9 марта 2007 №9 (457)
     Люди

Галина Галкина
Соловей

“Казахский соловей”, народная любимица, самая легендарная певица Казахстана - Куляш Байсеитова. Она прожила короткую жизнь, всего 45 лет, но сколько ярких творческих достижений вместил этот отрезок времени. В 2007 году исполняется 95 лет со дня рождения выдающейся певицы

Маленький гений
В свои 24 года она стала народной артисткой СССР - самой молодой в Советском Союзе! Высшее звание страны было присвоено ей в Москве в мае 1936 года на исторической Первой декаде казахского искусства - в числе первых в Советском Союзе “народных” вместе с Немировичем-Данченко, Качаловым и другими корифеями сцены. На сцене Большого театра певица исполнила пленительную арию Кыз Жибек “Гакку”. В правительственной ложе сидел Иосиф Сталин. Непревзойденная Кыз Жибек-Куляш покорила Москву в дни Декады казахского искусства. “Я не могла бы назвать певицу, с которой можно было бы ее сравнить, до такой степени индивидуален и своеобразен ее высокий, легкий и прозрачный голос... Серебристый тембр действительно напоминает пение птицы “, - писала В.Барсова, выдающаяся русская певица, народная артистка СССР, солистка Большого театра.

Во время вручения наград мастерам казахского искусства Куляш Байсеитова произносит пафосную речь, откорректированную идеологами-партийцами. Она говорит, что удостоилась высокой награды благодаря великой партии Ленина - Сталина, возродившей угнетенные народы. Куляш заверяет, что приложит все силы для развития народного казахского искусства и овладеет высокой техникой оперного мастерства. Но радость и благодарность певицы очень искренние.

В Москве с артистами К.Джандарбековым, А.Умбетбаевым и Ж.Омаровой у здания Большого театра, 1949 год

Куляш начинает работать в Казахском драматическом театре уже в 1929 году - семнадцатилетней девушкой. Тогда она пела еще в соответствии с национальными традициями женского пения - низким голосом. Но очень скоро стало очевидно, что истинная природа голоса Куляш - высокое колоратурное сопрано. Профессиональные вокалисты Д.Дианти, З.Писаренко и другие работали над постановкой голоса Куляш. Начиная со спектакля “Шуга” по пьесе Б.Майлина, Куляш поет высоким голосом. Она сознательно сохранила близость к народной манере пения - открытым звуком.
Впереди - блистательная карьера всеми признанной певицы. Биография Куляш Байсеитовой воссоздана досконально, ее творчество составляет часть национальной культуры казахского народа.

Досье НП

Байсеитова Куляш (Гульбахрам) Жасыновна - казахская певица (лирико-колоратурное сопрано), одна из основоположниц казахского оперного искусства, общественный деятель.
С 1934 года Куляш Байсеитова - солистка Казахского музыкального театра (ныне ГАТОБ имени Абая).
Она дважды лауреат Государственной премии СССР (1948, 1949 гг.), неоднократно избиралась депутатом Верховного Совета КазССР, была членом Комитета по присуждению госпремий, являлась организатором и бессменным руководителем Казахского театрального общества, участвовала в работе II Всемирного конгресса сторонников мира.

Поющий край
Местом рождения Куляш Байсеитовой считают бывшую столицу республики - Алма-Ату, именно этот город указан в ее официальной биографии. Но таково свойство незаурядной личности - порождать легенды: на самом деле певица родилась в Карагандинской области в небольшом ауле, расположенном вдоль речки Токырау.
В 2004 году на киностудии “Казахфильм” режиссер Мурат Мусин снял фильм “Аул Куляш”. Он отправился на родину “казахского соловья”, чтобы разгадать загадку волшебного голоса Куляш Байсеитовой - редкостного тембра колоратурного сопрано.
- Это фильм не столько о самой певице, я хотел через Куляш Байсеитову показать музыкальность казахского народа, в данном случае - одаренных сограждан Куляш на ее родине. Она родилась не в самом Актогае Карагандинской области (ранее - Джезказганская), где я снимал фильм, а в Актогайском районе. В Алма-Ату Куляш привезли в возрасте двенадцати лет, какое-то время она жила в интернате. В Актогае чтут ее, любят и очень уважают. Певица служит ярким примером для того, чтобы многие девушки этих мест уже нескольких поколений, пытаясь подражать ей, становились певицами. На настоящий момент у них имеется девять голосов-сопрано.
Но в актогайской степной манере исполнения народных песен есть какой-то особый способ петь через горло. Это горловое пение сродни песнопениям алтайских, тувинских кайчи - сказителей. Но в отличие от них у актогайцев очень высокое пение.
- Девять редчайших голосов в одном маленьком райцентре... Это похоже на чудо. Хотя хватило бы одной Куляш Байсеитовой. Удалось ли Вам найти разгадку уникальности голосов жителей Актогая?
- Музыковед, доктор наук искусствоведения, профессор Асия Ибадуллаевна Мухамбетова считает, что есть некий природный фактор: на формирование этих голосов с детства влияет состав воздуха и в большей степени воды, содержащей ионы меди. Поскольку расположены населенные пункты близ месторождения меди. Есть даже выражение “жес тандай” - “медное небо”. Обладатели “жес тандай” поют такими высокими голосами. Это гипотеза. В моей картине она не подтверждается. На этом я и не заостряю внимания, потому что мне была интересна традиционная основа развития народного пения в этом районном центре.
На мой взгляд, очень сильно влияет на становление этих голосов поддержание песенных традиций в этой аркинской - степной - манере исполнения народных песен. Там есть много не только женских, но и мужских голосов. Но в фильме я показал кроме поющих женщин одного юношу, у которого тоже очень высокий голос.
Актогай в фильме Мурата Мусина предстает воистину райским уголком, где люди пасут тучные стада, занимаются ремеслами, старики нежатся на солнце, молодежь учится и трудится. И многие из них поют необыкновенными голосами, от звучания которых замирает душа: в кадре Дарига Акатаева, Алтын Балтабаева, Кымкеш Жумадилова, Дана Макшонова, Бул-Бул Макшонова, Назерке Уалиева...
“Золотой голос” народа, “казахский соловей”, Куляш Байсеитова - одна из многих выходцев Актогая, уникального местечка, где доминируют голоса сопрано. Отсюда родом Гульдана Сапаргалиева, бывшая солитка ГАТОБ имени Абая: “В Актогае особенный воздух”. Ее землячка Рымкеш Жумагулова, заслуженная артистка РК: “Моя бабушка пела за работой. Прервется и заставляет нас продолжать, добиваясь, чтобы голос звучал правильно. Наш край богат, степь широкая, такая же душа у нашего народа”.
Руководитель народного ансамбля “Токырауын Толкыны” Дартай Садуакасов поддерживает традиции актогайского пения: “Сейчас вводится западно-европейский стиль исполнения, но мы не хотим следовать ему, чтобы народный дух не канул в Лету”.
За кадром фильма “Аул Куляш” остался ансамбль стариков “Ардагерлер”, в котором поют 60 человек. Их голоса с возрастом не потускнели.

Материалы и фотографии предоставила
Людмила Гусакова
вернуться назад перейти на главную обсудить в форуме

     О газете
     Контакты
     Подписка
     Письмо
     Поиск