ЗАЛЫ ОЖИДАНИЯ ТЕРРОРА

В КАЗАХСТАНЕ 17 ТЫСЯЧ УЯЗВИМЫХ ОБЪЕКТОВ ДЛЯ АТАК

Подробнее >>>
ШАНС ВЕРНУТЬСЯ НА ОЛИМП

ГОЛОВКИН VS ДЕРЕВЯНЧЕНКО

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Номер в Париже с видом на море Последняя страница

Константин Маскаев
Подводя итоги 13-й Международной туристической выставки KITF в Алматы, мнения экспертов рынка и городских чиновников оказались весьма созвучны. Как будто в одну и ту же Концепцию развития туристической отрасли Казахстана смотрели. Говорили, правда, не за весь Казахстан. Всячески стремились представить Алматы как город, наиболее привлекательный с точки зрения делового, профессионального, коммерческого туризма

К чиновникам в этом плане совершенно никаких вопросов, им положено. Президент указал на приоритетные направления экономики, вот они и упражняются: кто в лояльности, кто в популизме. Куда меньше стимула для победных реляций в среде профессионалов туристического рынка, ан нет! Иные тоже изощряются, возводя потемкинские деревни. Хотя именно от этой категории участников KITF следовало бы ожидать компетентного анализа и тревожных сигналов: профи знают болезни отрасли.
Прежде об Алматы. По озвученным оценкам, на этот город приходится до 70 процентов въездного и внутреннего туризма. Хотя в натуральном выражении это лишь 411 557 иностранных граждан за 2012 год (по данным миграционной службы). Кто в этом потоке “чистые” туристы, а кто прибыл по делам, разбираться не к месту. Въехал, значит, турист!
Туристские услуги в 2012 году в Алматы оказывали 1037 предприятий (на 101 больше, чем в предыдущем). За год они обслужили почти 810 тысяч клиентов. По странам это выглядит так: 123 600 россиян, 28124 человека из Китая, 26 635 - из Турции, 22 583 - из Германии, 13 896 - из Южной Кореи. Приведены наиболее многочисленные. Понятно, что “дикари” не учитывались, а только клиенты турфирм.
Для полноты картины и сравнения - данные по стране. За 9 месяцев 2012 года въездной туризм - это 4 219 600 человек, выездной - 6 732 700. Как при таких цифрах на долю Алматы может приходиться 70 процентов, не очень понятно. Но не будем о манипуляциях с цифрами и очковтирательстве.
Опираясь на мнение специалистов, попробуем разобраться в особенностях казахстанского туристического рынка.
Никто не подвергает сомнению то, что во многих странах, регионах или отдельных провинциях туризм стал основой экономики. На некоторых европейских курортах каждый пятый житель занят в туристской отрасли. Данные по таким ментально близким городам, как Сочи, Ялта, Евпатория - еще выше: треть населения связана с приемом отдыхающих, размещает, перевозит, кормит, обслуживает, оздоравливает. Правда, сфера и культура туризма в этих и подобных уголках складывалась исторически. И работа эта сезонная. Чем дольше сезон, тем большей части местного населения он дает работу.
Купальный сезон на широте Алматы (да и южнее) составляет три месяца. Это у самых отчаянных, на деле - два. Активный зимний лыжный сезон в Алматы также сжат до двух-трех месяцев. Местные катаются чуть дольше. Но речь идет о массовом посещении, причем желательно иностранцами.
А иностранцы не слишком стремятся в Алматы и Казахстан, потому что, во-первых, очень далеко для того, чтобы неделю посвятить лыжным прогулкам; во-вторых, не очень уверены в уровне номинального сервиса и безопасности; в-третьих, попутный сервис - ночные клубы, бары, дискотеки - провинциален; цены же на все, как в Европе. Так ради чего отправляться в Казахстан, если есть проверенные временем горные склоны в нескольких часах езды, к тому же известные, с безупречной репутацией?
То есть, развивая зимний туризм, в первую очередь нужно делать ставку на соотечественников. И на гостей из ближнего зарубежья. И понятно, что пока основной процент туристов будет все из той же России (смотрите статистику выше). Поэтому и работать пока нужно с целевой аудиторией: изучать ее ценовые и сервисные предпочтения. А не задирать цены до уровня европейского курорта с видом типа “не вписываешься в наш ценник - скатертью дорога!”
С утратой санаториев делать ставку на оздоровительный туризм тоже не приходится. Не обладая репутацией страны с сильной медициной, Казахстан не может убедительно предложить медицинские туры. Зато в копилке добрых дел акимата Алматы в сфере туризма - создание Туристского инфоцентра. Центр установил информационную стойку в алматинском аэропорту. Она работает круглосуточно, обслуживает прибывающие рейсы. Там гости города могут бесплатно получить помощь сотрудников центра: информацию о гостиницах, печатные материалы о туристских местах Алматы, досуге в городе и области (карты, путеводители, анонсы культурно-массовых мероприятий, о выставках). Такое же информационное отделение открыто в центре города. Ориентировочно в районе наибольшего скопления туристов, как сказано на сайте управления туризма Алматы. Правда, где это, сайт не указывает. Видимо, туристов туда должен приводить инстинкт или какие-то иные позывные.
Остается проблемой нехватки квалифицированных гидов-экскурсоводов. Иностранным туристам сложно ориентироваться в городе, так как названия улиц и объектов не продублированы в латинской транскрипции.
По поводу кадров в сфере туризма мне довелось послушать мнение руководителя Казахстанской туристской ассоциации Рашиды Шайкеновой. Как специалист и эксперт, она смотрит на проблему глубже.
Она признает, что в казахстанских вузах, где обучают специалистов сферы туризма, пока достаточно преподавателей со знанием краеведения, географии, экскурсионной работы. Но это лишь часть туризма, хотя и немаловажная. Зато нет или почти нет преподавателей, которые владеют экономической, маркетинговой, сервисной стороной туризма. А те, кто есть, не связаны с реальной ситуацией на рынке. Потому нет и анализа этого рынка. Какие же рекомендации туризму, как бизнесу, они могут дать?
alt
Видимо, перед ними пока даже не стояли такие задачи. Прежде в Казахстане нужно обучить туристическому делу преподавательский состав, считает Рашида Рашидовна. А иначе мы так и будем получать якобы специалистов по туризму, которые порой предлагают забронировать номер в парижской гостинице с видом на море.
Нужно также разработать и внедрить хотя бы краткосрочные курсы интенсивного повышения квалификации для работников туристического рынка. Для этого нужно сформировать свой отряд экспертов и тренеров.
Что касается первичного обучения в сфере туризма, оно должно соответствовать профессиональным стандартам. По ее словам, такие стандарты в КТА разработали и даже утвердили в Министерстве индустрии и новых технологий. Теперь черед Министерства науки и образования, от которого ждут появления модульных учебных программ.
- Выглядело это так: весь казахстанский туристский рынок сел и написал, какими знаниями и умениями должен обладать, например, человек на ресепшене отеля, авиаагент, менеджер по выездному туризму, менеджер по въездному туризму, специалист по бронированию билетов и т.д., - поясняет Рашида Шайкенова. - Мы получили хорошие отзывы на эту нашу работу. И теперь ждем. Но в Минобразования пока не торопятся, хотя такие учебные программы было бы желательно видеть уже на период 2013/-14 учебного года, то есть с ближайшего сентября.
Впрочем, прежде, чем подбирать набор продавцов, нужно сформировать “вкусный” турпродукт. Нужны маршруты. К сожалению, казахстанский рынок не стремится работать в этом направлении. Располагает ли тот же оргкомитет EXPO-2017 набором турмаршрутов, которые он может успешно предлагать в ходе проведения Всемирной выставки? Ведь это замечательная возможность не только в течение трех летних месяцев (примерно с 10 июня по 10 сентября) принимать гостей со всего света. Это может быть использовано и для того, чтобы представить Казахстан во всем своем многообразии, показать его рекреационный потенциал, познакомить с природой и культурой. Пока неизвестно, работают ли организаторы в этом направлении. Или четырех лет, что остались до мероприятия, будет достаточно, чтобы решить эту задачу?
Из того немногого, что можно предложить иностранным туристам. В отдельных регионах удалось на грантовой основе хотя бы начать развивать экотуризм. Но, во-первых, это пока лишь единичные предложения на целые регионы: несколько гостевых домов в какой-то экзотической глубинке. Во-вторых, такая форма отдыха, как проживание в сельском доме (со всеми понятными издержками), интересна далеко не многим туристам. Немцы или канадцы, например, охотно примеряют на время этот стиль simple living и не очень требовательны к наличию благ цивилизации. Но другие европейцы и американцы стремятся получить период, состоящий исключительно из опций комфорта: расслабиться и отдохнуть, купив всестороннюю заботу о себе любимом.
Плохое знание целевой аудитории, кстати, тоже можно отнести к большой проблеме въездного казахстанского туризма. Это к вопросу о действительных специалистах, способных оценить потребности и сопоставить их с картой предложений. Немцы, например, любят путешествия, вплоть до пеших походов и проживания в палатках. Китайцы и японцы не путешествуют в одиночку, ездят большими группами. Чаще всего это люди взрослые, которые нуждаются в комфорте, вплоть до туалета в автобусе и непременного наличия горячей воды в номере.
Казахстан не является страной массового туризма. Сюда до сих пор не протоптали дорожку десятки миллионов отдыхающих или искателей приключений. О том, как и в какой степени можно изменить положение дел, мы продолжим разговор в следующих номерах.

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Август 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Август 2019 (135)
Июль 2019 (144)
Июнь 2019 (132)
Май 2019 (147)
Апрель 2019 (156)
Март 2019 (138)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение
Fatal error: Call to a member function _destr() on null in /var/www/vhosts/np.kz/public_html/engine/modules/main.php on line 390