ЦЕНЫ ЖИЗНИ В РАЗГАРЕ СЕЗОНА ОХОТЫ
Подробнее >>>
НАДО МНОЮ СОЛНЦЕ НЕ САДИТСЯ

СЪЕМОЧНАЯ ГРУППА НАШУМЕВШЕГО ФИЛЬМА В АЛМАТЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



И “Титаник” плывет... Последняя страница

Константин Маскаев
Век назад в свой первый и единственный рейс от причальной стены британского порта Саутгемптон в Нью-Йорк отправился роскошный трансатлантический лайнер, ставший символом гигантомании, самонадеянности и слабости техногенной цивилизации перед силами природы.
“Титаник”, пожалуй, самое известное (после Ковчега) судно. Все, что сопутствовало рейсу и обстоятельства гибели - из просто катастрофы почти сразу трансформировалось в культурный феномен. 15 апреля 2012 года исполнится сто лет, как корпус “Титаника” раскололся на вечность

Интересно, что феноменом литературным “Титаник” окажется за десяток лет до того, как станет на стапеля. В 1898 году отставной капитан британского флота Морган Робертсон напишет роман “Тщета” о трансатлантическом лайнере, который фантастическими размерами превосходил все известные на тот момент реально существующие суда и также считался непотопляемым. Потому, например, и спасательные шлюпки в романе способны вместить лишь часть пассажиров и экипажа. Автор разместит на борту судна богатых самодовольных пассажиров. По ходу сюжета холодной апрельской ночью происходит столкновение с айсбергом, судно погибает. Замысел автора прозрачен и поучителен: как и следует из названия, кораблекрушение символизирует тщету и хрупкость земного.
alt

Испытания “Титаника” прошли успешно

В марте 1909 года английская судоходная компания “Уайт Стар Лайн” заложит и в мае 1911 года спустит на воду лайнер, который удивительно походит на судно, описанное в романе. Сходными окажутся и обстоятельства его гибели. Робертсон называет свое судно “Титаном”, владельцы “Уайт Стар Лайн” окрестили новый лайнер “Титаником”...
В ряду катастроф, произошедших с судами, гибель “Титаника” - не самая масштабная. Среди катастроф, произошедших вне военных действий, по числу жертв эпизод занимает третье место. Печальное лидерство - за паромом “Донья Пас”, столкнувшимся в 1987 году с нефтяным танкером. Погибло более 4 тысяч человек. Но это в наше время. А еще до “Титаника”, в апреле 1865 года, на Миссисипи близ Мемфиса вследствие взрыва парового котла и пожара затонул пароход “Султанша”. Общее число погибших на пароходе превысило 1700 человек. Это наибольшая катастрофа на речных судах.
В военное же время известно о гибели фашистского грузового судна “Гойя” после атаки советской подлодки в апреле 1945 года. Число жертв составило около 7 тысяч человек.
В сентябре 1944 года японский корабль “Дзюньо Мару” был атакован британской подводной лодкой и затонул. Это был один из “кораблей Ада”, судов торгового флота, которые во время войны японцы использовали для перевозки военнопленных и рабочих, насильственно взятых с оккупированных территорий. “Корабли Ада” не имели специальных обозначений, и союзники топили их на общем основании. Катастрофа стала для своего времени величайшей, унеся жизни 5620 человек, спаслись 29. В другом потопленном в июне 1944 года “корабле Ада” - “Тояма Мару” - погибли 5600 человек.
alt

Масштабы судна-легенды

В этой скорбной статистике “Титаник” занимает 13-ю строчку. Но для своего времени это происшествие оказалось действительно значительным и выглядело масштабно. Тем более в контексте рекламной кампании регулярных трансконтинентальных рейсов кораблей-близнецов серии “Олимпик”. Суда были оборудованы всеми последними техническими новинками того времени. Например, прямо с борта “Титаника” на континенты можно было отправлять телеграммы! Телефонный коммутатор обслуживал 50 линий. В электросети использовали 10 тысяч лампочек, 562 электрообогревателя. Имелось четыре лифта, каждый на 12 человек, аппараты в гимнастическом зале, десятки машин и приборов на кухнях, в том числе холодильники.
Роскошь и комфорт, которые создали для пассажиров первого класса, потрясали: они отправлялись в Америку на плавучем отеле, плавучем острове, фешенебельном курорте. "Олимпик" и "Титаник" были самыми большими движущимися объектами, которые создал человек к тому времени! Им не о чем было беспокоиться, такое техническое чудо нельзя потопить!
В путешествии лайнера в вечность приняли участие многие знаменитости, представители аристократии и истеблишмента, включая миллионеров, промышленников, актрису, британского журналиста, модельера одежды, военного помощника президента США и многих других, включая членов семей. Помимо прочих грузов на борту “Титаника” находился бесценный манускрипт “Рубайат” Омара Хайяма, а различный багаж пассажиров лайнера оценивается в общей сложности в 250 миллионов долларов (учитывая вековую инфляцию, сегодня эта сумма составила бы примерно 5 миллиардов долларов). На борту находились 1316 пассажиров и 908 членов экипажа, всего 2224 человека.
alt

Памятник погибшим матросам “Титаника” в порту Саутгемптона

Все обстоятельства и условия, сопровождавшие рейс, хорошо известны из литературы и кино. Позволю себе напомнить лишь о моменте “Ч”, той точке невозврата, с которой пошел отсчет трагедии.
14 апреля 1912 года в 23.40 на расстоянии около 450 метров прямо по курсу был замечен айсберг. Несмотря на маневр, через 39 секунд судно пробороздило подводной частью правого борта по ледяному исполину, обшивка корпуса получила многочисленные мелкие рваные раны на длину около 100 метров. Итог известен. Через 2 часа 40 минут, наполненных самыми разнообразными человеческими страстями: борьбой за жизнь, страданием, отчаянием, малодушием, подлостью и предательством, благородством, мужеством, выручкой, скорбью - “Титаник”, не способный больше оставаться на плаву, устремился в водную бездну.
Спаслись 711 человек, погибли 1513.
Нетрудно представить потрясение просвещенной промышленной Европы и инновационно ориентированной Америки после известия о том, что корабль-престиж, корабль-мечта, корабль-легенда погиб.
alt

Первый и последний маршрут

Человечество получило шокирующий урок на заре индустриального века. Поэтому крушение лайнера стало одной из самых известных катастроф в истории человечества. Вот уже целое столетие образ “Титаника” периодически становится центральным в различных произведениях искусства. И эти произведения, как и вдохновивший их феномен, подчас несут на себе печать исключительности, первенства. Первый фильм - “Спасшаяся с “Титаника” - появился уже в мае 1912 года, через месяц после крушения. На сегодня известно о девяти художественных киноработах, которые так и называются: “Титаник”, имя судна используется в названии еще четырех фильмов.
Выпущенный в 1997 году фильм “Титаник” 13 лет являлся лидером по кассовым сборам в мировом кинопрокате, которые составили 1 миллиард 845 миллионов долларов. Рекорд “Титаника” побил в 2010 году лишь фильм “Аватар” того же режиссера Джеймса Кэмерона.
alt
В столетие катастрофы Кэмерон вновь выпускает прежний фильм в прокат, но уже в 3D-формате.
Самые большие в мире плавучие модели судов являются моделями “Титаника”.
В 1976 году вышла книга американского писателя Клайва Касслера “Поднять Титаник”.
В одном из эпизодов сериала “Сверхъестественное” ангел Бальтазар отправился в прошлое и спас “Титаник”. В сериале есть прямая отсылка к фильму Кэмерона: свой поступок ангел объясняет тем, что ненавидит “ужасный вой Селин Дион” в песне My Heart Will Go On, сопровождавшей фильм “Титаник”.
Гибели судна посвятили множество песен исполнители и группы, играющие в разных жанрах. В одноименной песне австрийского исполнителя Фалько “Титаник” рассматривают как символ декаданса, конца эпохи.
В песне группы “Наутилус Помпилиус” из одноименного альбома “Титаник” (1994 год) судно предстает символом обреченности.
alt

Отклик на тему в нашей культуре

Вокруг “Титаника” создано множество и других коммерчески успешных проектов. Один из последних - путешествие по маршруту погибшего судна - стартовал из того же самого порта в Саутгемптоне в минувшее воскресенье. Юбилейный рейс готовили на протяжении пяти лет. Участие в мемориальном путешествии принимают 1316 пассажиров - по числу пассажиров легендарного лайнера. Тур по весьма высоким ценам купили граждане 28 стран, среди которых есть и родственники пассажиров “Титаника”. На круизном суперлайнере Balmoral воссоздали атмосферу начала ХХ века - от блюд в меню до репертуара оркестра...
Однако пока путешествие терпит неудачу. В четверг лайнер был вынужден вернуться к берегам Ирландии. Одной из причин стала непогода. Очевидцы рассказали о девятиметровых волнах и штормовом ветре. Кроме того, у одного из пассажиров начались проблемы с сердцем и нужно было пройти ближе к берегу, чтобы его мог забрать вертолет.
Теперь план дойти до места крушения “Титаника” именно к 15 апреля, скорее всего, не осуществить. Но 14 апреля на Balmoral все равно пройдет мемориальная церемония, чтобы отметить момент, когда “Титаник” столкнулся с айсбергом.

alt

В первые дни газеты публиковали противоречивые данные о трагедии

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Октябрь 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Октябрь 2019 (78)
Сентябрь 2019 (131)
Август 2019 (169)
Июль 2019 (144)
Июнь 2019 (132)
Май 2019 (146)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение
Fatal error: Call to a member function _destr() on null in /var/www/vhosts/np.kz/public_html/engine/modules/main.php on line 390