ИЗВЕРЖЕНИЕ ВУЛКАНИЗАЦИИ

ЦЕНА ЧИСТОГО ВОЗДУХА

Подробнее >>>
НА ПЬЕДЕСТАЛЕ - БОЛЬШИЕ ГОРОДА

ФИНИШИРОВАЛ ЧЕМПИОНАТ КАЗАХСТАНА ПО ФУТБОЛУ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



ИЗ КАЗАХСТАНА - В СЕВЕРНЫЙ ОКЕАН Горячие новости / Исследования

Ирина Ковалева из Павлодара
В Павлодаре открыто движение по Иртышу: самым дешевым и экологичным водным путем после десятка лет судоходного затишья вновь перевозятся тысячи тонн грузов. На вопрос: чем вы торг ведете и куда теперь плывете? сегодня павлодарские корабельщики могут ответить примерно так же, как и 100 лет назад: песок и щебень - в Омск

Упоминание о речном судоходстве в Павлодаре встречается в Словаре географического общества еще в 1804 году: “Соль в тех озерах садится в великом множестве сама собою, а при наступлении каждой весны отправляется водою в низовые по Иртышу места на барках”. Впрочем, лодки-дощаники сменились колесными пароходами-коноводками - маховики на судах вращались при помощи самой настоящей лошадиной силы. Энциклопедисты Брокгауз и Эфрон в конце XIX века пишут, что выше Павлодара пароходы по Иртышу плавают в первой половине лета.
В начале ХХ века Павлодар уже “представляет собою одну из самых важных пароходных пристаней на реке Иртыш”. Собственно Павлодарское речное пароходство существует более 130 лет, с того времени когда началось движение пароходов в Семипалатинск, Омск, Тюмень и даже Тобольск.
А расцвет речного судоходства пришелся на советскую эпоху. С 1965 года пристань стала речным портом. В то время грузооборот по Иртышу в среднем составлял почти 7 миллионов тонн, а теплоходы в период навигации перевозили по полмиллиона пассажиров. Получали и транспортировали лес, щебень, зерно, уголь, нефтепродукты, железобетон и металлопрокат.
Однако в 90-е годы судоходство на Иртыше, как и многое другое в то время, пришло в упадок. Несколько лет на реке было тихо - по сравнению с прошлыми бурными потоками катеров, теплоходов, танкеров и буксиров. Вскоре речной порт стал частным. Но краны, склады и суда удалось сохранить. И сегодня движение восстанавливается. “В этом году навигация на Иртыше до границы с Россией, как обычно, открыта в плановые сроки, - рассказывает Юрий Уржумов, заместитель директора по производству Павлодарского государственного предприятия водных путей. - За последние годы существенно увеличился грузопоток по Иртышу из Павлодара в Российскую Федерацию. Например, за прошлый год было отправлено около 76 тысяч тонн щебня. А на сегодняшний день - уже 50 тысяч тонн. Перевозку осуществляет как флот Павлодарского речного порта, так и Российской Федерации. Водные пути на протяженности Иртыша по Павлодарской области, а это 603 километра, нами полностью подготовлены - расставлены специальные знаки”.
Как и за любой дорогой, за водной транспортной магистралью нужно следить. За счет средств областного бюджета разработаны проекты по расчистке русла реки Иртыш и ее протоков на территории Павлодарской области. По официальным данным, эти работы планируется осуществить в этом и следующем годах при выделении средств из областного бюджета на общую сумму 398 миллионов тенге.
Также ежегодно специалистам приходится углублять дно. Иртыш - река с характером, постоянно перемещает песок по своему руслу. По госпрограмме предприятие водных путей обеспечивается флотом. Из тюменских судоверфей павлодарцам поставляют непростую технику. Например, землесос, при помощи которого углубляют дно. Или корчекран - специальное средство, поднимающее с грунта под водой застрявшие корневища деревьев.
Обновляется не только техника. Специалистов среднего звена готовят в Семипалатинском колледже транспорта на отделении судоводителей, пояснил Юрий Уржумов. Так что с кадрами в ведомстве проблем нет.
Как инспекторы ГАИ на суше, за порядком на воде следят сотрудники межрайонной инспекции транспортного контроля “Ертiс” по Восточно-Казахстанской и Павлодарской областям. По аналогии с наземным транспортом проводят техосмотр судов в акватории и только после этого выдают судовой билет.
alt
К слову, в отделе по контролю водного транспорта на сегодняшний день зарегистрировано почти две с половиной тысячи плавсредств. Из них 91 большое речное судно, более тысячи несамоходных маломерных судов - байдарок, обычных и надувных лодок. И еще оформлено 1170 самоходных, то есть с двигателем, маломерных судов: моторных лодок, гидроциклов. Кстати, именно этот вид транспорта набирает популярность к началу пляжного сезона, говорят инспекторы.
“Благосостояние населения растет, и сейчас павлодарцы все больше покупают и регистрируют личные катера и гидроциклы, - объясняет Нурлан Валитов, главный специалист отдела контроля на водном транспорте. - Вот только что, например, мужчина поставил на учет привезенный из Германии катер. Технику берут для рыбалки, спорта и отдыха - прогулочную и с каютами. Обзаводятся и гидроциклами, таких у нас оформлено 50, хотя скутер - вещь не из дешевых: его стоимость от 1,5 до 3 миллионов тенге”.
Азартные водители водных мотоциклов нередко становятся помехой крупным судоводителям на Иртыше. В прошлом году количество нарушителей за рулем скутеров вновь возросло: адреналин заставляет гидроциклистов на высокой скорости выезжать за буи, выписывать крутые виражи у самого пляжа или вырываться за судовой ход.
Впрочем, за превышение скорости и нарушение правил на воде оштрафовать таких лихачей сложно - сначала нужно догнать. Да и специальной штрафстоянки для водного транспорта - со стапелями - в Павлодаре нет. Зато вскоре может появиться настоящий яхтклуб с ангарами для хранения яхт.
Из большого пассажирского транспорта сегодня в Павлодаре курсируют два прогулочных теплохода - “Казахстан” и “Екибастуз”. Еще совсем недавно, в 60-70-х годах прошлого века, почти морские волны на Иртыше вспенивали крылатые суда “Ракета” и “Полесье”. За день можно было добраться водой из Павлодара в Омск или Семипалатинск. Но в 90-е возить народ по реке стало невыгодно, и одна из “ракет” “села на мель” на павлодарском пляже, став видеосалоном.
Сегодня “ракетостроением” занимаются в России. У нас подобного транспорта нет, а возрождать - затея дорогостоящая. Дебаркадеры и причалы для судов на подводных крыльях пришли в упадок или уничтожены, нет и заправочных станций.
Впрочем, возрождению судоходства на Иртыше все же быть, причем на законных основаниях, согласно специальной программе по обновлению устаревшего флота и подготовке кадров, принятой правительством. План развития до 2012 года таков: первый этап - создание условий для реабилитации отечественных судостроительных, судоремонтных предприятий. Второй - завершение обновления и модернизация государственного технического речного флота и увеличение объема грузоперевозок речным транспортом до 7 миллионов тонн в год.
Ориентировочные расходы на реализацию программы в 2011 году, говорится в документе, - 3 163,9 миллиона тенге, в 2012 году - 3 155,5 миллиона тенге. Всего - опять же, приблизительно - из республиканского бюджета планируется выделить на эти нужды 16 693,7 миллиона тенге. Важный пункт программы - развитие судоремонтно-судостроительных предприятий. Правда, тут имеются некоторые сложности.
Одно из старейших предприятий Казахстана, “дедушка павлодарских заводов” - судоремзавод с более чем столетней историей - сегодня уже не тот. Сначала на предприятии ремонтировали только суда Иртышского бассейна, а с 50-х годов ХХ века стали готовить собственную продукцию: судоходные паромы, баржи, теплоходы-толкачи, буксиры-катамараны. Был построен слип - устройство на лебедках для поднятия кораблей и ремонта подводной части судна. Бывало, что ремонтировали по 150 судов в год.
На сегодняшний день реанимируют 1-2 баржи. Предприятие и оборудование в частных руках, работой по восстановлению плавсредств по лицензии занимаются подрядчики. Часть цехов снесена, на этом месте выстроен элитный жилой дом. И уже готов проект нового оптово-розничного центра, который будет расположен на территории предприятия. Проектировщики указывают: торговый центр будет реконструирован из здания судоремзавода.
Между тем назревает и другая проблема судоходства. Как известно, воды трансграничного Иртыша представляют интерес не только для Казахстана, но и для России и Китая. Для нас Иртыш - не только транспортная артерия, но и источник водной энергии. Также Иртыш может быть возможным помощником по обеспечению живительной влагой Центрального Казахстана - на тот случай, если запас реки Нуры вдруг окажется недостаточным. Истощение ресурсов - серьезная экологическая угроза.
Дело в том, что иртышскую воду планируют использовать для своего экономического развития китайцы. Больше шестисот километров после истока река проходит по территории Поднебесной. И 300-километровый ирригационный канал Черный Иртыш-Карамай может привести к обмелению Иртыша.
По прогнозам, около 20 процентов стока Черного Иртыша уйдет - по оценке специалистов, это примерно 9 кубических километров воды в год. Предполагаемый сценарий неутешительный: воды будет мало. Хватит ли нам для водохранилищ и судоходства? Впрочем, при таком раскладе соседи-омичи могут вовсе лишиться не то что судоходства, а питьевого водоснабжения.
Пока, впрочем, опасения беспочвенные, заверяют специалисты. Ситуацию с “китайским вопросом” держат на контроле семипалатинцы и усть-каменогорцы. У павлодарских речников свои заботы: победить корабельный износ и вернуть судоходству былые позиции. И, кто знает, может, в следующую навигацию суда с грузами из Павлодара пойдут по Иртышу через Салехард к Северному морскому пути.
фото автора

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Ноябрь 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Ноябрь 2019 (56)
Октябрь 2019 (161)
Сентябрь 2019 (131)
Август 2019 (169)
Июль 2019 (144)
Июнь 2019 (132)

Голосование
Будете ли Вы оформлять подписку на сайт, если сайт станет платным


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение
Fatal error: Call to a member function _destr() on null in /var/www/vhosts/np.kz/public_html/engine/modules/main.php on line 390