22 сентября 2006 №38 (434)
     Лаборатория искусства

Зарина Абденова
Плакатная ретроспектива

Довольно необычная и своего рода уникальная выставка проходит в галерее современного искусства “Улар”. Здесь представлены торговые рекламные плакаты...

Данное творчество - сравнительно малоизвестное яркое и самобытное явление в художественной культуре России. Его рождение приходится на рубеж XIX и XX веков, на времена промышленного и культурного расцвета страны. В это время Россия - организатор крупных национальных выставок и ярмарок, участник всех без исключения всемирных выставок и международных смотров технических и научных достижений.
Если углубиться в историю, то стоит рассказать, что первыми заказчиками рекламных плакатов стали отечественные производители табака и папирос. В Москве первенство принадлежало С.Габаю и Н.Попову, а в Петербурге главенствовали А.Богданов, А.Шапошников и другие.
Авторами рекламы табачных изделий в конце XIX века широко использовались исторические и аллегорические образы. Среди них турки в фесках, запорожские казаки, восточные красавицы и героический генерал Скобелев, как напоминание о военном противостоянии России и Османской империи, недавней войне на Балканах и о происхождении табака, а также забавные старички-курильщики, символизирующие беззаботное времяпровождение и не только. Так, например, на плакате московской табачной фабрики С.Габая изображен седовласый старец, олицетворяющий зиму, которому кудрявое дитя преподносит рождественский подарок - пачку папирос “Нарзан”.
Стоит признать, что у авторов торговых плакатов был отменный и тонкий вкус не только к художественному исполнению, но и к сюжетной линии. Автор одного из плакатов, представленного на выставке, созданного для Н.Попова в Германии, нашел выразительную рекламную композицию, позволившую представить весь ряд популярных торговых марок папирос фабрики: “Дюшес”, “Новый век”, “Роскошь” и других. В начале ХХ века затейливость табачной рекламы достигла вершины.
Особенно запоминающиеся образы встречаются в рекламе продукции петербургской фабрики А.Богданова. Примером тому может служить плакат с папиросами “Бар”, сюжетная картинка которого демонстрирует круг любителей-курильщиков этих изысканных папирос: от чиновника и успешного торговца до аристократа и модницы. Производство гильз для любителей папирос составляло особую индустрию. “Не рвутся по шву” - важнейший показатель качества гильз Исаджанова, которыми пользуется наездница в “амазонке” с рекламного плаката.
Художественной завершенностью отличаются плакаты московского фабриканта Викторсона с изображением коммивояжера, в которых покупателей привлекает разнообразие вариантов папиросных гильз и необыкновенная красочность их упаковки.
Надо признать, что, по-видимому, с табачной продукцией в рекламе успешно конкурировали кондитерские изделия. Лидерами на российском “сладком” рынке “в те годы” выступали Эйнем и С.Сиу в Москве, Жорж Борман в Петербурге и Д.Кромский в Харькове. В плакатах повсеместно использовались детские образы, давшие, порой, художественные находки: девочка шагает через Москву-реку, чтобы сменить соску на печенье “Эйнем” или перемазавшийся шоколадом грудной младенец позирует, сидя на бархатной подушке в фотоателье.
Старейший московский производитель пива и вод - Шаболовский завод Карнеева и Горшанова - стал выразителем российской патриотической идеи в плакате. Уже в первом листе 1896 года присутствует вид на Московский Кремль, открывающийся в трактирном окне, перед которым на столике гостеприимно поблескивает и пенится янтарный напиток. Используется для демонстрации шипучей продукции и аэроплан Фармана (новый образ, ставший популярным с 1910 года), парящий в закатном небе над Москвой. “Калинкин” с предприятиями в Петербурге, Москве и Ростове был самым крупным пиво-медоваренным производством России начала XX века.
Фирму отличала разнообразная реклама, ориентированная как на внутренний, так и на внешний рынок. В 1903 году была создана серия из четырех плакатов с изображением женщин, рекламирующих торговую марку “Калинкин”: аллегория России - украинка, русская боярыня и продавщица бара. Аллегория России предстает в образе русской красавицы на фоне карты с нанесенными на ней городами, где производится знаменитое пиво и фруктовые воды.
Шутливые сцены с бутылками пива, водки и коньяка - традиционные в русской торговой рекламе начала XX века, также представлены в экспозиции. Так, фабрикант дагестанского коньяка С.Тамазов выбрал для демонстрации своей продукции дрессированного циркового слона, чем поразил даже видавших виды соперников, главным из которых был Шустов.
Реклама мыла и парфюмерии не уступала по популярности рекламе табака, шоколада и пива. Самые изысканные дамы украшали плакаты мыльного короля А.Жукова. Повсеместно использовала в рекламе женские образы и лидер производства швейных машин - компания “Зингер”. Реклама этой компании принадлежит к числу немногих листов, подписанных автором - художником В.Табуриным.
Кстати, это единственный подписанный плакат в данной экспозиции. Столь печальный факт, как отсутствие подписанных инициалами авторов плакатов, объясняется тем, что по тем временам эти работы представляли ценность только для заказчиков. К сожалению, о плакатах можно только с уверенностью говорить, каким компаниям они принадлежали.
Национальная тема в торгово-промышленной рекламе не ограничивалась костюмированными портретами русских красавиц. Природа и национальный пейзаж становятся определяющими в рекламе охотничьих принадлежностей и боеприпасов, как на плакате Русского общества для выделки и продажи пороха. Морозный зимний день за окном контрастирует с теплом и уютом в доме, где установлена печь “Метеор” производства Мальцовских заводов.
Однако самый запоминающийся художественный образ был найден автором рекламного плаката чайной торговли С.Спорова в Москве. “Русский стиль” плаката, наглядно выраженный в орнаментах и шрифтах, дополняет великолепие дворцов и соборов Московского Кремля, символизирующего, как и во всей русской торгово-промышленной рекламе, отечественное происхождение товара.
Надо признать, что подобные плакаты можно смело назвать произведениями искусства, конечно, эти работы представлены не в оригиналах, но все же доминантой или изюминкой этих работ являются сюжеты и техника исполнения столь необычных для нашего времени плакатов.

вернуться назад перейти на главную обсудить в форуме

     О газете
     Контакты
     Подписка
     Письмо
     Поиск