РЕФОРМЫ “ЧЕРЕЗ КОЛЕНО”

ЭКОНОМИКУ КАЗАХСТАНА ЖДЕТ ПЕРЕЗАГРУЗКА

Подробнее >>>
ПРОГНОЗ НЕПОГОДЫ

КАК СТОЛИЦА СДЕРЖИВАЕТ НАТИСК СТИХИИ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Статусный учитель Образование

Алла Иванилова
Вчера в мажилисе парламента Министерство образования и науки презентовало один из самых ожидаемых законопроектов - “О статусе педагога”. Депутаты посчитали представленный вариант “декларативным” и намерены существенно его переработать

Поручение разработать соответствующий законопроект дал в октябре прошлого года Елбасы Нурсултан Назарбаев. С тех пор началась активная работа, собрали десятки тысяч предложений. В целом 18 тысяч. Такой массовости при разработке законопроекта еще не было. В первую очередь Министерство образования и науки ставило перед собой задачу реальной поддержки и повышения статуса педагога. Изучили результаты социологических исследований и экспертные оценки о проблемах, влияющих на работу педагога и обеспечение качества образования, международный опыт нормативного регулирования педагогической деятельности, в том числе законы ряда зарубежных стран, Модельный закон стран СНГ “О статусе учителя”, рекомендации ЮНЕСКО “О положении учителей”. В ходе проведенного анализа выяснился ряд факторов, влияющих на качество образования. Первое - больше половины всех работающих педагогов неудовлетворены статусом профессии и уровнем заработной платы. Второе - отсутствие реальных механизмов стимулирования прихода в профессию талантов, как результат - низкий балл прохода на педагогическую специальность. Третье - невовлеченность самих педагогов в процессы принятия решений в отношении учителей и сферы образования в целом. Все это учли при разработке законопроекта, который состоит из 19 статей.
Главным пунктом является расширение прав педагога и сокращение учебной нагрузки. Как проинформировал министр образования и науки Асхат Аймагамбетов, расширили профессиональные права педагога в части разработки и применения авторских методов обучения и воспитания, выбора учебных пособий, бесплатного пользования информационными ресурсами, выбора форм повышения квалификаций и прохождения стажировок. Ввели новые права на избрание и занятие выборных должностей, оказание консультаций родителям, вступление в члены общественных объединений. В целом в новом законопроекте предусмотрено 10 новых позиций по правам педагогов. Все они направлены на создание возможности для индивидуального развития учителя и совершенствование учебного процесса. Отдельно предусмотрели нормы по сокращению нагрузки на педагога, а она в Казахстане велика - 48,8 часа в неделю, хотя в среднем должна составлять 38 часов. Эту проблему будут решать путем установления запрета на привлечение к несвойственным функциям, предоставление чрезмерной отчетности, проведение необоснованных проверок. За привлечение к несвойственным функциям и к излишней отчетности предусмотрен штраф от 20 до 120 МРП в зависимости от субъекта правонарушения. Аналогичный штраф предусмотрен и за незаконное превышение нормы рабочего времени.

 

 

Одним из важных блоков предусмотренных норм являются материальные стимулы. Уровень заработных плат педагогов ниже средней зарплаты по стране и составляет 110 тысяч тенге, начинающие учителя и вовсе получают 60-70 тысяч тенге. В течение предстоящих четырех лет заработную плату учителей повысят в два раза. Уже со следующего года она поднимется на 25 процентов. В целом двукратный рост коснется 500 тысяч работников сферы образования, а увеличение отпуска с 42 до 56 дней - более 100 тысяч работников.
Наряду с этим в законопроекте предусмотрены нормы материальных стимулов, направленные на повышение учителями своей компетенции. Среди них доплаты в двукратном размере за классное руководство и проверку тетрадей, доплаты за педагогическое мастерство, за наставничество и другие меры. С целью стимулирования повышения качественного потенциала педагогических работников в школах предусматривают доплату в размере 10 МРП для лиц, имеющих степень магистра. Это норма затронет уже работающих в школах 5029 педагогов и будет направлена на привлечение новых специалистов с такой академической степенью. Местным исполнительным органам предоставлено право по утверждению дополнительных мер поощрения труда педагогов, в том числе путем награждения местными знаками отличия, почетными званиями, выплатой единовременного вознаграждения.
Повышение статуса педагога предполагает и усиление требований к его деятельности. Поэтому законопроект говорит о том, что с 1 января 2022 года лица, впервые приступающие к осуществлению профессиональной деятельности, должны будут подтверждать соответствие квалификации педагога. Кроме того, помимо имеющихся ограничений вводят запрет на занятие педагогической деятельностью для лиц с ограниченной дееспособностью, состоящих под наблюдением, с психическими и поведенческими расстройствами. При нарушении этой нормы предусмотрены штрафные санкции.
Между тем отдельные нормы, предложенные общественностью, а именно по выходу на пенсию по выслуге лет, введению двойного пособия на оздоровление, льготной ипотеке для педагогов, доплатам за звания доцента и профессора, повышенной стипендии обучающимся по педагогическим специальностям, как заявил глава Минобразования, “не прошли согласование в заинтересованных государственных органах исходя из чрезмерной нагрузки на бюджет”. А она действительно большая. В частности, на реализацию законопроекта из республиканского бюджета на 2020-2022 годы потребуется один триллион 202 миллиарда тенге.
По словам министра образования и науки Асхата Аймагамбетова, “принятие вышеназванных норм позволит реально повысить статус и престиж педагога, стимулировать его к дальнейшему профессиональному росту и в целом повысит качество предоставляемых образовательных услуг”.
Однако далеко не все депутаты с этим согласны. Вариант, который им представило образовательное ведомство, они считают декларативным. “То, что вы сейчас называете снижением нагрузки - запрет на незаконное превышение норм рабочего времени, запрет на предоставление чрезмерной отчетности, запрет на несвойственные функции и проверки, это само собой разумеется, этого просто не должно быть. И для этого есть уже и сейчас законные возможности”, - отметила депутат Ирина Смирнова. Снижать надо педагогическую нагрузку, а не отчетность и прочее, уверены мажилисмены. Парламентарий Нурлан Дулатбеков также считает, что все статьи имеют “декларативный характер”. “Нет конкретики, нет статей, которые действительно повышают статус учителя, или их недостаточно”, - заметил он. Парламентарии высказали ряд предложений, которые, на их взгляд, реально помогут сделать профессию учителя престижной. В частности, они считают, что помимо заработной платы необходимо повысить стипендии студентам педагогических вузов и годы обучения засчитывать в трудовой стаж. Кроме того, депутаты солидарны с педагогами в вопросе выхода на пенсию по выслуге лет.
Представленные законопроекты будут рассматривать в рабочих группах, и парламентарии намерены отразить в них все основные требования педагогической общественности, чтобы впоследствии документ был не для галочки, а реально работал и поднял статус учителей. Между тем законопроекты планируют принять до 1 января 2020 года.

Помимо этого разработали и представили еще один законопроект “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам статуса педагога, снижения нагрузки на ученика и учителя”. Им вносятся изменения и дополнения в три кодекса и 15 законов. В частности, предусматривается ряд норм по совершенствованию действующей системы государственного контроля, внешней оценки и аккредитации. Также в целях поддержки социально уязвимых категорий граждан предусматривается квота по присуждению образовательных грантов для многодетных, неполных семей, семей, воспитывающих детей-инвалидов, матерей, награжденных подвесками “Алтын алћа”, “Кљмiс алћа”. При этом сохраняется принцип конкурсного отбора. На уровне высшего образования впервые вводят возможность онлайн-обучения, то есть обучения вне аудиторий и непосредственного контакта с преподавателями посредством электронных технологий.

Нур-Султан

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Наши награды    

Календарь
«    Январь 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Январь 2020 (110)
Декабрь 2019 (134)
Ноябрь 2019 (148)
Октябрь 2019 (161)
Сентябрь 2019 (130)
Август 2019 (169)

Голосование
Будете ли Вы оформлять подписку на сайт, если сайт станет платным


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение
Fatal error: Call to a member function _destr() on null in /var/www/vhosts/np.kz/public_html/engine/modules/main.php on line 390