МИНИ-ЗАВОДИК У МАКРОТРУБЫ

ГДЕ СТРОИТЬ ЧЕТВЕРТЫЙ НПЗ В КАЗАХСТАНЕ

Подробнее >>>
КАПИТАЛ - УДЕЛ ОБДЕЛЕННЫХ

ИМЕЯ ВСЕ, ЛИШИТЬ СЕБЯ ВСЕГО

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Школьные перемены Образование

Айгуль Жилкишина
Как и на каком этапе школьного образования нужно определять, кто из детей способный музыкант или архитектор, будущий нобелевский лауреат по химии или талантливый мастер на все руки? Кроме классического разделения на гуманитариев, технарей и естественников детей в школах нужно разделять согласно их способностям по отдельным классам, рабочим группам и модулям еще в 6-7 классе, а не перед выпуском. При этом последнее слово должно быть не за родителями, а за экспертами. Как говорится, Богу богово, кесарю кесарево, а слесарю слесарево - в самом лучшем смысле. Давайте рассмотрим, что может улучшить нашу образовательную систему, на примере другой страны - возможно, казахстанские эксперты возьмут его на вооружение

Оценивая уровень знаний большинства (не всех, есть и счастливые исключения) нынешних школяров, мы вспоминаем о всестороннем, даже энциклопедическом среднем образовании времен СССР. Не стоит причислять к ретроградам тех, кто защищает учебные программы тех времен - мол, наука не стоит на месте, прогресс наступает нам на пятки каждый квартал вместе с новыми версиями приложений программных обеспечений. Да, это действительно так, но, выбрав тему и кликнув на “поиск”, пользователь сети не становится автоматически обладателем этих знаний. И сейчас, и в советскую эпоху, как, впрочем, и во все времена, фундаментальные знания приобретались долгим и упорным трудом.
Но мы сейчас о другом. Современные учебные планы, как и “-дцать” лет назад, готовят обучающихся к поступлению в университеты - как если бы у всех были одинаковые способности и похожие цели. Но это совсем не так. Как раньше, так и сейчас (в наше время, скорее, особенно) не всем нужны теоретические знания - кто-то хочет выбрать профессию, которая не требует вузовского диплома, но от этого не становится менее значимой.
Есть в наших школах ученики (всегда были и будут), у которых нет интереса познавать тайны Вселенной в 13 или 14 лет - возможно, он проснется у них в 50 лет или позже. Но пока такие непоседы (и вполне спокойные дети) отнимают время у своих одноклассников и много сил у учителей. Они могли бы учиться в других классах, где опытные мастера показывали бы, как работать за токарно-фрезерным станком или собирать микросхемы. Кстати, при соответствующей квалификации такие профессионалы обеспечивают очень высокий доход своим семьям. Зачем государство понапрасну тратит деньги на таких детей? Кто-то учится на уроках, а кто-то просто “ходит в школу”. Далеко не все школьники хотят получить университетский диплом - некоторым детям обучение в школе дается нелегко, даже с большим трудом. При этом они вовсе не плохие, у них просто другие интересы и желания. Почему бы не заняться профессиональным образованием таких школьников пораньше, чтобы они раньше окончили школу и пошли работать в 16 или 17 лет?

 


Узкая специализация
Бытует мнение, что западное среднее образование более специализировано и прагматично. Скажем, те ученики, которые в будущем станут классными мастерами по выпуску запасных частей для автомобилей или фурнитуры для мебели, не слушают музыку Баха и не пишут сочинений по творчеству Достоевского. Такой ребенок не мучается на уроках, изучая ненужные ему гаммы или жизненную позицию Раскольникова - и это вполне гуманный подход к таким детям. Но существенно то, что в результате мы покупаем качественные ручки к шкафам и запасные части к автомобилям именно таких мастеров, которые пошли работать на завод в 16-летнем возрасте. Его никто не заставлял оканчивать 13 или 12 классов - свой выбор он сделал раньше.
А наш ученик, который из-под палки сидел на неинтересных ему занятиях, с детства усвоит то, что учеба, а позже и трудовая деятельность - нечто такое, к чему его принуждают. Поэтому ни о какой инициативе, не говоря уже о творческом подходе к своей работе, у такого ребенка не может быть и речи. И что мы имеем в итоге? Время учителя, как и бюджетные средства, потрачено зря, но главное - мы получаем молодого человека, который не научился учиться и не научится хорошо работать. Поэтому от такого работника не стоит ждать ни конкурентоспособных запчастей, ни хорошей мебельной фурнитуры.
Наши специалисты работают над тем, чтобы наша система образования была сопоставимой с западными стандартами. Может, разрабатывая новые учебные программы, экспертам стоит постараться сделать их практичными? Например, те, кому теоретические знания не пригодятся в будущей профессии, должны осваивать лишь необходимый их минимум. А еще точнее, гуманитариям не стоит от корки до корки решать задачки по Сканави, а будущим физикам не нужно цитировать наизусть речи Цицерона. Все дети разные, способности их также, поэтому и учебные программы должны быть разными - каждому по способностям.
Нынешняя система образования оторвана от реальных потребностей экономики, потому что вузовское обучение основывается на тех способностях, привычках и навыках, которые были привиты нашим детям еще за школьной партой. Сейчас у нас существует так называемый гарантированный объем медицинской помощи. Он очень скромен, и все, что необходимо помимо того, мы получаем у узких специалистов.
Точно так же в каждой школе нашей страны есть контингент учеников, которые не будут тратить много времени на учебу. Учителя (возможно, со специальной подготовкой) могли бы рационально и грамотно использовать время на уроке, чтобы такие ученики максимум знаний усвоили еще в школе. Они не будут дома сидеть над учебниками и родители не будут заставлять их этим заниматься. Впрочем, принуждение - это совсем не эффективный метод обучения. Мы, разумеется, обеими руками за хорошее среднее образование, но оно не должно быть обязательным для всех учеников в том объеме, в котором оно существует сейчас.
Для примера приведем принцип разделения детей по способностям в таком государстве как Люксембург. Начальное образование у них длится шесть лет, причем уже в конце 6 класса нужно принять решение, в каком из трех типов школы второй ступени (собственно, средняя школа) ребенок будет продолжать образование - лицей классический, лицей технический (реальная школа) и специальная модульная школа.
В классическом лицее (гимназии) изучается по несколько иностранных языков. Изучение физики и химии начинается только в 10 классе, и сразу на иностранном для люксембуржцев языке. В конце 10 класса ученику нужно принять решение, в какой из шести секций ученик будет учиться дальше. В этих подразделениях изучают языки (A), математику (B), биологию (C), экономику (D), рисование (E), музыку (F) und гуманитарные дисциплины (G). При этом возможны такие комбинации, как BC, AG и другие. Что касается узкой специализации - например, в секции А с 12 класса (из 13) больше не изучают математику, физику и химию, но зато появляются дополнительные иностранные языки.
В техническом лицее обучают практическим профессиям - автомеханики, сантехники, специалисты по покрытию кровли, флористы, повара и другие. Причем на очень серьезном уровне. В конце 10-го класса нужно выбрать одну из пяти секций, в которых ученик будет учиться дальше. Самые лучшие из учеников могут учиться также 13 лет (как в классическом лицее) и стать учителями, архитекторами и инженерами. Другие могут закончить обучение после 10 класса и идти работать, но после трехнедельной практики на одном из предприятий.
И, наконец, так называемая модульная школа. Она предусмотрена для тех детей, которым трудно даются знания. Они также обучаются в различных секциях, как и в вышеназванных лицеях, но различным простым ремеслам. Большинство выпускников модульных лицеев устраиваются на работу уже в 16 лет.
Власти этого небольшого государства с населением в 450 тысяч человек разработали систему подготовки с таким дифференцированным подходом к способностям своих 100 тысяч школьников. Когда же специалисты МОН РК позаботятся о столь же внимательном подходе к 2,5 миллиона маленьких казахстанцев?

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Сентябрь 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2018 (129)
Август 2018 (154)
Июль 2018 (178)
Июнь 2018 (171)
Май 2018 (144)
Апрель 2018 (154)

Голосование
Будете ли Вы оформлять подписку на сайт, если сайт станет платным


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение
Fatal error: Call to a member function _destr() on null in /var/www/vhosts/np.kz/public_html/engine/modules/main.php on line 390