ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ АНГЕЛЫ-ХРАНИТЕЛИ

КАК ОБЕСПЕЧИТЬ “ИММУНИТЕТ” ВРАЧЕЙ

Подробнее >>>
ЧЕМПИОНАТ МИРА ПО БОКСУ

СЕГОДНЯ - ПОЛУФИНАЛЫ. БОЛЬШЕ ВСЕГО СПОРТСМЕНОВ - У КАЗАХСТАНА!

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Через Или Последняя страница

Тагир Гайнуллин
О Великом шелковом пути (ВШП) знают все или почти все. О нем написано множество книг, еще больше статей и снят документальный фильм. На сегодняшний день нет единого мнения о том, представляет ли ВШП собой единый географически определенный путь или множество путей следования караванов с Востока на Запад и в обратном направлении. Авторы упомянутого выше документального фильма утверждают, что ВШП проходил по Кавказу, где по всему маршруту стояли сторожевые башни, которые обеспечивали безопасность движения. Практически всю территорию Евразии покрывала сеть караванных дорог, которая носит название ВШП

Великий шелковый путь являлся единственным торговом маршрутом, который проходил по степной полосе от Дуная до Волги, от Волги до озера Алаколь и далее раздваивался. Одна дорога уходила на восток через Корею до Японии, где Шелковый путь кончался, достигнув древней японской столицы Нара (здесь в одном из храмов хранится рукопись, написанная на согдийском языке), а другая вела через Джунгарские ворота до китайского города Дуньхуань. Другими словами, эта дорога имела точные координаты на просторах Евразии. И в то же время, повторимся, на сегодняшний день нет единого мнения о том, представляет ли ВШП собой один географически определенный путь или было множество путей следования караванов с Востока на Запад и в обратном направлении.
Доподлинно известно, что часть Великого шелкового пути проходила по территории Казахстана, однако сведения о предполагаемых маршрутах ВШП по горам Центрального Тянь-Шаня и Памира весьма противоречивы. Вот, например, как описывают ВШП в учебнике К.М. Байпакова и др. “История Казахстана в средние века”: “Из Суяба Шелковый путь шел либо по северному, либо по южному берегам Иссык-Куля. Затем эти пути соединялись у перевала Бедель и через него Шелковый путь приводил к Кашгару и Аксу”. Но, если посмотреть на карту горного массива Центрального Тянь-Шаня, можно заметить, что перевал Бедель, через который проходил предполагаемый ВШП, находится на высоте 4284 метра над уровнем моря, а это значит, что проход через перевал открывался всего на два месяца в году. Такая же ситуация и на Памире. Получается, что горные маршруты ВШП должны были закрываться на зимний период, когда дороги непроходимы от 6 до 10 месяцев. В то же время понятно, что необходимым условием для функционирования ВШП являлась возможность пользоваться этим маршрутом круглый год, в любую погоду и даже ночью. Большой интерес вызывает также маршрут движения караванов в районе долины реки Или.
Наши исследования позволили по-другому взглянуть на эту проблему и высказать свое мнение, в том числе о географических особенностях BШП в районе долины реки Или.
В настоящее время невозможно найти прямых доказательств существования в далеком прошлом такой дороги, а косвенные можно представить.
alt
С древнейших времен для того, чтобы вывести воду на полив из горного ущелья на плоскогорье, использовали груженого осла. Для этого навьюченное животное пускали по косогору, а поскольку спуск вниз или подъем вверх требовал дополнительных усилий, животное выбирало маршрут максимально приближенный к горизонтальной линии. Когда рыли канал, делали легкий уклон, и вода устремлялась из горной речки на плоскогорье. И вот тысяча лет перевозки грузов по одному и тому же маршруту привела к открытию идеального маршрута движения караванов. Когда проектировали железную дорогу Алматы - Москва и Алматы - Барнаул, проектировщики с помощью топографических приборов воссоздали эту уникальную дорогу, которая уже в наше время служит единению народов и взаимообогащению культур.
Известно, что посол французского короля Рубрук ехал в Монголию по почтовому тракту монголов, где ему на ямах (почтовых станциях) давали самую сильную лошадь, поскольку он был крупным, дородным мужчиной. Если сравнить схему маршрута Рубрука с маршрутом железной дороги Алматы - Москва, то нетрудно заметить их идентичность. Из этого следует, что Рубрук на самом деле передвигался по маршруту древнего Великого шелкового пути.
Представим подробный маршрут предполагаемого ВШП от берегов Волги строго по маршруту железной дороги Алматы - Москва. Он пролегает до станции Чемолган, далее по левому берегу р. Каскелен до пересечения с трассой Алматы - Талдыкорган и по этой трассе, по дну древнего озера, по окраине г. Капшагай до левого берега реки Или. По Капшагайскому плато, вниз по течению Или в 19 километрах от плотины Капшагайского водохранилища, дорога приводит к броду Тамгалы Уткель на р. Или. Так это место называл еще Чокан Валиханов, а наши современные исследователи называют его Тамгалы Тас. Это связано с тем, что прямо у брода расположено Буддийское святилище.
alt
Этот брод по насыщенности историческими фактами, а также событиями, которые произошли на его берегу, не имеет себе равных. Из всех четырех бродов реки Или только у брода Тамгалы Уткель дно каменное - это значит, что все завоеватели переправлялись через этот брод. Ведь через брод с грунтовым дном могло пройти ограниченное количество всадников, потому что лошади, разрушая грунтовое дно своими копытами, углубляли его.
Бродом Тамгалы Уткель можно было пользоваться с октября до середины марта. Чингисхан начал свой западный поход с верховьев Иртыша в сентябре 1219 года с таким расчетом, чтобы к р. Или подойти к открытию брода. Дело в том, что и зимой пользовались бродом, потому что зимы в наших краях мягкие, а главное, зимой в реке течет родниковая вода, имеющая на выходе +6 - 8°. Все это препятствует образованию льда, не способного выдержать переход груженого каравана или завоевателей.
В середине марта начинает таять снег в Илийской долине, и талая вода, не впитываясь в мерзлый грунт, устремляется по мелким речкам в р. Или. Лед поднимается, и начинается ледоход. С этого времени р. Или становится непреодолимым препятствием для завоевателей и караванов с грузом.
Кстати, единственной возможностью переправиться с одного берега на другой во время летнего половодья была переправа Тамгалы Тас (камень-метка - знак того, что на этом месте есть переправа, находящийся в 6 км от плотины Капшагайского водохранилища, где переправлялись на судне), расположенная там же. Поэт Махмуд Кашгари, живший в XI веке, в одном из своих стихотворений упоминает об этой переправе: “Кеме ичра олдурды Иля суын кештемиз”, что в переводе означает: “Сев на судно, переправились через р. Или”. О том, что через р. Или переправился на судне, пишет и Рубрук. Судно в те времена, скорее всего, представляло собой большую лодку, способную выдержать груз не более двух верблюдов.
alt
Переправа расположена на прямом участке реки длиной 2,5-3 километра и уклоном не менее 10-15 (этим объясняют аномально высокую скорость течения). Посередине прямого участка находится каменный выступ, за ним - тихая заводь с каменной стелой высотой 3-3,5 метра на берегу. Водяной поток на большой скорости бьется о выступ и, срикошетив, уходит на правый берег. Ударившись в правый берег, поток устремляется к левому берегу. Доказательством такой схемы служит существующий и в настоящее время залив на левом берегу ниже заводи со стелой.
Как же работала переправа на реке с таким быстрым течением? Судно загружали на левом берегу в тихой заводи со стелой. Гребцы выводили судно за выступ, и оно, подхваченное потоком, неслось на правый берег. На том месте, где поток ударялся о правый берег, находилась пристань. Судно разгружали и загружали грузом теперь уже на левый берег. На левом берегу, в заливе, была третья пристань, где судно разгружали и бичевой доставляли к тихой заводи со стелой, и процесс повторялся снова. Переправа Тамгалы Тас, таким образом, исправно работала даже на пике летнего половодья, переправляя с одного берега на другой послов, гонцов, миссии, делегации и всякий чиновный люд. Если учитывать то, что все делегации, миссии и послы шли в Монголию летом, то не исключено, что и великий князь Александр Невский тоже переправился через р. Или на судне.
А вот переправлять грузы через Тамгалы Тас было невыгодно и опасно из-за потери драгоценного времени и риска утопить ценный груз. О переправе же на судне войск не могло быть и речи.
Где и как переправлялись через р. Или в весенне-летний период груженые караваны и войска завоевателей? А никак! К такому ответу подталкивает знакомство с особенностями р. Или.
alt
Общий перепад отметок в русле от места слияния рек Текеса и Кунгеса до устья составляет 1300 метров. Скорость течения воды достигает 2 м/с. До строительства Капшагайского водохранилища максимальный расход достигал 2449 м/с (август 1924 года), а минимальный - 137 м3/с (28 января 1925 года). Максимальный уровень воды в реке отмечают в июле, минимальный - в декабре.
Если в августе 1924 года, когда в долине р. Или повсеместно занимались земледелием, максимальный расход составлял 2449 м/с, то в начале новой эры, когда почти не занимались земледелием, он составлял не менее 2,5-3 тысяч м/с. Чтобы переправить груженую лодку через бурную реку, надо потратить минимум 15-20 минут. При такой скорости течения - 2 м/с - лодку унесет вниз по течению на 2,4 км. Следовательно, в весенне-летний период река Или была непреодолимой преградой для завоевателей и караванов, идущих по ВШП.
Весенне-летний период в этом регионе длится 7 месяцев (март-октябрь), и такая транспортная артерия, как ВШП, не могла прерываться во времени. Поэтому караваны уже в марте переходили на южный маршрут ВШП, который начинался от нынешней станции Отар, шел к подножью Курдайского перевала и поворачивал на восток по трассе Алматы - Бишкек. Миновав Узунагач, дорога шла через современные поселки Фабричный, Чемолган, Каскелен и подходила к г. Алматы. В прошлом территория, на которой сейчас расположен город, представляла собой засыпанную крупными камнями, окруженную с трех сторон горами большую долину. Обилие воды, дров, а главное - отсутствие зимой пронизывающего холодного ветра делали эту долину хорошим зимним пастбищем. А вот ежегодная угроза схода на равнину селевых лавин не позволяла людям селиться здесь. Работы, проведенные в наше время при строительстве метро, показали, что город Алматы расположен на подушке из селевых отложений толщиной свыше 70 метров.
alt
Обойдя овраги по нижней кромке селевых потоков, а именно по нынешним алматинским проспектам Райымбека, Татибекова и Халиуллина, ВШП выходил на развилку. Путь прямо вел в г.Талгар (Тальхиз), а поворот налево выводил на Кульджинский тракт. По тракту ВШП проходил до реки Чилик и, если пройти бродом реку мимо села Масак, горячего источника Аяк Калкан, Ташкарасу, Чунджи, выводил к поселку Кульжат на границе с Китаем. Далее, опять же, если пройти бродом горные реки Текес и Кунгес, мимо города Кульжи и Коргоса, ВШП выходил в долину Алтынэмель через город Жаркент, Коктал и через перевал Алтынэмель заканчивал свой путь в Сарыозеке, где южный и северный маршруты смыкались.
Находки римских монет, византийские изделия из стекла, изделия из фарфора и сакский клад, найденный в ущелье р. Каргалы, - все это свидетельствует об оживленной торговле вдоль южного маршрута ВШП.
В пятистах метрах от развилки, сейчас это в черте города, прямо у дороги стояли два больших царских кургана, но в начале 90-х, чтобы не возить грунт для строительных работ издалека, использовали грунт этих курганов. Как бы они сейчас украсили наш город! Курганы талгарские, иссыкские, чиликские, уникальные курганы Бесшатыра располагаются на ВШП и свидетельствуют о могуществе тех государств, которые были на этой земле.
Из Сарыозека ВШП пошел по маршруту железной дороги Алматы - Барнаул до станции Мулалы и по подножию Джунгарского Алатау через Сарканд, Коялык до озера Алаколь.
Таким образом, наши исследования позволяют представить достаточно реальный маршрут ВШП, проходивший в долине реки Или.

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





  • Группа: Гости
  • Регистрация: --
  • Статус:
  • 0 комментариев
  • 0 публикаций
^
Красота то какая, построили Капчагай и воды в реке стало мало, Китай забрал часть воды и её стало ещё меньше, скоро мифы о переправе будут звучать как сказка. Уже виднеется дно реки, скоро мы увидим там " На пыльных тропинках засохшей реки истории древней следы"
  • Нравится
  • 0
  • Группа: Гости
  • Регистрация: --
  • Статус:
  • 0 комментариев
  • 0 публикаций
^

Истину глаголеш, Туюксуйский! Зато китайских фруктов и овощей на базарах поприбавилось, самим выращивать ненадо. А без Капчагая как, где водку пить на пляжу валяясь, в казино играть?

  • Нравится
  • 0
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Сентябрь 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2019 (99)
Август 2019 (169)
Июль 2019 (144)
Июнь 2019 (132)
Май 2019 (146)
Апрель 2019 (156)

Голосование
Будете ли Вы оформлять подписку на сайт, если сайт станет платным


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение
Fatal error: Call to a member function _destr() on null in /var/www/vhosts/np.kz/public_html/engine/modules/main.php on line 390