ГОЛОВНАЯ БОЛЬ ОТ ТАБЛЕТКИ

ЗАПРЕТ НА СВОБОДНУЮ ПРОДАЖУ НЕ ПАНАЦЕЯ

Подробнее >>>
ЗНАНИЕ - СИЛА, А НЕ КСИВА

КАК БОРОТЬСЯ С ПОДДЕЛЬНЫМИ ДИПЛОМАМИ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



МОДНЫЕ ВЕЯНИЯ Горячие новости / События

Алла Иванилова
Казахстанцев не раз призывали носить отечественную одежду. Как говорится, “своя рубашка ближе к телу”. Но легкая промышленность находится в зачаточном состоянии, а немногочисленная одежда made in Kazakhstan пока проигрывает иностранным “нарядам”

Сегодня рынок одежды настолько многообразен, что порой выбор становится действительно трудным. Различные бренды, фасоны, цены и модные веяния играют свою роль. На любой вкус и цвет и самое главное - кошелек.
Легкая промышленность Казахской ССР насчитывала свыше 1000 предприятий и формировала более 25 процентов бюджета республики. Ввели в действие предприятия-гиганты - Алма-Атинский хлопчатобумажный комбинат (АХБК), Джамбульский кожевенно-обувной комбинат, Кустанайский камвольно-суконный комбинат, Семипалатинский кожевенно-меховой комбинат. Все они работали на отечественном сырье и выпускали сотни видов изделий. Некоторые были градообразующими. Удельный вес отрасли в 1990 году составлял 15,8 процента от общего объема промышленного производства. Однако после известных событий многие фабрики прекратили свою деятельность.

 

 

Сегодня отечественная легкая индустрия обеспечивает внутренний спрос не более чем на 10 процентов (порог экономической безопасности составляет 30 процентов). При этом около восьми процентов приходится на швейную и текстильную подотрасли, на кожевенно-обувную - менее двух процентов. Оставшиеся 90 процентов рынка занимают импортные товары. Одевают казахстанцев такие страны, как Турция, Китай, Бангладеш, Узбекистан, Кыргызстан и Италия.
В прошлом году в Казахстане зарегистрировали 1650 предприятий легкой промышленности, а работали только 989, из них 949 малых, 28 средних и 12 крупных. Объем их производства составлял от 70 до 90 миллионов тенге в год. Выпуск продукции на одно предприятие в среднем менее 100 тысяч тенге в год. При этом капитальных вложений из бюджета на развитие легкой промышленности в последние пять лет не предусматривали. Впрочем, в 2019 году на поддержку и создание новых, модернизацию действующих производств заложили 4,1 миллиарда тенге со снижением в последующие годы с 3,6 миллиарда тенге (2020 год) до 3,3 миллиарда тенге (2021 год).
Принятые в свое время Программа импортозамещения в легкой и пищевой промышленности на 2001-2003 годы и Программа по развитию легкой промышленности в Республике Казахстан на 2010-2014 годы ощутимых результатов не дали. А имеющаяся сейчас у профильного министерства программа не нацелена на развитие легкой промышленности, учитывая, что в бюджете на 2019-2021 годы на них предусмотрено крайне мало средств.
Между тем развитию легкой промышленности во многих странах мира уделяют большое внимание, так как эта отрасль обладает немалой социально-экономической значимостью, обеспечивая высокую занятость трудоспособного населения, в частности женского. Ее важность состоит и в том, что по уровню потребления она занимает вторую позицию, уступая лишь рынку продовольственных продуктов. Но, как уже говорилось, влияние отрасли на экономику нашей страны незначительно. Легкая промышленность имеет небольшой удельный вес в обрабатывающей промышленности - не более 1,2 процента.
Предприниматели не заинтересованы работать в этом секторе - выращивать хлопок, выделывать кожу и меха, моделировать и шить одежду и обувь. Причина этому - не одномоментное получение прибыли, как в сфере торговли и услуг. Существует и ряд негативных факторов, влияющих на развитие отрасли. Прежде всего это высокая стоимость рабочей силы, себестоимости. Как известно, покупатель выбирает “рублем”. Тот же турецкий бренд можно в два раза дешевле купить, чем одежду казахстанского производства. Самая низкая себестоимость сегодня в Бангладеш, в Китае и Турции выше, но у нас еще дороже. Как в таком случае конкурировать?
А ведь в стране действительно есть все, чтобы производить качественную одежду. Потенциал обусловлен близостью регионов, производящих сырье (Узбекистан, Таджикистан, Туркменистан), а также рынков сбыта (Россия, азиатские и европейские страны, Ближний Восток).
Для вывода легкой промышленности из затянувшегося кризиса нужно решить ряд проблем: ускорить техническое перевооружение предприятий, защитить внутренний рынок страны от экспансии импорта, провести финансовое оздоровление предприятий. Для защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции возможно введение специальных пошлин и квот на дешевый импорт изделий легкой промышленности из Юго-Восточной Азии. Такие меры, которые, как правило, носят временный характер, в свое время принимали в США, Турции и других странах.
Также необходимо решить проблему нехватки сырья, которая вызвана сокращением сырьевой базы. Только два процента хлопка-волокна обрабатывают в стране до готовой продукции. Около 90 процентов сырья (в виде немытой шерсти, хлопка-сырца) экспортируют за рубеж, как и сырье, подвергнутое первичной обработке. Швейная промышленность вынуждена использовать в работе импортные ткани, пряжу, нити, фурнитуру, которые в Казахстане практически не производят. Это влечет за собой высокую стоимость изделий и их неспособность конкурировать по цене с импортной продукцией. Для решения этой проблемы необходимо ввести высокие пошлины на вывоз продукции с низкой степенью обработки. А экспорт продукции с высокой добавленной стоимостью стимулировать путем предоставления льгот. Такой метод стимулирования экспорта готовой продукции успешно предприняли в Китае.
Недоумение вызывает ценообразование за сырье. Килограмм овечьей шерсти стоит 150 тенге, макулатура оценивается в три тенге за килограмм. Понятно, что за такие цены мало кто станет заниматься сбором сырья. В итоге шерсть сжигают, закапывают в землю или используют для утепления сараев. Макулатура идет на мусорную свалку, а кожа исчезает из поля зрения, так как воровскими способами ее вывозят за рубеж. Созданные для переработки шерсти предприятия осваивают не более 10-12 процентов снятой шерсти в своих регионах (кроме Атырауской области). Не ведут контроль за развитием тонкорунных и каракульских овец, бывших когда-то гордостью страны. Не уделяют внимания пушно-меховым животным, сбору пера и пуха птиц, коз, овечьей и верблюжьей шерсти. Поэтому целесообразно открывать промартели, фабрики надомного труда, которые будут закупать сырье и в дальнейшем продавать его производителям легкой промышленности. В свое время Кокшетауская фабрика надомного труда давала работу для 1300 сельских жителей, а отработанные латексом голицы обеспечивали полную потребность нефтяников и рыбаков всего СССР.
И еще один немаловажный вопрос - недостаток квалифицированных кадров. Существуют высокая текучесть кадров и дефицит не только рабочих, швей, портных, но и технических работников высшего и среднего звена. Несмотря на то, что в стране достаточно учебных заведений, готовящих специалистов для этой сферы, многие выпускники не хотят связывать свою карьеру с производством, учитывая низкую заработную плату. При этом повышение заработной платы работников предприятий легкой промышленности значительно сдерживается низкой стоимостью продукции конкурентов. Поэтому кадровый вопрос требует внедрения новых подходов к управлению персоналом. Казахстанским производителям необходимо научиться шить универсальную, удобную, красивую одежду, прежде всего создавать бренды, а это идея и работа высокопрофессионального дизайнера-художника.
Ну и, наконец, продажа продукции. По мнению психологов, на одежду, пошитую в Казахстане, нет спроса не столько из-за ее качества, сколько из-за недостатка рекламы.

Нур-Султан

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Наши награды    

Календарь
«    Июнь 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930


Large Visitor Globe


Архив новостей
Июнь 2019 (70)
Май 2019 (147)
Апрель 2019 (156)
Март 2019 (138)
Февраль 2019 (140)
Январь 2019 (137)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение
Fatal error: Call to a member function _destr() on null in /var/www/vhosts/np.kz/public_html/engine/modules/main.php on line 390