2 февраля 2007 №4 (452)
     Культура

Ольга Галицкая
Творческий инкубатор

Больше десяти лет в Казахстане действует “Мусагет”, общественный благотворительный фонд развития культуры и гуманитарных наук, основная цель которого - поддержка “новой волны” в литературе Казахстана.
Ольга Маркова - писатель, идейный вдохновитель и руководитель фонда

- Расскажите, пожалуйста, как зародилась идея создания этого фонда?
- В начале 90-х годов в прессе стали появляться статьи о том, что литература Казахстана в состоянии стагнации, из которого ей уже не выйти. Причины? Социалистический реализм стал неактуален, диссидентская и запрещенная литература стала свободно издаваться. Появилась необходимость в поисках новых художественных стилей, нового языка. В то же время смена социального строя заставила людей приспосабливаться к новым реалиям жизни, многим стало не до чтения.
Я стала искать выход. Не хотелось верить, что книга больше никому не будет нужна. Мой проект создавался долго, и самым трудным было найти единомышленников и спонсоров. В 1993 году вышел первый номер литературно-художественного журнала “Аполлинарий”.
Шесть лет мы существовали без какой-либо финансовой поддержки, исключительно за счет энтузиастов и волонтеров (волонтеры и сейчас наши добрые помощники, без них вообще не возможна никакая альтруистическая деятельность). Проводили гуманитарный семинар “Филологические беседы”, издавали журнал. Помню, как однажды нелегально нас впустили в одну из типографий, чтобы мы за ночь успели сделать выпуск журнала “Аполлинарий”.
В Казахстане много чрезвычайно талантливых писателей, пришедших в литературу после 1991 года. Именно для них появилась идея создания профессионального семинара по писательскому мастерству. Я разработала авторскую программу такого семинара. Мастер-класса, который должен поднять уровень литературы, сделать ее конкурентоспособной на мировом художественном рынке. Тогда даже многие уважаемые мною филологи, литераторы не верили в эффект моего проекта, относились к нему скептически.
- И что же случилось шесть лет спустя?
- Мы сумели получить грант фонда “Хивос” и таким образом осуществить многие замыслы. Это и регулярный выпуск некоммерческого литературно-художественного издания “Аполлинарий”, в котором публикуются произведения современных казахстанских авторов и оригинальная графика казахстанских художников, и издание книжной серии “Мусагет”, и проведение семинаров, конференций, творческих вечеров и конкурсов, исследований культурной политики, а главное - поддержка писателей “новой волны” в Казахстане. С большой тщательностью выбирали педагогов. И с 1999 года три раза в год в “Мусагете” проходят литературные семинары по писательскому мастерству для слушателей, отобранных на конкурсной основе.
Один из семинаров - для писателей из регионов. Авторы высылают работы, и мы делаем отбор будущих слушателей. В течение двух недель они бесплатно живут в Алматы, занимаются на мастер-классе. Лучшие работы издаются. Некоторые упрекают нас в том, что мы проводим конкурс, не делаем занятия открытыми для всех, но я думаю, это верный путь - мы выбираем свою аудиторию.
И уже появились писатели, которые свою профессиональную жизнь и свою судьбу связывают прежде всего с литературой.
- А как в регионах узнают о существовании Вашего мастер-класса?
- Вот это проблематично. Некоторые СМИ нас поддерживают и печатают объявления бесплатно, но запустить ролик на телевидении немыслимо. Всем нужно платить. Таким образом, передаем “из уст в уста”, особенно надеемся на выпускников наших курсов - они могут рассказать о них своим землякам. И мы серьезно озабочены наступлением того времени, когда грант фонда “Хивос” закончится и наш фонд останется без поддержки. Потому что до сих пор в Казахстане, на процветание культуры которого мы работаем, наш фонд не находил финансовой поддержки.
- Стараетесь ли Вы как-то формировать мировоззрение авторов?
- Нет, наша основная цель - помочь талантливому писателю найти свой оригинальный путь, поддержать его в желании связать свою судьбу с художественным словом. А также помочь избавиться от провинциальности в литературе, которая выражается прежде всего в особенностях мышления. Помочь получить необходимые знания и навыки, овладеть мастерством.
- Как проходят Ваши семинары?
- Каждое семинарское занятие состоит из двух частей: теоретической и практической. В первой части мы знакомим слушателей с основами теории литературы, с жанрами, композицией, стилистикой и так далее. Важно отметить, что если на филфаке дают подобный материал с позиции ЧТО написано, то мы стараемся показать КАК это написано. Многие слушатели мастер-класса, сами филологи по образованию, отмечали этот необычный подход. Вторую часть, собственно писательское мастерство, я веду сама.
- Ведете ли Вы статистику, сколько человек у Вас уже отучилось?
- Конечно, ведем - более 140 человек. Среди них Марат Исенов (лауреат премии “Тарлан”), Илья Одегов (первая премия на конкурсе “Современный казахстанский роман”), Вадим Гордеев, Иван Глаголев (диплом 1-й степени “Русской премии”), Тути, Евгений Барабанщиков, Ербол Жумагулов, Айгерим Тажи (лауреат премий “Дебют”, “Ступени”, “За вклад в развитие русского языка”), Анна Рогожникова, Елена Тикунова (премия “Серебряное перо России”) и многие другие очень талантливые авторы. Более тринадцати выпускников мастер-класса стали лауреатами различных республиканских и международных литературных конкурсов и премий.
Тути (поэт, автор поэтического сборника “Край дождя”) о семинарах фонда “Мусагет”:
- Это великий творческий инкубатор. У писателя появляется возможность оказаться в среде людей, которые понимают и разделяют его интересы, у них с ним общие миссия и чаяния. Когда человек начинает заниматься творчеством, у него складывается впечатление, что это интересно только ему одному, а на этих семинарах к нему приходит осознание, что в мире есть та сфера, которой ты решил служить, и этому во многом способствуют прежде всего учителя.
Илья Одегов (писатель, автор книги “Звук, с которым встает солнце”):
- С тех пор как я побывал на этих семинарах, моя профессиональная литературная карьера и началась. Можно иметь внутреннее семя, которое хочется выплеснуть, но не иметь представления о форме, в которую все это облекается. Там помогают понять, чего вам не хватает, помогают найти в себе писателя.
Евгений Барабанщиков (поэт, автор поэтических сборников “Год единорога”, “Цена присутствия”):
- Когда писатель находится в замкнутом пространстве, наедине с книгами, ему труднее найти свою индивидуальность, нежели в коллективе. Семинары помогают выработать свой стиль.

вернуться назад перейти на главную обсудить в форуме

     О газете
     Контакты
     Подписка
     Письмо
     Поиск