АКЦИИ АРЕСТА

ЮРИДИЧЕСКИЙ КАЗУС ЦЕНОЙ 38 МИЛЛИОНОВ

Подробнее >>>
ДОПИНГОВЫЕ ”ДОСТИЖЕНИЯ”

КАЗАХСТАНСКИХ СПОРТСМЕНОВ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Долгая дорога к любви Смотри в оба

Галия Елтай
В минувший уик-энд прошла долгожданная премьера нового фильма “Келин” режиссера Ермека Турсунова
Задолго до премьеры по решению экспертной комиссии киностудии “Казахфильм” фильм был уличен в безнравственности и порнографии. Аксакалы, мягко говоря, обиделись на девушку-казашку, которая просто любила и выполняла свой женский долг перед своими мужчинами. Ну не могла она в доисторические времена заниматься карьерой и быть социально активной. Вот и отдавалась каждому мужчине, подаренному судьбой. Становится горько и невыносимо стыдно от столь резких нападок на невинное кино уважаемых чиновников от искусства, или искусственных чиновников, сплошь убеленных сединами и регалиями, за их ретроградство и ханжество.
Но, к счастью, все недоразумения между киностудией “Казахфильм”, ее президентом Ермеком Аманшаевым и режиссером фильма Ермеком Турсуновым были улажены, синяки и шишки зажили, в начальных титрах написали “дело будет не в Казахстане” (смысловая нагрузка требовалась для выхода в прокат), и фильм увидели зрители.
Фильм в целом целомудренный, изящный и свежий по форме и содержанию. На фоне лавины “голого тела”, ежедневно льющейся с экранов телевизоров, фильм Ермека Турсунова - просто добрая сказка для детей про рождение первого пратюрка. Это всего лишь легенда, рассказанная своеобразными приемами кино.
Кадр из фильма
В ленте не произнесено ни одного слова, только междометия, но от этого картина становится только более отточенной по режиссуре. В фильме снимались молодые казахские актеры Гульшарат Джубаева, Куандык Кыстыкбаев, Ержан Нурумбет и Нуржан Турганбаев, в роли Эне снялась известная киноактриса Турахан Садыкова. Почти первобытные декорации мастерски исполнены Александром Ророкиным.
В доисторические времена отец выдавал свою дочь, за руку которой боролись два джигита - Мерген и Топосчу, замуж. Девушка любила Мергена, но у него не хватило денег, и пришлось ей отправляться в далекое горное стойбище с нелюбимым Топосчу.
Там ее приняли в свою семью мать Топосчу Эне и его младший братишка Кенже. Девушка вошла в дом полноправной Келин со всеми вытекающими отсюда тяготами домашних обязанностей по поддержанию уюта в продуваемой всеми ветрами горной хижине.
Но были в жизни Келин и радостные моменты: первое осознание себя женщиной, желанной и любимой каждую ночь своим мужем Топосчу. Случилась трагедия: мужа Келин находят мертвым среди безмолвных гор. По закону амангерства Эне совершает обряд бракосочетания, и Келин становится женой младшего брата Кенже.
Совсем еще мальчик, он даже не понимает, как удовлетворить проснувшееся желание у своей новой жены. И вот фильм подходит к своему трагическому финалу: Мерген похищает Келин, Кенже бросается в погоню, и оба гибнут в снежной горной лавине.
Убитая горем Эне решает извести Келин, но рука, занесенная для священной мести, ощущает биение зарождающегося сердца - Келин беременна. Под дикое завывание волка рождается первый пратюрк, оглашает своим победным криком горы, заснеженные ели, дикую природу, которая очень скоро подчинится ему и его потомкам.
Поначалу создается впечатление, что режиссер работает в стиле японской классики Нагисы Осимы, Акиры Куросавы или Сехёя Имамуры. “Келин” по внутреннему месседжу отправляет к их фильмам - “Легенда о Нарайяме” или “Империя чувств” и “Империя страсти”. Но потом становится понятно, что Турсунов избрал свой путь создания полотна, даже памфлета во славу женщине. Режиссер, тонко работающий с главной актрисой, постепенно проводит ее персонаж через три ипостаси женской принадлежности: сначала робкая девочка, потом женщина, познавшая страсть и любовь, а потом мать, дрожащая над своим ребенком.
Женское начало в фильме “Келин” побеждает суетность мужчин: два героя бьются за красивую самку, противоборство между ними уже не за Келин, оно перерастает в поединок между собой, в стремлении доказать друг другу свое лидерство в прайде, самцы забывают о тонкой душевной организации своей добычи. И вскоре сами становятся жертвами своих необузданных страстей. Все мужчины фильма “Келин” гибнут, остаются в финале только две матери: Мать - Эне, схоронившая своих сыновей, уходит высоко в горы в поисках скорой смерти - матери, потерявшей своих детенышей, нечего делать в этой жизни, ее больше ничего не держит на этой земле, она ощущает свою ненужность.
Другая мать - Келин, обретя счастье материнства, познав чудо первого прикосновения ребенка к соскам в поисках молока и чувствуя ответственность за маленького человека, за свое дитя, ощущает непомерные силы стойкости перед любыми жизненными и природными катаклизмами.
Ермеку Турсунову удалось, пожалуй, даже большее - режиссер создал гимн матери, словно благодарный сын своего отечества, теперь, правда, за эту свою любовь гонимый чиновниками от кино, достойно принимающий удары судьбы. В свое время Шакена Айманова тоже упрекали в излишнем преувеличении роли матери в фильме “Материнское поле”, обвиняя его в непонимании того, что Великую Отечественную войну выиграли солдаты, а не рано поседевшие матери, хоронившие своих сыновей только по похоронкам, а не в своих душах.
Никто не знает о тех закадровых слезах, которые пролила “Келин” на пути к премьерному показу. А пролито их было немало. Над этой красивой легендой семь лет работал киргизский режиссер Актан Абдыкалыков (сейчас он работает под именем Актан Аым Кубат) вместе со своим коллегой и земляком Маратом Саруулу. Каждый эпизод сценария был отточен, выписан с любовью к корням своего народа. По легенде, киргизский народ был рожден от волчицы, по другой версии - от рогатой матери-оленихи (по Чингизу Айтматову).
Киргизы в своей литературе склонны к мифической интерпретации зарождения своей нации от животного мира. Менталитет сценария “Келин” именно киргизский, насыщенный тесными взаимоотношениями человека и природы в любом ее проявлении, будь то волки, стихии, сложные природные катаклизмы.
В сценарном виде будущий фильм “Келин” создавал именно такой мощный импульс, завораживал своим профессиональным исполнением, будоражил простотой режиссерского исполнения и претендовал на новый азиатский шедевр, который наверняка будет принят громкими отзывами на всех престижных международных кинофестивалях от Канн до премии “Оскар”.
Фильму “Келин” помогали всем миром, кто чем мог: сделали озвучку в Праге на “Баррандоф-филм”, монтаж по высоким технологиям, титры - по мировым стандартам.
В декабре был закрытый показ фильма “Келин”, который сразу же покорил меня своим международным размахом, неказахским подходом к технике съемок эпизодов, неприкрытой, льющейся прямо с экрана любовью к кино, к актерам, к нашей природе, показанной так виртуозно мэтром операторского искусства Муратом Алиевым. Да, Ермек Турсунов еще пока начинающий режиссер, сразу взявшийся за такой сложный проект, но тем он и вызывает уважение, что, пройдя через испытания, он не отказался от первоначального замысла рассказать красивую легенду о зарождении наших предков и теперь продолжает отстаивать свои позиции как представитель авторского кино.
Каннский, Венецианский фестивали и многие другие с нетерпением ждут этот фильм в своих конкурсных программах, да и призы ожидаются нешуточные. Только “Келин” порядочно поматросили да чуть не бросили, и быть бы ей соломенной вдовой, но, к счастью, она стала первой ласточкой возрождающегося казахского кино.

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Апрель 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Апрель 2019 (105)
Март 2019 (138)
Февраль 2019 (140)
Январь 2019 (137)
Декабрь 2018 (133)
Ноябрь 2018 (167)

Голосование
Будете ли Вы оформлять подписку на сайт, если сайт станет платным


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение
Fatal error: Call to a member function _destr() on null in /var/www/vhosts/np.kz/public_html/engine/modules/main.php on line 390