2 марта 2007 №8 (456)
     Смотри в оба

Айгерим Бейсенбаева
Как там по параграфу?

В преддверии Дня защитника Отечества в Казахстане состоялась долгожданная премьера российского фантастического боевика “Параграф 78”. О том, что премьера долгожданная, я узнала непосредственно в день показа. Оказывается, действительно ждали - первую рекламу фильма запустили еще летом 2006 года, и многим не терпелось взглянуть, чего же там наснимали российские режиссеры, ставшие в последнее время плодовитыми на разного рода боевики и триллеры

Фильм состоит из двух частей и создавался в течение нескольких лет. Вторую часть, кстати, обещают показать уже в марте, но скептики утверждают, что это произойдет, скорее всего, в конце года. Один месяц - это слишком мало для разжигания настоящего интереса ко второй части картины.
Бюджет фильма очень даже средний - 10 миллионов долларов. Для сравнения: на съемки “Волкодава” ушло в два раза больше, но при этом критики отзываются о нем не очень лестно. Кстати, декорации, созданные для съемок “Параграфа 78”, считаются самыми масштабными в российском кинематографе за последние двадцать лет.
Продюсером картины выступил Юсуф Бахшиев, получивший признание при съемках таких нашумевших фильмов, как “Жесть” и оба “Антикиллера”. Бахшиев, кстати, сыграл и одну из ролей в “Параграфе” - тихого доктора, который между тем разбирается в ситуации лучше других.
А вообще, состав актеров, конечно же, звездный. Причем кроме звезд кино - Гоши Куценко и Владимира Вдовиченкова, в картине была задействована звездочка российского R’n’B певица Анастасия Сланевская, она же Слава, сыгравшая главную женскую роль. Тут создателям фильма нужно отдать должное - певица, а теперь и актриса Слава, прославившаяся (извините за каламбур) не столько своими песнями, сколько богатыми формами и даже в свое время снявшаяся для российского “Плейбоя”, в фильме ни разу не показала свои прелести, хотя возможность была. Сценаристы не использовали беспроигрышный вариант, и это заслуживает уважения.

Кадры из фильма

В первые десять минут просмотра “Параграфа” всем в зале стало ясно, на какие деньги снималась картина. За первые полчаса фильма было отрекламировано более десяти наименований разных товаров, начиная с сотовых телефонов и заканчивая, конечно, водкой. Не то чтобы это сильно раздражало, но некоторые известные продукты то и дело норовили этикетками отвлечь все внимание зрителя и задерживались на экране так долго, что можно было спокойно прочитать не только название, но и состав, и срок годности.

Кадры из фильма

Что же у нас было в кадре? Недалекое будущее нашей соседки России. Приблизительно 2020 год. Главное действие происходит на старой исследовательской базе, построенной, как заметил один из героев, “еще при Путине”. Как водится во всех приличных боевиках, группу ну очень крутых ребят послали на неимоверно трудное задание государственной важности. Все они, конечно же, необычайно сильны, на редкость невозмутимы и крайне остроумны. Может даже сложиться впечатление, что попроще разговаривать они вообще не способны. Что ни реплика - то афоризм. И по недавно сложившейся в российском кино традиции все они носят меткие прозвища - оперативные псевдонимы: Гудвин, Скиф, Пай, Люба, Фестиваль и так далее.
Выполнение и без того трудного задания усложняется любовным треугольником, старыми обидами и нелегкими взаимоотношениями. И главная трудность, как выясняется позже, состоит в том, чтобы не только выполнить миссию, но и не поубивать друг друга в процессе выполнения.
Конечно, замысел фильма не отличается ни масштабностью, ни оригинальностью. Все сюжетные линии и образы уже где-то встречались. Особо ярких спецэффектов тоже нет. Ну и, само собой, дело не обошлось без типичных голливудских клише. Каждый из нас хотя бы раз в жизни видел в фильме такую сцену: главный герой, не желая следовать указаниям деспотичного начальства, срывает свой значок (жетон, погоны) и бросает его к ногам, а то и в лицо старшего по званию. И уходит из рядов чего угодно, хоть ВВС, хоть советской милиции, на вольные хлеба.
И, наверное, в каждом, без исключения, боевике наступает момент, когда герой попадает в смертельную ловушку и на спасение отводятся считанные минуты. Когда все уже смирились с гибелью несчастной жертвы, буквально в последнюю секунду приходит спасение. Эта ситуация из-за частоты использования не способна напугать даже пятилетнего ребенка.
Но если не обращать внимание на эти моменты, вызывающие эффект дежа-вю, то можно заметить, что достоинств у “Параграфа 78” тоже много. В первую очередь, восхищает качество фильма. Картина действительно снята на славу. Нельзя не отметить динамику стремительно разворачивающихся событий и некоторую даже напряженность сюжета. Новый российский боевик полон образных переходов из одной сцены в другую и очень остроумен, как уже было сказано. Причем если обычно юмор этаких крутых парней в боевиках раздражает, то в фильме “Параграф 78” он звучит как-то даже философски.
И, как обычно, все заканчивается на самом интересном месте. Зритель только начинает проявлять настоящий интерес к происходящему на экране и всего пару раз успевает вжаться в кресло от нескольких напряженных моментов, как неожиданно появляются титры. Это потом уже начинаешь понимать, что этот фильм - просто развернутое предисловие ко второй части. И даже сам параграф под номером 78 в первом фильме никак не упоминается. Но, с другой стороны, неожиданно обрывающийся сюжет принуждает с нетерпением ждать продолжения. Причем даже тех, кто не может назвать себя поклонником боевиков, и тем более российских.

вернуться назад перейти на главную обсудить в форуме

     О газете
     Контакты
     Подписка
     Письмо
     Поиск