29 июля 2005 №30 (374)
     Своя колея

Ботагоз Сейдахметова
Государственная граница
длиною в жизнь

На прошлой неделе руководитель по пограничным вопросам, посол по особым поручениям МИД Казахстана Мурат Атанов на специально созванной конференции официально объявил журналистам о завершении первого из трех этапов установления государственной границы Казахстана. Делимитация сухопутной границы Казахстана с сопредельными государствами успешно завершена. Впереди еще два этапа - демаркация, которая уже активно идет, и установление пограничного режима

Еще одной целью встречи с журналистами было горячее желание Министерства иностранных дел Казахстана уведомить широкую общественность в том, что в ходе процесса делимитации ни пяди родной казахстанской земли не было отдано соседям. Так что упреки оппонентов в разбазаривании родины совершенно напрасны.
Но отчего вообще возникли эти разговоры, ведь известно, что дыма без огня не бывает? На чем основана критика со стороны некоторых известных политиков действий государственной комиссии по пограничным вопросам? В частности, территориальных уступок Китаю и Узбекистану. Не являются ли эти упреки в непатриотичности и предательстве интересов казахского народа не чем иным, как тривиальным зарабатыванием политических очков за счет популистских спичей?
Попытаемся разобраться в этом вместе с историей и ее фактами. А факт, как известно, вещь упрямая и от политических настроений независимая.

Факт первый.
Граница необходима

Флаг, герб, гимн и граница - вот четыре основные составляющие признаки государства. Так что уже сейчас, после завершения самого важного и даже драматического этапа - делимитации государственных границ, можно с гордостью констатировать тот факт, что суверенная Республика Казахстан является полноценным государством со всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями.
От бывшего Советского Союза Казахстан унаследовал юридически не оформленные границы с внешним соседом - Китаем, а также нелегитимные (согласно международным нормам) линии административного деления с соседними бывшими советскими республиками - Россией, Узбекистаном, Кыргызстаном и Туркменистаном.
“Пока мы окончательно не решили вопрос с границами, сохранялась возможность того, что любая сопредельная страна могла предъявить нам территориальные претензии, - говорит посол по особым поручениям МИД Казахстана Мурат Атанов. - Поэтому с обретением суверенитета юридическое оформление госграниц приобрело чрезвычайно важное значение, стало приоритетным направлением во внешнеполитической деятельности Казахстана”.
Протяженность государственной границы Казахстана по суше составляет 13400 километров. Водная граница на Каспийском море будет установлена после определения всеми прибрежными странами правового статуса моря.

Об официальном завершении международно-правового оформления границ, то есть делимитации, было торжественно объявлено еще в начале года в Москве, когда между двумя странами был подписан Договор о казахстанско-российской государственной границе. Это было 18 января 2005 года. Запомните дату, которая в одночасье стала исторической. Таким образом, Казахстан одним из первых государств в СНГ завершил делимитацию государственных границ.

Факт второй.
Как это было с Китайской Народной Республикой

По рассказам Мурата Атанова, пограничная работа с Китайской Народной Республикой была проведена в два этапа. Первый этап, этап делимитации, проходил с 1992 года по 1998 год. Второй этап, этап демаркации, был завершен в мае 2002 года. На казахстанско-китайской границе установлен пограничный режим. “Советский Союз, в силу различных идеологических и политических причин, в течение более тридцати лет не мог урегулировать пограничные вопросы с Китаем, - говорит Мурат Атанов. - Казахстан смог решить эти вопросы за пять лет. И не путем односторонних уступок, а на основе норм и принципов международного права, взаимопонимания, рациональности, справедливости и компромисса”.
Вся протяженность границы с Китаем составляет 1783 километра. На первом этапе было согласовано 90 процентов границы, так что уже 26 апреля 1994 года в Алматы лидерами Казахстана и Китая было подписано Соглашение о казахстанско-китайской государственной границе.
Однако остался открытым вопрос о двух спорных участках. И критика оппонентов касалась именно этих двух участков.
Первый участок находился в районе перевалов Чоган-обо и Баймурза. Это Зайсанский район Восточно-Казахстанской области. Спорная площадь - около 629 квадратных километров.
Второй участок был расположен в районе реки Сарычильды. Это Алакольский район Талдыкорганской области (тогда еще Алматинской), площадь размером в 315 квадратных километров.
Границы на этих участках первоначально были установлены Чугучакским протоколом 1864 года между Российской империей, в состав которой входил и Казахстан, и Китаем. Позднее, в 1870 году, Хабарасуйским протоколом было установлено конкретное прохождение граничной линии, что и было зафиксировано на договорных картах 1869, 1870 и 1883 годов. Надо подчеркнуть, что эти договора не подлежат денонсации, потому как, согласно нормам международного права (а Казахстан, как цивилизованное государство, должен следовать международным нормам) и международной практике, эти документы не теряют своей силы и никогда не прекращают своего действия.
Собственно, русско-китайские договора XIX века и явились основой для решения пограничных вопросов между Казахстаном и сопредельными государствами.
Другое дело, что процесс демаркации с Китаем, то есть обозначения границы на местности, не всегда соответствовал этим договорам. Русские комиссары-демаркаторы при возможности допускали, мягко говоря, вольности. Это подтверждают исторические документы переписки комиссаров с русским царем, где те бахвалятся тем, как обмишурили китайцев - напоили китайских демаркаторов и, пока они спали, переносили граничные метки вглубь Китая. Таким образом, на отдельных участках сложились две линии границы. Одна - договорная, а вторая - фактически охраняемая.
Еще одна проблема, возникшая при установлении границ с Китаем, исходила из того, что в текстах Хабарасуйского протокола на русском и маньчжурском языках имелись разночтения. В частности, по первому спорному участку в тексте на русском языке предусматривалась установка трех пограничных знаков на перевалах, в обход долины реки Чоган-обо с юга. В тексте на маньчжурском языке указывалось общее направление прохождения границы на запад, об установлении пограничных знаков не на перевалах, а на одноименных урочищах. Следы этих знаков сохранились по сей день, и именно на этом (кроме других доводов) основывалась позиция китайской стороны.
Ситуация со вторым спорным участком была также связана с тем, что на советских картах линия границы была необоснованно смещена в сторону Китая на 15 километров. В тексте Чугучакского протокола от 25 сентября 1864 года записано о принадлежности данного участка Китаю. Так что долина реки Сарычильды, текущей на юг, на законных основаниях должна была полностью отойти Китаю.
Однако казахстанская сторона настояла на том, чтобы учитывалось хозяйственное освоение этого участка со стороны Казахстана, а также необходимость использования реки Сарычильды для водопоя скота. С чем согласилась китайская сторона.
Таким образом, сторонами был выработан приемлемый вариант прохождения казахстанско-китайской государственной границы на несогласованных участках. “Стороны сошлись на том, чтобы в районе перевала Чоган-обо в пределах Казахстана осталось около 70%, а Китаю - около 30% территории. На участке в районе реки Сарычильды в пределах Казахстана осталось 30%, а Китая - 70% территории”, - говорит Мурат Атанов.
В итоге из общей площади 944 квадратных километра Казахстану отошло 537 квадратных километров, а Китаю - 407 квадратных километров. Надо подчеркнуть, что на территории этих спорных участков не было постоянного населения, не выявлено промышленных запасов полезных ископаемых, Казахстану остались все лесные массивы на участке Чоган-обо и основные сенокосные и пастбищные угодья, а также часть лесов на участке реки Сарычильды.

Факт третий.
Как это было с Республикой Узбекистан

Процесс делимитации границы с Узбекистаном был непростым, признаются члены правительственной делегации Казахстана по пограничным вопросам Мурат Атанов, Бигали Турарбеков и Сергей Кириллов. С точки зрения соответствия Конституции СССР административная граница между Казахской ССР и Узбекской ССР была самой урегулированной. Сложность же состояла в том, что 200 километров границы с Узбекистаном (общая протяженность 2351 километр) проходили по густонаселенной местности как со стороны Казахстана, так и со стороны Узбекистана. Это Сарыагашский и Махтааральский районы в Южно-Казахстанской области и Ташкентская и Джизакская области Узбекистана. Ряд населенных пунктов срослись, да так, что порою линия советской границы проходила по дворам, рассекала села и так далее. “Союзным руководством в 50-60-е годы были проведены значительные территориальные перераспределения земельных площадей из одной республики в другую, - рассказывают наши дипломаты. - Если бы мы стали подвергать это сомнению, то, однозначно, мы никогда бы не смогли в договорном порядке провести процесс делимитации государственной границы. Поэтому принятое главами новых суверенных государств решение о признании существующей административно-территориальной границы в качестве базы, основы государственной границы является разумным. Оно предотвратило возможные территориальные претензии и споры”. Добавлю от себя: такой подход предотвратил возможные серьезные военные столкновения на границе с Узбекистаном. Достаточно вспомнить недавние перестрелки на этой границе...
На этапе делимитации границы с Узбекистаном у комиссии возникли споры по двум поселкам - Багыс и Туркестанец. Население Багыса в тысячу человек, согласно советскому делению, проживало сразу в двух государствах. Однако находилось в административном подчинении Сарыагашскому району. Другой поселок, Туркестанец, с населением 700 человек, согласно советским документам от 1956 и 1963 годов, территориально принадлежал Узбекистану.

“На первом этапе переговоров была задача сделать все, чтобы поселок Багыс остался с прилегающими земельными площадями, необходимыми для выпаса скота и другой жизнедеятельности в пределах Казахстана, - говорит посол. - Вопрос же о передаче поселка Туркестанец Казахстану не ставился изначально”. Таким образом, поселок Багыс полностью стал казахстанским, а Туркестанец - остался в Узбекистане.
“Здесь нет проигравших и выигравших. У нас не было спорных участков в классическом понимании или территориальных претензий друг к другу, а лишь учет интересов и выполнение задачи, - подчеркнул Мурат Атанов. - Мы делали все для людей, живущих по обе стороны границы”.

Вернуться назадОбсудить в форуме

     О газете
     Контакты
     Подписка
     Письмо
     Поиск