“ДИКИЕ ГУСИ”

В погоне за “розовым облачком”

Подробнее >>>
СКОЛЬКО НУЖНО УБИТЬ НЕСОГЛАСНЫХ?
 
Подробнее >>>
Логин
Пароль
 
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





Международный Институт Современной Политики

Деловой Казахстан

"Золотая коллекция"

Сто Сторон




погода в г. Алматы
погода в г. Астане


{linkmoney}

Евро-5. Быть или не быть Исследования

Анастасия Печагина
Министерством нефти и газа недавно принято решение о модернизации всех трех нефтеперерабатывающих заводов Казахстана. Это очень сложная, ответственная задача, поэтому и подход к ней должен быть предельно взвешенным, государственным. Так считает управляющий директор АО “РД “КазМунайГаз” Серик Баймуханбетов

- Серик Габитович, какие задачи возложены на Вас в данном проекте?
alt
- Отраслевая программа модернизации нефтеперерабатывающей отрасли - очень ответственный стратегический проект. Как отраслевой специалист я был приглашен руководством Фонда “Самрук-Казына” в качестве независимого эксперта. Наша задача состояла в глубокой технико-экономической проработке проекта исходя из перспективной оценки потребностей экономики. Это ответственный вопрос: говоря о реконструкции НПЗ, следует понимать, что от первоначальной “настройки” завода, от выбранных технологий зависит та продукция, которую он будет производить в течение многих лет. Поэтому первое, что необходимо, - это глубокий маркетинговый анализ рынка на среднесрочную перспективу. Анализируя ситуацию, мы фокусировались на том, чтобы представляемые правительству отчеты и прогнозные оценки были выполнены объективно.
- К каким выводам Вы пришли?
- В любом производственном проекте все начинается с перспективного маркетингового анализа, основанного на оценке как внутренних потребностей экономики, так и мировых тенденций отрасли, экспорта и импорта. Казахстан - нефтяная держава. Нам необходимо просчитать и спрогнозировать рынок так, чтобы все наши три НПЗ в дальнейшем работали как часы, бесперебойно, с максимальной загрузкой, поставляя топливо самого лучшего качества как на внутренний рынок, так и на экспорт. Также технологически важно, чтобы они не зависели от таких факторов, как, например, меняющиеся параметры качества нефти. Это вопрос энергетической безопасности государства. Чтобы принять правильное и взвешенное решение при модернизации НПЗ, нужен всесторонний и объективный анализ рынка. Нам необходимо четко знать, сколько и каких нефтепродуктов будет потреблять Казахстан, куда движутся мировые рынки после кризиса, каковы ресурсы и потребности наших соседей и партнеров по Таможенному союзу. Поэтому эксперты, которые проводят маркетинговую проработку модернизации НПЗ, должны очень внимательно отнестись к этой работе. Однако, к сожалению, выяснилось, что отчетная информация, подготовленная аналитиками, не отвечает этим требованиям. Более того, она содержит весьма серьезные ошибки. По многим стратегическим аспектам рынка были предоставлены недостоверные данные, которые уже сегодня значительно расходятся с реалиями.
- Например?
- Для примера возьмем выводы по прогнозным потребностям республики в дизельном топливе. Маркетинговое исследование рынка нефтепродуктов Казахстана, которое нам предлагают взять за основу, утверждает, что увеличения спроса на дизтопливо до 2020 года не предвидится и к этому времени потребность будет достигать лишь 5,8 миллиона тонн в год. Однако, согласно официальным данным Министерства транспорта и коммуникаций, только в рамках транзитного коридора Западный Китай - Западная Европа и форсированного развития инновационно-индустриальной промышленности республики к 2020-му потребуется порядка 7 миллионов тонн дизеля в год. Отсюда общая внутренняя потребность страны с учетом официальных расчетных прогнозов отраслевых министерств и ведомств должна прогнозироваться, как минимум, на уровне 9-9,5 миллиона тонн, а не 5,8 миллиона. Кстати, в Казахстане уже сегодня наблюдается ежегодный 10-процентный прирост потребления дизельного топлива. Согласно официальным статистическим данным, производство дизеля в 2009 году составило порядка 3,8 миллиона тонн, при этом импорт - около 0,4 миллиона тонн и экспорт - 0,8 миллиона тонн. Отсюда следует, что общее потребление дизеля по республике в 2009 году составило 3,4 миллиона тонн в год. Тогда как в 2010 году в Казахстане дизеля было произведено около 4 миллионов тонн, завезено порядка 0,4 миллиона тонн и вывезено - 0,6 миллиона тонн, то есть общее потребление в 2010 году составило 3,8 миллиона тонн. То есть годовое потребление дизеля в 2010-м по сравнению с 2009 годом увеличилось на 0,4 миллиона тонн, что составляет порядка 10-11 процентов за год. И подобных нестыковок мы видим очень много.
- А в чем причина неточностей?
- Полагаю, что причина этих неточностей возникла ввиду неправильного подхода к разрешению поставленной задачи. Дело в том, что ранее, еще 2009 году, было разработано ТЭО для модернизации Шымкентского НПЗ. Однако изначально ошибка наших специалистов состояла в выборе исполнителя, которому поручалось подготовить независимое объективное ТЭО, поскольку этот иностранный разработчик был одновременно лицензиаром технологии. Такого никогда не бывает в мировой практике, когда заинтересованный лицензиар будет разрабатывать ТЭО для третьего лица с рекомендацией об использовании своих же технологий. Вот по этим основаниям и ввиду некорректных данных маркетингового исследования, а также несоответствия предложенных выводов национальным экономическим интересам Казахстана ТЭО 2009 года на одном из технических советов было решено пересмотреть заново.
После этого лицам, ответственным за модернизацию заводов, руководством ФНБ “Самрук-Казына” в 2010 году вновь было дано поручение пересмотреть ТЭО и подготовить обновленный маркетинг рынка с учетом новых трендов рынка нефтепродуктов и применения передовых мировых технологий в сфере нефтепереработки.
Новое маркетинговое исследование рынка нефтепро-дуктов Казахстана для разработки технико-экономического обоснования (ТЭО) модернизации казахстанских НПЗ готовилось одной из иностранных экспертных групп по заказу казахстанской стороны. Оно, как следует из отчета самой компании-исполнителя, выполнено в кабинете, без выезда в Республику Казахстан, без ознакомления с текущими тенденциями рынка. При этом в фабуле документа также сказано о том, что “при проведении данного исследования они опирались на информацию, собранную в ходе предыдущих исследований для ПКОП”, следовательно, разработчик нового ТЭО не скрывает того, что были использованы материалы предыдущего пересмотренного ТЭО. Но, возможно, вины зарубежных экспертов здесь нет. Выяснился очень любопытный факт: в техническое задание для экспертной компании почему-то внесен пункт, что следует взять за основу данные уже устаревшего документа - ТЭО, подготовленного в 2009 году компанией-лицензиаром. Использовать аналитику заинтересованной стороны в государственных проектах такого масштаба - абсолютный нонсенс.
Но, как видим, разработка нового независимого ТЭО не состоялась. Напротив: как уже было сказано, экспертам в техническом задании опять поручили использовать в качестве основы данные из старого, пересмотренного ТЭО! С какой целью это было сделано? Какие-то очень странные игры. То ли имеет место непрофессионализм либо поручения вышестоящего руководства им не указ? Такое впечатление, что это делалось не в интересах государства и вразрез с поручениями президента и руководства Фонда национального благосостояния “Самрук-Казына”. Почему - отдельный вопрос, с которым еще нужно разбираться, ведь получить такой крупный государственный заказ хотели бы многие компании. Может быть, мы в данном случае имеем дело с чьим-либо промышленным лоббизмом? Кстати, напомню, что недавно президент Н.А. Назарбаев очень жестко обозначил эту проблему, потребовав очистить работу правительственных структур от лоббистов.
- Вы предполагаете, что здесь может иметь место чей-то лоббизм?
- Там, где речь идет о таких серьезных государственных инвестициях, этого исключать нельзя. Напомню: предварительно на программу модернизации НПЗ предполагается направить более 1 миллиарда долларов США. Деньги немалые. И вопрос о чьей-то заинтересованности логичен в свете всей этой истории. Действительно, странно, почему ответственные за модернизацию менеджеры не хотят сделать объективное исследование, почему они упорно стремятся использовать данные из старого ТЭО. Для нас главное, чтобы модернизация НПЗ отвечала долгосрочным потребностям экономики страны, а не чьим-то сиюминутным интересам.
- А какие тенденции рынка, на Ваш взгляд, должны учитываться в свете долгосрочных интересов экономики?
- Сегодня мы можем констатировать несколько факторов, среди них один из важных - это нарастающее перепроизводство бензина в Казахстане. Аналогичный процесс, впрочем, наблюдается и в России, и в Европе, и в Азии. При том что там стабильно растет спрос на дизельное топливо. Связано это с тем, что технологии предыдущих поколений в нефтеперерабатывающей промышленности “заточены” под высокий удельный вес бензина в конечной структуре переработки. Тогда как сейчас в мире повсеместно идет бурная “дизелизация” автопарка, а также переход бензиновых двигателей на компримированный газ. Объяснение простое: оба эти вида топлива экономически вдвое выгоднее, чем бензин.
На этом фоне очень тревожит, что уже сейчас, до начала модернизации, мы имеем перепроизводство бензина в Казахстане и сложности с его экспортом. Представители НПЗ отмечают, что по состоянию за январь и первую неделю февраля 2011 года на внутреннем рынке Казахстана предложение бензина марки АИ-92 значительно превышает спрос на эту продукцию. Все крупные нефтебазы страны переполнены. На начало года, по данным Главного диспетчерского управления нефтяной и газовой промышленности МНиГ РК, только на казахстанских нефтебазах и в резервуарах НПЗ РК хранится порядка 234 тысяч тонн бензина. Такое накопление превосходит норму потребления в 2,7 раза! Поэтому все три НПЗ республики, которые в настоящее время в большей части ориентированы на выпуск бензинов, бьют тревогу об их затоваривании, предупреждая о вынужденной остановке заводов. В будущем это проблема может усугубиться. Если при планируемой модернизации заводов будет сделан выбор в пользу старой технологии каталитического крекинга, то весь объем получаемого из нефти мазута будет переработан в бензин. В связи с чем у нас возникнет огромный избыток этого на сегодня экспортно неперспективного нефтепродукта.
Если анализировать текущую динамику рынков, то мы видим, что по бензину роста потребления не усматривается уже сейчас. В 2010-м НПЗ республики его произвели чуть больше, чем в предыдущем году, но при этом импортировано меньше на 19 процентов (то есть 758 тысяч тонн, а не 925, как в 2009 году) и экспортировано всего на 3 процента больше (188 тысяч тонн) по сравнению с 2009 годом (178 тысяч тонн). На этом фоне мы, повторю, на сегодня сталкиваемся с перепроизводством бензина и затовариванием. Причина еще и в том, что излишки бензина нам фактически некуда экспортировать. В России его тоже производится слишком много, при этом рынки наших южных соседей - Узбекистана, Таджикистана, Кыргызстана - заняты российскими поставщиками. Следует учитывать большие производственные объемы ближайших к нам Омского НПЗ и заводов Уфимской группы в России, которые производят качественные нефтепродукты с достаточно низкой себестоимостью и уже сегодня конкурируют с нашим бензином, занимая казахстанские рынки сбыта для своей продукции. А в предложенном маркетинговом исследовании, напротив, утверждается, что потребление бензина к 2020-му в Казахстане возрастет почти вдвое, и, исходя из этого, нужно наращивать выпуск бензина казахстанскими НПЗ. Очень спорно выглядит и прогноз двукратного прироста автомобильного парка в Казахстане к 2020 году.
При всем том исследованием не учтены потенциальные возможности экспорта дизеля. Дефицит дизтоплива сейчас увеличивается и в Европе, и в Азии. Так, Китайская национальная нефтяная компания в январе сообщила, что ожидает уже в 2011 году кризис поставок дизтоплива из-за быстрого роста спроса на него. Согласно прогнозу CNPC, спрос на дизтопливо в КНР превысит предложение на целых 3,5 миллиона тонн.
Маркетингом также не учтен процесс перехода авто транспорта на компримированный природный газ.
 После одной из зарубежных командировок глава  государства поставил вопрос: почему не проводится газификация автотранспорта, как в других странах? Ведь стоимость сжиженного газа по сравнению с бензином обходится вдвое дешевле, не зря этот рынок бурно растет в Евросоюзе, КНР, странах Азии. Вскоре по его поручению в Казахстане была разработана отраслевая программа компании “Казтрансгаз Онимдери” - одного из дочерних подразделений группы “Казтрансгаз”. На сегодняшний день, если взять Мангыстауский регион, здесь 60-75 процентов автомобилей эксплуатируются на газе. В планах “Казтрансгаза” поставлять на рынок в год порядка 400 миллионов кубометров сжиженного газа для автомобилей с последующим расширением производства до 1 миллиарда кубометров. Это эквивалентно почти миллиону тонн бензина АИ-92. Как видим, газификация автомобилей потенциально создает серьезную конкуренцию для поставщиков бензина. Однако исследование совершенно не учитывает этот тренд, в программу модернизации НПЗ рост потребления автогаза не закладывается.
При маркетинговом прогнозировании рынка необходимо также глубоко проанализировать спрос на масла. Есть поручение президента обеспечить получение высококачественных моторных и трансмиссионных масел в Казахстане. Базовые масла - это также стратегический продукт, это основа для производства всех видов смазочных масел. Здесь нельзя на сто процентов зависеть от импорта, как это имеет место сегодня, тем более что Казахстан - крупная нефтедобывающая страна. Между тем соседняя Россия, Узбекистан и Туркменистан не только производят огромное количество базовых масел и экспортируют их, но и перешли на новый качественный уровень производства с первой (самой низкокачественной) на II и III группы масел.
Между тем среди ответственных за модернизацию казахстанских НПЗ почему-то возобладало мнение, что нужно производить базовые масла наиболее низкой I группы качества, которые в обиходе называются минеральными. Там полагают, что в ближайшие 10-20 лет спрос на эти масла будет расти. Совершенно непонятный подход. Промышленность у наших соседей, напротив, модернизируется под производство масел более высоких групп, даже в Туркмении и Узбекистане переходят на выпуск II группы базовых масел. И это логично. Потребление минеральных масел быстро сокращается и в Казахстане, и в России по мере выработки устаревшего транспортного парка. Нам следует иметь в виду, что в рамках экологических стандартов Евро существует баланс - топливо и масло должны соответствовать друг другу по классу. А наши соседи россияне уже с 2014 года вводят у себя стандарт Евро-5 по всем нефтепродуктам. Все говорит о том, что к завершению модернизации в 2015-2016 годах у казахстанских масел I группы не будет экспортных рынков сбыта, внутри страны также потребление будет падать.
- Вопрос о том, должны ли в Казахстане производить морально устаревшие низкосортные масла, выходит за рамки узкоотраслевых решений. Не в том ли причина этой идеи, что ответственные за модернизацию НПЗ стремятся использовать старые технологии?
- Ответ на этот вопрос мне также хотелось бы знать. Но в представленном отчете имеются недопустимые расхождения в оценке потребностей экономики в смазочных маслах. Указывается о невыгодности производства в Казахстане собственных базовых масел II и III групп, хотя там же говорится, что в настоящее время в Азиатском регионе, куда входит и Казахстан, идет бурный рост потребления и переход на более качественные виды смазочных масел II и III групп. Таким образом, отчет противоречит сам себе. В целом ошибок и недостатков в выполненной аналитической работе по подготовке модернизации НПЗ настолько много, что все их не перечислишь на страницах газеты.
Главное, что здесь нужно отметить: перспективный анализ рынка потребления нефтепродуктов в стране всегда должен учитывать долгосрочные стратегические потребности экономики. То есть за основу необходимо брать не оценки рынка отдельно взятой компанией, тем более - заинтересованной, поскольку она является лицензиаром, а расчеты и официальные прогнозные данные отраслевых министерств: Министерства транспорта и коммуникаций, Министерства индустрии и торговли, Министерства сельского хозяйства, НК “Казахстан Темир Жолы” и т. д. Сегодня мы принципиально ставим вопрос, чтобы ошибочный отчет был отклонен, его нельзя использовать как основу для принятия стратегических решений. В противном случае решения могут оказаться ошибочными и сотни миллионов долларов государственных инвестиций будут потрачены на устаревшие технологии. На рынке будет либо чрезмерный переизбыток, либо недостача тех или иных нефтепродуктов.
- Кстати, к вопросу о технологиях для достижения требований Евро-5. Насколько помнится, ранее у нас уже были попытки улучшить качество топлива путем внедрения новых современных технологий, в связи с чем проводилась модернизация Атырауского НПЗ для выпуска топлива, отвечающего стандарту Евро-4. Но, к сожалению, результата не было. Зачем теперь снова модернизировать заводы, получится ли в этот раз?
- Технологии - вопрос стратегический. Нам необходимы самые современные системы переработки нефти, которые, в частности, гарантируют стабильно высокое качество производимых нефтепродуктов. Также эти технологии должны давать возможность заводам быстро и гибко перестраиваться с одного вида топлива на другой, если изменилась потребность рынка. Именно такие задачи поставлены перед модернизацией Фондом “Самрук-Казына”. Ошибки в стратегическом планировании здесь недопустимы.
Между тем сегодня мы видим несколько странный подход к планированию. При подготовке любых проектов в нефтепереработке необходимо изначально знать гарантированный состав перерабатываемой нефти. Либо это будет, в частности, легкая нефть Западной Сибири, либо более тяжелая парафинистая нефть, добываемая на Кумколе или на других казахстанских месторождениях. От этого зависит конечный выбор технологии. Если нам сейчас ошибиться в данном вопросе (завод рассчитан под одну нефть, а на переработку будет поступать совсем другая), то сотни миллионов долларов государственных инвестиций в модернизацию НПЗ будут зарыты в землю. Такой отрицательный опыт, кстати, в Казахстане уже есть. Можно вспомнить модернизацию Атырауского НПЗ в 2006 году. Тогда в технической документации закладывалось, что завод будет перерабатывать один конкретный тип нефти, но в итоге поставки этой нефти не были обеспечены. Из-за несоответствия параметров сырья проекту завод не выдает нефтепродукты требуемого качества. Говорили, что будет топливо Евро-4, а на деле выпускаемый заводом бензин сейчас не отвечает даже нормам Евро-2. А ведь на проект были потрачены немалые государственные инвестиции. То есть поставленные задачи в итоге не выполнены, поэтому данный завод вновь включен в программу модернизации.
Как ни странно, выводов из этой истории никто не сделал. Сейчас авторы проекта модернизации трех НПЗ повторяют ту же ошибку. В предлагаемом варианте ТЭО утверждается, что 50 процентов сырья составит российская легкая нефть с месторождений Западной Сибири. Но где гарантии, что Россия будет поставлять эту нефть в долгосрочной перспективе? Более того: в прошлом году российские нефтяники официально уведомили казахстанскую сторону, что уже с 2014 года поставки в Казахстан легкой нефти Западной Сибири могут быть прекращены на льготных условиях.
- А какие технологии представляются оптимальными, исходя из экономических интересов Казахстана и параметров отечественной нефти?
- Для ответа на этот вопрос мы прежде всего сделали сравнительный анализ технологий, используемых в мире, с учетом конкретных задач казахстанской отрасли нефтепереработки. За основу были взяты исследования, подготовленные авторитетной международной компании GlobalData. Это весьма солидная экспертная группа: среди ее клиентов не только ведущие мировые корпорации, такие как British Gas, BP, World Bank, BASF Corp., но и национальные правительства. Так, например, аналитикой GlobalData пользуется правительство Великобритании.
Также, чтобы предложить оптимальное решение, мы проанализировали такой вопрос, как конечная себестоимость производства топлива при той или иной технологии, исходя из того, что норма Евро-5 по чистоте в несколько раз жестче всех предыдущих. Так, если по содержанию серы в топливах класса Евро-4 допускается концентрация 50 ppm, то в Евро-5 - только 10 ppm. Стоит учитывать, что технически показатель серы в 10 ppm крайне сложно обеспечить на установках более старых технологий. Чтобы этого добиться, там требуются очень высокие дополнительные затраты, что в конечном счете сильно повысит себестоимость продукта. В данном плане наиболее экономически выгоден современный метод гидрокрекинга. Однако в работе иностранных экспертов некорректное сравнение технологий осуществляется не в равных условиях, то есть создается такое ощущение, что экспертами специально занижено количество требуемых установок в технологии каткрекинга для того, чтобы создать его привлекательность на фоне якобы дорогостоящего процесса гидрокрекинга, в состав которого включены дополнительно “ненужные” установки, такие как УЗК и гидроочистка, и поэтому они, основываясь на мнимой ценовой политике, намеренно склоняют общественное мнение в пользу невыгодной для страны старой технологии. Хотя на современный гидрокрекинговый процесс повсеместно переходят НПЗ в разных странах мира, лидером здесь выступают развитые государства, а только для Казахстана почему-то нужны старые технологии, удельная доля которых в мире уменьшается. По данным GlobalData, мировая мощность установок гидрокрекинга выросла с 220,12 ММТВГ (миллионов метрических тонн в год) в 2000 году до 357,25 ММТВГ в 2010-м. В России гидрокрекинговое производство увеличилось в восемь раз - с 2,63 ММТВГ в 2000-м до 16,36 ММТВГ в 2010-м и реализуются 12 новых проектов по модернизации НПЗ в соответствии с данной технологией.
Мы проанализировали экспортный потенциал Казахстана по нефтепродуктам. Нам в Казахстане, имея собственную нефть, выгодно экспортировать больше качественных нефтепродуктов, ведь их добавленная стоимость в разы выше, чем у сырой нефти. При планировании экспорта главный вопрос состоит в том, чтобы оптимально загрузить заводы работой так, чтобы получать достойную прибыль в секторе нефтепереработки. Мы приходим к выводу, что дизтопливо, авиакеросин и масла - самые перспективные экспортно ориентированные продукты, имеющие стратегическое значение и стабильно высокий спрос в мире. Посмотрите: в Европе наблюдается дефицит дизеля и, согласно данным компании Wood Mackenzie, к 2015 году дефицит будет составлять до 20 процентов. На азиатских рынках спрос также не удовлетворен. В то же время во всех этих регионах наблюдается перепроизводство бензина. Его избыток нарастает, так как ширится тенденция “дизелизации” транспорта. В результате интерес к гидрокрекингу, при котором выход дизеля с каждой тонны нефти значительно выше, растет повсеместно. Недаром основными нефтепереработчиками с установками гидрокрекинга в мире являются такие ведущие компании, как Royal Dutch Shell Plc, BP Plc, Chevron Corporation, Valero Energy Corporation, ExxonMobil Corporation. Показательно, что большинство стран, активно развивающих современную переработку на установках гидрокрекинга, - это импортеры нефти. GlobalData констатирует, например, что в Китае мощность установок гидрокрекинга возросла почти вчетверо с 2000 года по 2010 год. То же самое происходит и в США. На Гданьском НПЗ в Польше недавно была приобретена вторая линия гидрокрекинга для выпуска дизтоплива и базовых масел. В результате, не имея своей нефти, страна наращивает экспорт нефтепродуктов, приобретая сырье по мировой цене. И это оказывается выгодно: первая линия гидрокрекинга на Гданьском заводе окупилась менее чем за пять лет!
При этом нельзя забывать о том, что одним из основных преимуществ гидрокрекинга является его экологичность - вредные выбросы производства по сравнению с другими технологиями в разы меньше, а это является одним из решений задач по достижению стандарта Евро-5 и принятых Республикой Казахстан международных обязательств по снижению выбросов вредных веществ в атмосферу, в частности, требований Киотского протокола. При переходе республики на жесткие европейские требования мы выигрываем в качестве не только моторных топлив, таких как бензин, дизель и авиакеросин, но и практически уменьшаем содержание серы в мазуте и печном топливе, что также скажется на улучшении экологии городов. Гидрокаталитические процессы позволяют достичь требуемых современными стандартами показателей по низкому процентному соотношению серосодержания.
Секрет такой высокой популярности гидрокрекинга, как видим, и в том, что он позволяет значительно нарастить производство дизельного топлива, авиакеросина, базовых масел или бензина на каждую тонну перерабатываемой нефти при низкой себестоимости. При этом гидрокрекинг обеспечивает получение продукции высочайшего качества сразу на уровне Евро-5 без дополнительной очистки, необходимой в других системах. Для Казахстана все это очень актуально. Поэтому не случайно, по данным европейской экспертной организации WEFA Energy multi-fuel consultancy, экономическая отдача двухступенчатого гидрокрекинга существенно выше, чем в других технологиях переработки. Это же признают и иностранные разработчики, указывая о высокой рентабельности новой передовой технологии, но при всем при этом Казахстану предлагают устаревающие в мире установки. Гидрокрекинг же - единственная технология, которая обеспечивает заводам абсолютную стабильность качества получаемых продуктов вне зависимости от исходных характеристик нефтяного сырья. А поскольку параметры добываемой в Казахстане нефти сильно меняются в зависимости от месторождения, глубины и других факторов, это для нас тоже важно. Кроме того, при использовании гидрокрекинга заводы смогут оперативно перенастраиваться под меняющиеся потребности рынка. Скажем, нужно произвести больше бензина - завод настраивает параметры гидрокрекинговой установки и выпускает бензин. Нужно авиатопливо или дизель - пожалуйста. Другие системы этого не обеспечивают.
- Возвращаясь к вопросу об исходном сырье. Часто от казахстанских специалистов приходится слышать, что у нас качество нефти хуже, чем у других, и поэтому она сложнее поддается переработке...
- Да, действительно, у нас достаточно сложная нефть. Но в соседнем Татарстане нефть по качеству еще хуже. Однако они запустили проект по нефтеперерабатывающему и нефтехимическому комплексу компании “Танеко” мощностью 14 миллионов тонн и с глубиной переработки до 98 процентов с применением технологии гидрокрекинга, с производством базовых масел высоких классов. Генеральным проектировщиком выступила известная российская компания “ВНИПИнефть”. Эта проектная организация является стратегическим партнером правительства Российской Федерации, и все самые крупные госпроекты выполняют именно они. Российские специалисты, кстати, анализировали наш рынок в плане оптимальной технологии. В прошлом году на одном из совещаний на Павлодарском НХЗ генеральный директор “ВНИПИнефть” В.М.Капустин, профессор и заведующий кафедрой нефтепереработки РГУ нефти и газа имени Губкина, заявил о том, что Казахстану просто необходима технология гидрокрекинга на всех трех НПЗ. Это позволит не зависеть от качества нефти и выпускать весь спектр нефтепродуктов самого высокого качества.
- Действительно, при модернизации НПЗ Министерству нефти и газа важно сделать верный выбор технологии. Судя по проблемам с экспертным анализом, о которых Вы упоминали, здесь еще много работы. Или на сегодня этот вопрос уже достаточно проработан с учетом потребностей экономики?
- Вопрос, как представляется, не так сложен. Безусловно, мы должны использовать современные технологии, чтобы через пять-семь лет не переделывать заводы вновь. Важно учесть и ряд стратегических факторов. Во-первых, нам нужно, чтобы конечная себестоимость продукции не была слишком высокой. Во-вторых - чтобы продукция была качественной: Министерством нефти и газа взят за основу стандарт Евро-5, поэтому заводы после модернизации должны быть ориентированы на выпуск нефтепродуктов именно этого класса. В-третьих, как мы уже говорили, отрасль должна не только полностью покрывать внутреннюю потребность в стратегически важных нефтепродуктах, но и ориентироваться на экспорт. Примеры тех стран, которые не имеют собственной нефти, но активно перерабатывают импортную нефть, экспортируя топливо и масла, наглядно показывают, насколько такой подход выгоден. Нам, как нефтедобывающей стране, следует учесть этот опыт, мы должны выбрать оптимальную технологию, которая позволит Казахстану на десятилетия забыть о проблемах низкого качества топлива или о его нехватке. Иметь качественное топливо важно и для здоровья населения, особенно крупных городов, и с точки зрения развития автомобильного рынка. Словом, мы должны учитывать стратегические интересы государства, его экономики на долгосрочную перспективу. И не случайно на очередном 13-м съезде Народно-демократической партии (НДП) “Нур Отан”, состоявшемся 11 февраля 2011 года в Астане, глава государства Н.А.Назарбаев в рамках нового вектора деятельности партии на ближайшие 10 лет и принятия новой программы партии, в которой найдет отражение ее миссия в соответствии со Стратегией развития Казахстана до 2020 года, еще раз затронул тему о необходимости в Казахстане внедрения только новых и современных технологий, базирующихся на мировом опыте и достижениях развитых государств.

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:

  • Дефицит бензина неизбежен
  • ТОПЛИВНЫЙ ПОТОП
  • Бензобаксы
  • Обещанного три года ждут
  • Евро-5 сегодня




  • Добавление комментария
    Включите эту картинку для отображения кода безопасности
    обновить код



    Наши награды    

    Календарь
    «    Апрель 2014    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
     


    Large Visitor Globe


    Архив новостей
    Апрель 2014 (140)
    Март 2014 (138)
    Февраль 2014 (183)
    Январь 2014 (172)
    Декабрь 2013 (151)
    Ноябрь 2013 (210)
    Октябрь 2013 (213)
    Сентябрь 2013 (180)
    Август 2013 (225)
    Июль 2013 (178)
    Июнь 2013 (195)
    Май 2013 (187)
    Апрель 2013 (211)
    Март 2013 (149)
    Февраль 2013 (188)
    Январь 2013 (175)
    Декабрь 2012 (158)
    Ноябрь 2012 (214)
    Октябрь 2012 (130)
    Сентябрь 2012 (196)
    Август 2012 (223)
    Июль 2012 (189)
    Июнь 2012 (222)
    Май 2012 (222)
    Апрель 2012 (206)
    Март 2012 (204)
    Февраль 2012 (228)
    Январь 2012 (213)
    Декабрь 2011 (226)
    Ноябрь 2011 (208)
    Октябрь 2011 (211)
    Сентябрь 2011 (278)
    Август 2011 (224)
    Июль 2011 (226)
    Июнь 2011 (257)
    Май 2011 (211)
    Апрель 2011 (267)
    Март 2011 (205)
    Февраль 2011 (256)
    Январь 2011 (242)
    Декабрь 2010 (184)
    Ноябрь 2010 (178)
    Октябрь 2010 (221)
    Сентябрь 2010 (173)
    Август 2010 (173)
    Июль 2010 (211)
    Июнь 2010 (182)
    Май 2010 (185)
    Апрель 2010 (239)
    Март 2010 (162)
    Февраль 2010 (204)
    Январь 2010 (175)
    Декабрь 2009 (174)
    Ноябрь 2009 (199)
    Октябрь 2009 (257)
    Сентябрь 2009 (196)
    Август 2009 (194)
    Июль 2009 (248)
    Июнь 2009 (200)
    Май 2009 (230)
    Апрель 2009 (213)
    Март 2009 (194)
    Февраль 2009 (196)
    Январь 2009 (207)
    Декабрь 2008 (181)
    Ноябрь 2008 (184)
    Октябрь 2008 (241)
    Сентябрь 2008 (176)
    Август 2008 (199)
    Июль 2008 (183)
    Июнь 2008 (144)
    Май 2008 (178)
    Апрель 2008 (189)
    Март 2008 (186)
    Февраль 2008 (234)
    Январь 2008 (92)
    Декабрь 2007 (171)
    Ноябрь 2007 (1)
    Октябрь 2007 (2)
    Июль 2007 (9)

    Голосование
    Оцените новый дизайн


    Разработано студией Neolabs Web Solution
    © 2007 Новое поколение