УРОК ЧИНОВНИКАМ

В КАЗАХСТАНЕ ПРЕДЛАГАЮТ ЗАКРЫТЬ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Подробнее >>>
БРЕНД “28 ПАНФИЛОВЦЕВ”

В ЧЕМ ПРИЧИНА СПЕКУЛЯЦИЙ ВОКРУГ НЕГО?

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Воспитание по Дидро Культура

Антон Компанеец
Глобальный экономический форум и обучение изобразительному искусству, крупнейшие политики, бизнесмены, ученые и маленькие дети, нанотехнологии и творческое воображение... Как это все оказалось связанным друг с другом и какое имеет отношение к развитию человеческого капитала в Казахстане?
В поисках ответов на эти вопросы мы беседуем с журналистом и переводчиком Александром Загрибельным и учеником 8 класса гимназии №1 города Тараза Богданом Загрибельным.
Отец и сын недавно вернулись из Эр-Рияда - столицы Саудовской Аравии, где проходил Глобальный форум по устойчивой конкурентоспособности государств. Впервые в работе международной встречи такого уровня принимали участие представители юного поколения, достигшие высоких творческих результатов

- Богдан, о твоей поездке уже писали газеты. В 2007 году ты победил на Всемирной олимпиаде детского творчества. И потом на фестивале в Вашингтоне познакомился с президентом Международного фонда детского искусства (ICAF) Ашфагом Исхаком, который и пригласил тебя на этот Глобальный форум. А как ты думаешь, почему именно ты попал в число приглашенных детей - ведь отбор проходил из большого числа победителей олимпиады?
- Наверное, на этот вопрос лучше всего мог бы ответить сам доктор Ашфаг. Я могу лишь предполагать... На той олимпиаде победили сотни детей из разных стран, и многие были достойны такого приглашения. А выбрали лишь пятерых - Николаса Гойетта из США, Кваниту Квамарани из Индонезии, Ютху Юнг из Малайзии, Абдуллу Хоброма из Саудовской Аравии и меня от Казахстана. Меня попросили перечислить все мои награды, полученные на различных конкурсах. Когда мы их подсчитали, оказалось 18 наград. Может быть, это сыграло роль, может, что-то другое. 
alt
- Все награды за рисование?

- Не только, у меня несколько дипломов за победы в международных интеллектуальных конкурсах “Золотое руно”, “Кенгуру”, “Ак бота”, “Русский медвежонок” и других.
- Богдан, а как ты воспринял известие о своем участии в форуме?
- Когда я узнал об этом, готовился к городской олимпиаде по химии, думал только об этом, остальное меня мало интересовало. И, честно говоря, победа на олимпиаде доставила мне больше радости, чем известие о поездке.
Но когда я узнал, что на форум приезжают нобелевские лауреаты, в том числе Гарри Крото - один из крупнейших ученых современности, получивший премию за открытие фуллеренов (нового аллотропного состояния углерода - С60), которые сейчас активно применяются в нанотехнологиях,  вот тогда я по-настоящему захотел поехать.
- Ты, конечно, не видел, но многие еще помнят, как юные пионеры выстраивались перед трибунами и приветствовали съезды КПСС. У вас было примерно так же?
Богдан (смеется):
 - Нет, совсем не так. Наши выступления были посвящены роли обучения искусству. Но каждый рассказывал о своем опыте и достижениях. А общая цель была, думаю, показать, как важно с ранних лет творчески развивать детей и привлечь внимание к рисованию.
Александр:
 - Впервые в работе такого крупного взрослого мероприятия приглашенные дети должны были произнести пяти-, семиминутную очень не простую речь на тему, которая в педагогике-психологии порой потянет на целую монографию. И все это на английском языке.
alt
Обсуждение с профессором Ашфагом Исхаком
- Значит, говорить тебе, Богдан, пришлось все-таки не про любимую химию?

- Я должен был рассказать, как раннее обучение рисованию повлияло на мое развитие. Вдобавок всего за пять минут я должен был еще рассказать о себе, о своих друзьях и о Казахстане...
Я могу просто повторить кое-что из своей речи, которую по-английски выучил почти наизусть: “Когда мне было полтора года, моя мама, художница и автор казахстанских учебников по ИЗО, дала мне в руки кисточку и акварельные краски. И с тех пор столько, сколько себя помню, я рисую. Еще до того, как я научился говорить, мог выразить себя через линии и краски. Я воспринимал буквы и слова как рисунки, в 2,5 года выучился читать и вскоре самостоятельно перечитал наиболее популярные детские книги. Я считаю, что занятие искусством расширило круг моих интересов и развило познавательные способности.
Возможно, рисование помогало мне видеть, как работают и сочетаются молекулы в химических веществах. Воображение необходимо не только в искусстве, но и в точных науках тоже.
Конечно, мне очень повезло, что моя мама занималась со мной. Но надо сказать, что ее метод за годы работы в изостудии разбудил множество талантов. В разные годы ее студийцы стали обладателями более трехсот самых престижных наград на международных конкурсах по изобразительному искусству в России, Польше, Индии, Франции, Германии, Норвегии, Соединенных Штатах и Австралии”.
А в заключение я сказал: “Мне очень приятно, что все вы, важные взрослые люди, слушаете меня и моих друзей. Это позволяет нам оптимистично глядеть в будущее. И это значит, что слова французского философа-просветителя Дени Дидро - “Страна, в которой учили бы рисовать, так же, как читать и писать, превзошла бы все другие страны в искусствах, науках и ремеслах” - смогут стать реальностью для многих государств мира”.
- А почему, собственно, рисование, почему не музыка, танцы или другие искусства?
Александр:
- Возможно, я не прав, но думаю, что ни в музыке, ни в танце таких мощных импульсов познания мира, как в изобразительном искусстве, все-таки нет.
Да, музыка даже более эмоциональна, чем рисование. Еще с пеленок Богдан слушал Моцарта и Баха. И сейчас на гитаре он играет достаточно сложную, а главное, интересную ему самому классику. Но, рисуя, ребенок будит свою творческую фантазию, развивает наблюдательность, создавая композицию, овладевает плоскостью листа, названиями и свойствами геометрических фигур. У него активно развивается мелкая моторика руки, а следовательно - мозг, формирование которого, как свидетельствует физиология, завершается к 6-7 годам.
Неосознанное, но активное сравнение линий, форм, цветовых отношений, свойств материалов, организация пространства - вот что такое рисование в самом раннем возрасте. Это упражнения в анализе и синтезе, это активная работа творческого воображения, без которого немыслимо успешное овладение школьными дисциплинами и дальнейшее продвижение по лестнице знаний.
Успехи Богдана объясняются не тем, что он вундеркинд, как значилось в заголовке февральской статьи в “Казправде”, а тем, что с самого раннего возраста с ним правильно занимались. В основном, конечно, мама. 
alt
На приеме у Аль Даббаха
- Я подумал сейчас, что рисование, вероятно, не только способ познания мира и накопление багажа знаний, но еще и способ познания себя. И кроме процесса самовыражения и воплощения собственных фантазий это еще и коммуникативная функция?

- На домашних видеокассетах прекрасно видно, как трех-, четырехлетний Богдан серьезно и одновременно по-детски увлеченно рисует. Как он старательно пытается объяснить взрослым и сверстникам свои рисунки, висящие на стенах комнаты. Рисование - это раскрепощение фантазии и возможность самовыражения, самореализации, общения с окружающим миром, когда еще нет полновесной вербальной возможности такого общения.
Я многократно переводил на английский уроки жены, когда мы работали в американских школах, и хочу провести такую параллель - детское творчество в рисовании в определенной мере повторяет ранние этапы развития человечества. Первобытный человек, не имевший разработанного понятийного аппарата, а тем более письменности, не оставил памятников словесного искусства, но в изобразительном он достиг поразительного совершенства, и до сих пор нас удивляет красота, грация и мощная символика пещерных и наскальных рисунков.
Нечто подобное прорывное повторилось и в эпоху Возрождения, когда живопись и скульптура опередили все другие искусства, породив таких титанов, как Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль, творчество которых шло рука об руку с изобретательством, научными исследованиями, архитектурно-строительными дерзаниями, а в музыке тогда еще даже не существовало современной темперации.
В современном мире принцип, сформулированный Дидро, в наибольшей мере реализовала Япония - страна, в экономической и эстетической состоятельности которой вряд ли кто-то усомнится.
На форуме был даже цикл специальных выступлений на тему, как готовить нобелевских лауреатов. Понимание ценности раннего развития должно стремительно вырасти в своей популярности. Это относится ко всему спектру обучения и воспитания. Достаточно большой переводческий опыт позволяет мне утверждать, что ребенок, начавший изучать иностранный язык после шести-семи лет, уже никогда не избавится от акцента. К сожалению, я сам тут очень многое упустил в отношении сына. Как говорится, сапожник без сапог. Не совсем, правда, но все же.
А занятие изобразительным искусством в раннем возрасте - это эффективный подход и, можно сказать, разработанная технология для того, чтобы вырастить успешных, интеллектуально развитых детей на базе каждой отдельно взятой семьи - ячейки общества. И это обеспечит фундамент для реализации ныне широко обсуждаемой программы развития человеческого капитала в Казахстане. Поскольку рисование - это занятия с маленькими детьми, доступные практически всем неленивым мамам и папам, бабушкам и дедушкам без специального образования и с любым уровнем достатка.
О том, как строить свои занятия с ребенком, я уверен, с удовольствием расскажет мама Богдана. Она сейчас как раз начала работу над книгой об этом.
alt
Нобелевский лауреат по физике Роберт Ричардсон
- И мы можем надеяться, что недалек тот день, когда у Казахстана появятся собственные нобелевские лауреаты? Кстати, а мама, которая, можно сказать, всю эту кашу заварила, с вами не поехала?

Александр:
- Конечно, Надежда очень хотела поехать, но Саудовская Аравия - страна специфическая. У нас бы появилось слишком много организационных проблем. Например, там для женщины нужна специальная черная одежда - хиджаб. Для женщин даже вход отдельный, и сидят они за стенкой, отделяющей их от остального зала. Женщине одной нельзя выходить на улицу в магазин.
Плюс дополнительные расходы на проезд и проживание - все достаточно дорого. И если Богдану расходы закрыл ICAF, то с приобретением билетов, кстати, как и три года назад с путешествием в Вашингтон, нам помогла компания “ПетроКазахстан”, которая много делает для поддержки творчески одаренных детей в Казахстане.
- Богдан, какие у тебя остались впечатления от Аравии, там очень жарко?
- Зимой там плюс 28 градусов. Мне очень понравилась Саудовская Аравия. Это страна, которая смело вступает в будущее, но при этом хранит свои культуру и традиции как зеницу ока. Хотя мы были там всего три дня, впечатлений я получил больше, чем даже от месячного пребывания в Америке.
Все арабы, с которыми мне довелось встречаться, были крайне вежливы, культурны. У них очень естественные и открытые улыбки. Там абсолютно безопасно можно ходить по ночным улицам. Это страна фантастического гостеприимства. Когда я был там, мне показалось, что арабский мир переживает свой новый расцвет.
В бескрайней пустыне, где нет ни одной реки, они создали оазис с пальмами и грандиозными современными зданиями. Мне там дышалось совершенно, как дома. Я очень хотел бы еще раз поехать туда - пожить подольше.
- А что было самым интересным и запоминающимся, что следовало бы отметить особо?
Александр:
- Самым неожиданным и поэтому самым впечатляющим было то, что на экономическом форуме авторитетнейшие люди разных стран, крупнейшие бизнесмены, нобелевские лауреаты и целая когорта профессоров ведущих университетов старого и нового света почти в один голос говорили о реформе образования. И основной акцент делался отнюдь не на подготовку высококвалифицированных экономистов и совершенствование преподавания точных наук, а на развитие гуманитарных дисциплин и творческого мышления.
Бывший премьер Великобритании Тони Блэр в семи развернутых тезисах предложил не просто больше вкладывать в образование, но, в первую очередь, пересмотреть его содержание в пользу серьезного расширения гуманитарного блока. Он подчеркнул, что поддерживает раннее обучение детей изобразительному искусству, поскольку оно создает здоровую атмосферу соревновательности между детьми. “Успех, - сказал он, - начинается не с политики, а с добротного образа мысли. И солидный бюджет Великобритании обязательно будет способствовать воспитанию ярко мыслящего поколения”.
Так, в насыщенном растворе многообразных выступлений о мерах по преодолению глобального кризиса, об устойчивой конкурентоспособности государств неожиданным и знаковым для меня стала кристаллизация темы образования.
Профессор Ашфаг, задумав и организовав выступление детей, попал в болевую точку современной проблематики. А сама возможность детского присутствия на серьезном взрослом форуме возникла благодаря удивительной дальновидности председателя форума - главы Генерального управления по инвестициям Саудовской Аравии его превосходительства Амр Аль-Даббаха, который отметил: “Мы понимаем, что инновации являются фундаментальными признаками наиболее развитых стран и наилучший способ обеспечить приток инноваций в страну - это распознать и поддержать творческое воображение и творческую активность на как можно более раннем этапе развития личности”, - это ли не переформулированные на современный лад слова Дени Дидро?
alt
Нобелевский лауреат по химии Гарольд Крото
- Чем объяснить такое совпадение мнений?

- Самое современное экономическое прогнозирование на суперкомпьютерах не смогло предсказать кризис, в одночасье обрушились основные биржевые индексы и произошел коллапс банковской системы. Точные науки, в определенном смысле, дали сбой. И вот в хаосной “пене дней”, как это ни странно, вперед выдвинулись проблемы совершенствования преподавания гуманитарных наук и задачи педагогики раннего обучения, способствующей развитию творческого мышления. Большое видится на расстоянии - пространственном и временном - проблема, озвученная на Глобальном форуме, возникла не в одночасье. Те же самые вопросы поднимались достаточно давно и у нас, в Казахстане, еще в период подготовки экспериментальных учебников по ИЗО для 12-летней школы. (“Казправда”, 20.02.04 - “Творчество в противовес шаблонам и стереотипам”) Надеждой Рауповой. Еще ранее ею создано методическое пособие по обучению изобразительному искусству детей дошкольного и младшего школьного возрастов, где показывались возможные пути творческого развития детей на самых ранних этапах.
Кстати, это пособие победило на республиканском конкурсе по обновлению гуманитарного образования в Казахстане. И было признано экспертами не имеющим аналогов в мировой практике. Но издалось оно лишь в рамках проекта фонда Сорос небольшим тиражом, и до сих пор эти крайне затертые книги расходятся по рукам педагогов, а повторного издания так и нет - как говорится, нет пророка в своем Отечестве.
- Ну, а как же учебники, создаваемые ею? Они издаются?
- Да, но там тоже немало своих проблем. Но об этом, наверное, лучше поговорить с самой Надеждой.
- Богдан, а нобелевского лауреата тебе все-таки удалось увидеть? И какие еще встречи тебе запомнились?
Богдан:

- Еще бы! Я ведь за этим и ехал в Эр-Рияд! Встреча с нобелевским лауреатом по химии Гарольдом Крото меня очень вдохновила. Мы немного поговорили. Я подарил ему свой рисунок. Как оказалось, Гарри сам прекрасный художник и изобразил мне открытый им фуллерен. Я, волнуясь, сказал, что тоже хотел бы стать нобелевским лауреатом по химии. Мне понравились его слова: “Я никогда не стремился стать нобелевским лауреатом, а просто делал свое любимое дело”. Сейчас он живет и работает в университете во Флориде.
Еще мы встретились и сфотографировались с нобелевским лауреатом по физике Робертом Ричардсоном. А единственный человек, с которым мы на форуме смогли поговорить по-русски, был директор Эрмитажа академик Михаил Пиотровский. Он сказал, что ему понравилось мое выступление, поздравил меня и родителей, дал свою визитку и пригласил в Эрмитаж.
Александр:
- Была еще одна встреча. Его превосходительство Амр Аль Даббах - управляющий Агентством по генеральным инвестициям - устроил специальный прием для детей. Встреча была очень теплая, и было особенно приятно, когда он вспомнил о своем визите в Казахстан. Ему очень понравилось наше гостеприимство и наше казы, которое он ел в первый раз. Он сравнил Казахстан и Саудовскую Аравию.
Две очень большие страны по территории с приблизительно одинаковым количеством населения. Оба государства очень богаты природными ресурсами, которые надо разрабатывать для развития экономики. И он выразил надежду, что его следующий визит в Казахстан, связанный с инвестициями, будет успешным и взаимовыгодным для обеих стран.
Но, самое важное, укрепилось понимание, что основные инвестиции любого смотрящего вперед государства - это инвестиции в человеческий капитал. Уж они-то всегда окупаются сторицей!

Сайт Глобального форума GCF
http://www.gcf.org.sa/en/GCF-2010/

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





  • Группа: Гости
  • Регистрация: --
  • Статус:
  • 0 комментариев
  • 0 публикаций
^
At the International Child Art Foundation in Washington DC we are very pleased that Bogdan's experience at the GCF in Riyadh is inspirational to Kazakh children and youth. Children are Kazakistan's most precious resource and their creative development and self-confidence will guarantee sustained peace and prosperity for the nation. ICAF looks forward to working with creative Kazakh leaders to develop talents for the future. www.icaf.org

At the International Child Art Foundation in Washington DC we are very pleased that Bogdan's experience at the GCF in Riyadh is inspirational to Kazakh children and youth. Children are Kazakistan's most precious resource and their creative development and self-confidence will guarantee sustained peace and prosperity for the nation. ICAF looks forward to working with creative Kazakh leaders to develop talents for the future. www.icaf.org
  • Нравится
  • 0
  • Группа: Посетители
  • Регистрация: 18.01.2012
  • Статус: Пользователь offline
  • 12 комментариев
  • 0 публикаций
^

Спасибо за содержательное и интересное интервью.

десерты

  • Нравится
  • 0
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Декабрь 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Декабрь 2018 (30)
Ноябрь 2018 (167)
Октябрь 2018 (169)
Сентябрь 2018 (156)
Август 2018 (154)
Июль 2018 (178)

Голосование
Будете ли Вы оформлять подписку на сайт, если сайт станет платным


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение
Fatal error: Call to a member function _destr() on null in /var/www/vhosts/np.kz/public_html/engine/modules/main.php on line 390