16 марта 2007 №10 (458)
     Культура

Ольга Шишанова
Из страны цветущей сакуры

В Президентском центре культуры состоялся фестиваль культуры Страны восходящего солнца. Его организаторами выступили Посольство Японии в РК и Казахстанско-Японский центр развития человеческих ресурсов

В программу фестиваля были включены демонстрация икебаны, чайная церемония, приготовление японской еды (суши-роллы), изготовление оригами, демонстрация кимоно и вернисаж кукол Хина. Все эти волшебные действия сопровождались чарующими звуками национальной японской музыки и песнями на японском языке.
Праздник начался составлением икебаны - традиционного японского искусства аранжировки цветов. Своими корнями оно восходит к раннебуддийской традиции приношения цветов на алтарь божества, но уже начиная с XV века выделяется в особый вид искусства, образуя при этом множество направлений и школ. Идеал в букете икебаны видится в том, чтобы передать естественную природу растения. Сегодня в Японии существует порядка трех тысяч школ икебаны.
Большое впечатление на зрителей произвела и чайная церемония - ритуал приготовления зеленого чая в присутствии гостей. Оказывается, выбор чайной утвари и чайных принадлежностей определяется событием, в честь которого и проводится, собственно, сама церемония. Повод при этом может быть любой - оказание гостеприимства, приветствие, прощание, начало или завершение трудного и важного дела и даже просто любование цветами.
Чай готовится и подается в специально отведенной и спланированной для этого действа чайной комнате, так называемой “тящицу”. Любопытно, что помещение лишено при этом каких-либо интерьерных украшений, за исключением обязательного свитка на стене и букета цветов или икебаны.
Японская кухня, как известно, весьма отличается от любой другой кухни мира, и ее особенность - это тщательный подбор продуктов как с эстетической, так и с диетической точки зрения. Кроме того, ее выгодно выделяет оптимальное сочетание полезных и нужных для здорового питания веществ. Не зря во всем мире говорят, что японская еда - самая здоровая. А одной из составляющих ее является рис.
Культивирование риса в Японии началось примерно за 300 лет до н.э. Вплоть до начала ХХ века рис служил мерилом налогообложения и потому был предметом роскоши для большинства крестьян. Мясо и молоко в меню японца были допустимы примерно до конца VII века. Но с тех пор как буддизм занял господствующие позиции в стране (а случилось это в VIII веке), были введены жесткие религиозные и административные ограничения на употребление в пищу продуктов животного происхождения, особенно мяса.
Именно тогда на столах обеспеченных японцев появилось первое подобие суси (рисовых колобков с кусочком сырой рыбы или другими морепродуктами). Суси, которые мы знаем сегодня, делают в основном из свежей рыбы. При этом вареный рис приправляется уксусом, солью и сахаром, а затем сервируется несколькими способами. Нынче же посетители смогли не только увидеть, как приготовить маки-дзуси (суси-роллы) из ингредиентов, доступных в Казахстане, но и оценить их неповторимый вкус.
Что же касается изготовления оригами, то это своеобразное искусство складывания фигурок из квадратного листа бумаги, которые часто отличаются не только большой выразительностью, но и сложностью.
Международную известность оригами принесла фигурка бумажного журавлика, издавна считавшегося символом надежды, а сейчас еще и ставшего символом избавления от атомной угрозы. Присутствующие на фестивале зрители смогли полюбоваться множеством самых разнообразных фигурок - бабочки, птицы, повозки, декоративные коробочки.
На нынешней выставке были представлены куклы, изображающие персонажей императорского двора эпохи Хэйан. На самом верху на фоне ширмы были представлены куклы, изображающие императора и императрицу в церемониальных костюмах - дайрибина, что символизирует супружеское счастье, поэтому их часто дарят молодоженам.
На второй ступеньке разместились три придворные дамы, ниже - два министра, музыканты, слуги, а также различные предметы из дворцового обихода - паланкины, повозки, мебель, лаковая посуда, шкатулки и другие вещи. По краям же стенда расположились два искусственных деревца в ограде - слива и персик - как символы здоровья и долголетия из удивительного мира страны цветущей сакуры.

Мастер японской гравюры
В Президентском центре культуры в Астане состоялось открытие выставки “Сяраку в интерпретации современных художников Японии”, приуроченной к 15-летию установления дипломатических отношений между Казахстаном и Японией.
Как известно, великий художник Сяраку являлся изумительным мастером гравюры укие-э. Укие-э, в свою очередь, это своеобразное направление в изобразительном искусстве Японии, уникальные картины, описывающие повседневную жизнь городского сословия периода Эдо, история которого ведет свое летоисчисление с 1590 года.
Личность самого художника Тосюсая Сяраку овеяна ореолом загадок. К примеру, неизвестно, откуда он родом и как он создавал свои произведения. Известно лишь то, что жил он в Эдо, нынешнем Токио, и оставил свои работы потомкам, созданные в период с мая 1794 по февраль 1795 года. Порядка 140 гравюр было им создано всего за 10 месяцев. При этом основными персонажами его работ были актеры японского театра Кабуки, и все его работы неизменно отмечены высоким мастерством - острая характерность, граничащая с гротеском, сознательное искажение пропорций фигур, жестов, черт лица придают персонажам на изображениях необычайную выразительность.
Но, к сожалению, популярность художника была недолгой, и то, как он “исчез”, тоже осталось загадкой.
Шло время. Сяраку признали великим художником укие-э, а его мастерство стало упоминаться наравне с Рембрандтом и Веласкесом.
В начале XX века немецкий искусствовед Юлиус Курт выпустил о нем книгу, которая послужила началом “бума Сяраку” за пределами Японии, а потом послужила толчком к переоценке творчества Сяраку внутри самой Японии.
Сегодня работы Тосюсая Сяраку хранятся в Британском музее, галерее Чикаго, галерее “Метрополитен”. А на родине, в Японии, осталось всего 27 работ - с изображением актеров театра Кабуки, хранящихся в Токийском государственном музее и имеющих статус “важного культурного достояния”.

Астана
вернуться назад перейти на главную обсудить в форуме

     О газете
     Контакты
     Подписка
     Письмо
     Поиск