2 марта 2007 №8 (456)
     Поехали

Алан Байтенов
Машины-невидимки

По оценкам специалистов, в 2005 году объем рынка автомобилей в Казахстане составил 1,3 миллиарда долларов США. В 2006 году этот показатель вырос до 2 миллиардов долларов. Рынок авто в нашей стране уже четвертый год сохраняет высокую динамику развития - порядка 50-60 процентов

Не имея собственных разработок в сфере автомобилестроения, Казахстану удается занимать не самое последнее место в СНГ по потреблению автомобилей как вторичного рынка, так и новых. Например, когда возникла ситуация с запретом “праворулек”, выяснилось, что на внутреннем японском рынке Казахстан занимает чуть ли не третье место по потреблению подержанных автомобилей.
Автомобиль уверенно приходит в наши семьи: даже к тем, кто раньше о таком приобретении только мечтал. Многие автолюбители теперь не представляют дальнейшей жизни без машины. По прогнозам департамента дорожной полиции МВД РК, к 2012 году количество автомобилей достигнет 4,5 миллиона единиц. Этому способствует активность многочисленных официальных дилеров. Остаются на плаву и “серые” дилеры, которых пока достаточно. Кредитная политика банков также делает автомобиль доступнее.

фото из архива “нп”
“Cерые” дилеры действуют на авторынке, а бюджет теряет средства

Куда уходят
средства?

Сегодня на казахстанском рынке работает порядка 11 компаний, официально представляющих 24 автомобильные марки. Два автодилера представляют российские марки. Это так называемые “белые” дилеры. Сколько же “серых”, естественно, не подсчитаешь, как и не подсчитаешь, какое количество налогов уходит мимо государственного бюджета. И если учитывать примерно 50-60-процентный рост автомобильного рынка Казахстана в период с 2002 по 2006 год, то вопрос “серых” достаточно серьезен.
По официальным данным, за последнюю пятилетку в Казахстан было ввезено порядка 900 тысяч автомобилей не из первых рук. Как оказалось, средняя таможенная стоимость такого автомобиля заявлялась в пределах 1600 долларов (при действительной - 6-9 тысяч долларов). Порядка 8 миллиардов долларов было вывезено за рубеж. Причем налогами, считают эксперты, было обложено не более двух миллиардов долларов, а львиная доля ушла не известно в чьи карманы. Это закономерно в условиях, когда развитие автомобильного рынка течет само по себе. Правительство только корректирует его русло законами и подзаконными актами, балансируя между доступностью авто, прибылью в бюджет и самое главное - востребованностью произведенных в Казахстане автомобилей.
Что же касается “белых” дилеров, большинству их предложения не по карману. До тех пор, пока благосостояние граждан не вырастет повсеместно, “серые” дилеры будут действовать, а бюджет - терять средства. Как прокомментировала ситуацию Юлия Тян, директор по маркетингу компании “Астана Моторс”: “Сегодня наша компания не покрывает сегмент “серых” дилеров, то есть автомобилей ценой от 6-8 тысяч долларов. Наша целевая аудитория - средний класс, то есть среднестатистический казахстанец с заработной платой 500-600 долларов”.
Звучит демократично, но, как выяснилось, в линейке представленных компанией марок в раздел “средних” попадает только одна машина стоимостью 12 000 долларов.

Ориентирование
на месте

Лишь одна сторона, чьи интересы не страдают и не зависят от колебаний авторынка, - это банки. Выдавая кредит в среднем на 5 лет, банки страхуют себя на этот период завышенными ставками по кредитам. В дальнем зарубежье средняя ставка по автокредиту не превышает 3-5 процентов. В Казахстане - 12-15 процентов, хотя невозврат таких кредитов не выше 5 процентов.
Учитывая, что это видоизмененный кредит под залог, ставки неоправданно завышены. Допустим, любой гражданин Германии может получить кредит завода-изготовителя на всю жизнь приобретаемого автомобиля. Естественно, что при таких сроках кредитования ежемесячные выплаты составляют мизерную, даже по нашим меркам, сумму.
В Японии подобная ситуация, где кредитные ставки невысоки и в паре с хорошо развитой программой trade in позволяют безболезненно заменить старое авто на новое. Юлия Тян говорит: “За рубежом немного другая ситуация, очень многие буквально живут в кредит, и это не только касается автомобилей и недвижимости. У нас же этот рынок только развивается, и если мы начинали с 16-18 процентов годовых, то сейчас это в среднем 12 процентов. Кстати, 16 процентов было еще сравнительно недавно, в 2005 году, но тенденция понижения кредитных ставок видна, тем более что конкуренция между автодилерами и банками становится все жестче”.
В принципе, 4 процента вниз по кредитным ставкам за два года - утешительная динамика, только не факт, что она будет наблюдаться и далее, и не замрет на какой-либо “мертвой точке” нерентабельности. Тогда в “зажиме” оказывается потребитель, и опять-таки необходимо участие государства и здоровой конкуренции между банками в этом вопросе. Хотя и автодилеры могут сказать свое веское слово в понижении кредитных ставок ввиду тесного сотрудничества с банками по автомобильному кредитованию.

Информационная
поддержка

Сегодня в стране 20 интернет-сайтов, 10 печатных изданий, 1 радиостанция - связанных хоть как-то с автомобильной тематикой. Что касается информационных ресурсов, работающих непосредственно с автопродажами, то это всего 2 сайта и печатных издания, которые, по сути, и делят это поле деятельности между собой. Остальные игроки либо слишком молоды, либо нестабильны.
Эти два гиганта ориентированы только на продажу автомобилей. Обслуживают они в основном вторичный рынок и удобны как для физического лица, так и для “серого” дилера. Изданий, которые бы отслеживали ситуации на автомобильном рынке и анализировали бы их, попросту нет. По словам автодилеров, это существенно осложняет принятие решений, связанных с планированием продаж и общим анализом информации по рынку и игрокам в целом.
Что касается продажи новых авто, это вотчина “белых” дилеров. Но работают они чаще всего, как ни парадоксально, с отвлеченными от автомобильной тематики информационными ресурсами. Основной козырь при выборе издания - “раскрученность” и целевая аудитория. Получается, что за многомиллионным рынком стоит достаточно скудная специализированная информационная поддержка.

Потуги
отечественного
автопрома

Один из возможных вариантов развития рынка - это сборка в Казахстане зарубежных марок. Сегодня мы собираем и привычные ВАЗовские “Нивы”, и пусть несколько устаревшие, но довольно ликвидные чешские автомобили Skoda. Кстати, любопытное наблюдение: сами устькаменогорцы предпочитают автомобили других марок, а продукция собственного автопрома встречается на востоке довольно редко.
“Нива” считается достаточно дорогой и чаще идет в другие города Казахстана, да и объемы производства не те. Что касается иномарки, то тоже заметно, что и ею Казахстан не завален. Тем не менее первый этап освоения автомобильной промышленности Казахстаном пройден. Появился некоторый опыт, что ценят иностранные партнеры. Уже поползли слухи, что очередь за “мерседесами”. Конечно, в этом вопросе просто необходимы участие и поддержка государства.
Начиная с 1992 года звучало много разговоров о размещении в Казахстане заводов по выпуску Daewoo, Volvo, Audi, FIAT, Honda, Chrysler, Kia. Но дальше разговоров не пошло. К нам пришли только “Нива” и Skoda, и то владельцы последней приняли решение с трудом, несколько раз его откладывая.

вернуться назад перейти на главную обсудить в форуме

     О газете
     Контакты
     Подписка
     Письмо
     Поиск