уголках страны. В этом году кампанией по ликвидации цифровой безграмотности, которая стартует с 1 июня, охватят 500 тысяч человек. В целом к 2022 году цифровой грамотности в профессиональной сфере обучат 385 тысяч человек, а базовым навыкам использования государственных электронных сервисов - около восьми миллионов казахстанцев.
Без сомнения, цифровые технологии создают не только новые рабочие специальности, но и новые рабочие места, а также меняют требования к традиционным должностям и занятиям. Потребность в специалистах, компетентных в цифровых вопросах, в Казахстане с каждым годом растет. “Большая коалиция за цифровые рабочие места” (Grand Coalition for Digital Jobs) вывела такое соотношение: одна новая позиция в цифровой сфере создает в среднем три новых места в других сферах экономики и хозяйства. Поэтому цифровая компетентность - это не просто вопрос IT, и даже не экономики в целом, а общесоциальная проблема. Учитывая это, при обучении населения стоит учесть, что к каждой категории нужен свой подход. Самые продвинутые юзеры - школьники и студенты. Но сегодня далеко не во всех школах есть высокоскоростной интернет, а уровень цифровой образованности учителей тоже оставляет желать лучшего. Да и само школьное расписание не нагружено дисциплинами цифрового обучения - включая те же навыки программирования. Бум популярности айтишников тоже прошел, и число выпускников вузов с дипломами IT-специальностей уменьшилось. Поэтому обучение цифровой компетентности нужно усилить для студентов всех направлений - от археологов до актеров.
Самая “проблемная” категория - люди пожилого возраста, которые слабо знакомы с компьютерами и гаджетами. Некоторые из них и вовсе никогда в жизни не выходили в интернет. Основная причина - нежелание осваивать что-то новое на склоне лет. При этом наиболее повышенный спрос на пользование государственными и муниципальными услугами выражен именно у них.
В мире накоплен большой опыт обучения цифровой грамотности. Самая оптимальная форма - дистанционные онлайн-курсы, избавляющие от ненужной необходимости садиться за парту и экономящие расходы на программу. Еще одна форма - “клубы программирования”, где обучение будет соседствовать с неким соревнованием. К слову, в Советском Союзе подобные программы во время индустриализации дали огромный успех (школы ФЗО), в короткое время сделав из приехавших в города крестьян технически подкованных рабочих. Что касается пожилых людей, то здесь необходимо повысить осведомленность аудитории о преимуществах цифровых знаний и сервисов. Проще говоря, сделать “погружение в цифровую среду” привлекательным и полезным для пенсионеров. Существует два пути. Первый - создать подходящие формы обучения цифровым навыкам и поддержать их в “выходе онлайн”. Предлагается “использовать инновационные формы” - это не только адаптированные курсы с крупным шрифтом. Большую популярность в Европе набирает “твиннинг” - совместное обучающее времяпровождение за компьютером “дедов и внуков”, где “цифрово-компетентные” подростки выступают в роли учителей. В семьях это решает многие проблемы, только надо научить подростков грамотно вести семейное обучение. Второй путь - обеспечение доступности интернет-сервисов для всех. Необходимо адаптировать сайты и сервисы для людей с различными проблемами со здоровьем: слухом, зрением, подвижностью.

Сегодня в стране ведется работа по оптимизации процессов оказания госуслуг и их максимальному переводу в электронный формат (Digitalbydefault). Более 400 видов государственных услуг оптимизировали, срок выдачи услуг сократили в два раза. На сегодня более 80 процентов государственных услуг оказывается в электронном формате. Портал электронного правительства, через который в прошлом году оказали более 34 миллионов услуг, предоставляет возможность получать 235 услуг и сервисов. В свою очередь, портал электронного лицензирования eLicense.kz, а через него в 2017 году прошло более 922 тысяч лицензий и разрешительных документов, оказывает 399 автоматизированных услуг. По линии бизнеса через egov доступны 44 онлайн-услуги в части регистрации и развития, лицензирования, налогов, банковского дела, субсидирования. В 2017 году произвели около двух миллионов транзакций на сумму 18 миллиардов тенге. В целом сумма всех платежей за период работы сервиса с 2010 года составила более 47 миллиардов тенге. Посредством сайта с 2012 года открыто более 135 377 компаний, а в прошлом году зарегистрировано свыше 33 тысяч юрлиц. Также с июля 2017 года реализовали возможность получения 30 государственных услуг (адресная справка, справка о наличии либо отсутствии судимости) без использования ЭЦП посредством одноразового пароля и логина/пароля. В 2018 году таким образом дополнительно реализовали еще 14 услуг. Осуществили запуск проактивной услуги по рождению ребенка посредством получения СМС-подтверждения от граждан.
АО “Национальные информационные технологии” на постоянной основе проводит работы по интеграции информационных систем. Уже интегрировали 107 баз данных госорганов. К платежному шлюзу электронного правительства подключили 32 банка второго уровня, в части предоставления банками госорганам, судам через ПШЭП сведений и информации об осуществленных платежах и (или) переводах денег, связанных с уплатой платежей в бюджет.
В целях повышения эффективности внедренных электронных сервисов, сокращения бумажного документооборота, популяризации услуг портала электронного правительства и продвижения цифровой культуры среди казахстанцев в Астане запустили первый цифровой ЦОН, где можно самостоятельно получить электронные услуги в секторе самообслуживания или через пункты общественного доступа (ПОД), а также пройти курс обучения по получению электронных услуг. До конца года планируется открыть цифровые ЦОНы в каждом областном центре по всей республике.
В рамках применения передовых цифровых технологий планируется использование технологии блокчейн при регистрации собственности недвижимости (смарт-контракт) и создании единого государственного кадастра недвижимости. Для повышения качества и контроля за оказанием государственных услуг запланировали внедрение искусственного интеллекта и виртуального консультанта Chat-bot.

Астана

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Наши награды    

Календарь
«    Май 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Май 2018 (82)
Апрель 2018 (154)
Март 2018 (137)
Февраль 2018 (164)
Январь 2018 (156)
Декабрь 2017 (145)

Голосование
Будете ли Вы оформлять подписку на сайт, если сайт станет платным


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение
Fatal error: Call to a member function _destr() on null in /var/www/vhosts/np.kz/public_html/engine/modules/main.php on line 390