16 марта 2007 №10 (458)
     Право

Алла Иванилова
Физика и этика

В последнее время в обществе, в прессе, да и в “разговорах на кухне” все чаще поднимается тема многоженства в Казахстане. Может, чья-то невидимая рука пытается таким образом прощупать реакцию людей?

Напомним, что в свое время этот вопрос уже обсуждался даже в стенах парламента. Первым инициировавшим его был мажилисмен Валерьян Землянов. Аргументы, которые он приводил, казались вполне весомыми. Народный избранник тогда уверял своих коллег, что при полигамных браках никогда не будет брошенных детей-сирот, покинутых стариков-родителей и одиноких женщин. Однако депутаты посмеялись над предложением Валерьяна Землянова и все свели к шутке.
Следующий, кто на законодательном уровне поднял этот вопрос, был мажилисмен Амангельды Айталы. Предложение о многоженстве он внес в проект закона “О браке и семье”. Руководствовался депутат прежде всего демографической ситуацией. Таким образом он надеялся решить проблему рождаемости в стране, а также помочь оралманам, неоднократно обращающимся к нему в письмах. Бывшие соотечественники, переселяясь в нашу страну из государств, где разрешено иметь несколько жен, сталкиваются с рядом проблем.
В нынешних условиях их полигамные семьи остаются вне закона, поскольку статус многочисленных жен не определен. Но не только об оралманах заботился народный избранник, поднимая эту тему, но и о девушках. А именно о более чем 100 тысячах старых дев, “которые хотят стать вторыми женами, потому что желают завести ребенка, а у ребенка должен быть отец”.
Депутат утверждал, что отсутствие закона о многоженстве порождает детей-сирот. Логика законодателя была проста: с первой супругой мужчина, как правило, сколачивает состояние и делает карьеру, а в 30-35 лет женщина уже не может родить, зато кругом полно потенциальных незамужних матерей. Чтобы хоть как-то убедить своих коллег, народный избранник тогда заметил, что вопрос полигамных браков ставится уже и в Европе.
Предложение парламентария поддержали члены общественного объединения женщин-мусульманок “Айша”. Согласилась с этим и президент Лиги мусульманских женщин Казахстана Амину-апай Абдукарим-кызы (которая, кстати, первая на незаконодательном уровне выдвинула идею о многоженстве). Она высказывалась, что это не только изменит демографическую ситуацию в стране, уменьшив число незаконнорожденных и абортов, но и послужит профилактикой прелюбодейства, что позитивно скажется на моральном облике сильной половины населения Казахстана.

В хорошее авто можно и четырех невест усадить

Однако Амангельды Айталы, как и его предшественник мажилисмен Валерьян Землянов, не смог убедить своих коллег. Законотворцы пришли к выводу, что общественность страны к этому еще не готова ни морально, ни материально.
Нельзя сказать, что и сегодня общество готово к введению института полигамных браков. “Двое из пяти жителей Казахстана считают идею возрождения многоженства весьма привлекательной”, - такие оценки можно встретить в некоторых источниках. Как показывают различные социологические опросы, большинство мужчин считают нормой иметь одну благоверную. Вместе с тем они полагают, что число жен в доме должно определяться финансовой состоятельностью супруга.
Что касается женщин, то их большинство желают быть единственными у своих мужей. Однако не так низок процент тех, которые готовы мирно уживаться с другими супругами главы семьи, но с условием отдельных апартаментов, полного материального и прочего обеспечения. Ратуют за это в основном женщины “бальзаковского возраста”.
Остальные же представительницы прекрасной половины видят в многоженстве дискриминацию по половому признаку и говорят: почему бы в таком случае не ввести институт многомужества? Однако тут с ними спорят ученые, что, мол, принятие такого закона может породить генетический хаос: ребенок не будет знать, кто именно его отец. При многоженстве же эти вопросы исчезают сами по себе.

Справка “НП”

Согласно исламским канонам, правоверный мусульманин имеет законное право иметь до четырех жен одновременно, но только в том случае, если он в состоянии выполнить все необходимые для этого условия. Прежде всего каждой замужней женщине необходимо предоставить отдельное помещение: дом, квартиру или отдельную комнату со всей необходимой обстановкой и хозяйственной утварью. Имеющий более одной жены обязан обеспечивать всех в одинаковой степени, не делая между ними никакого различия. Кроме того, верующий должен содержать всех своих детей от законных жен, а также всемерно поддерживать между своими женщинами мир и согласие (самое, заметим, сложное, если вообще выполнимое условие).

Но хотя на официальном уровне не поддерживают эту идею (глава Нацкомиссии по делам семьи и женщин Айткуль Самакова в свое время отрицательно высказывалась по поводу полигамных браков), зарегистрировать брак с двумя и более женщинами в Казахстане вполне возможно. Из Уголовного кодекса убрали статью, наказывающую за многоженство, предусматривающую лишение свободы до двух лет либо исправительные работы на срок до одного года. В казахстанских паспортах и удостоверениях личности, в отличие от документов советского образца, отсутствует графа “семейное положение”. Штампы о семейном положении используются теперь, главным образом, для выезда за рубеж. Этими пробелами активно пользуются существующие в Казахстане многоженцы. А то, что они сегодня есть в стране, ни для кого не секрет.
В столичные загсы временами обращаются мужчины, желающие оформить отношения с новой женой, не отказываясь от первой. Им, естественно, отказывают. Но есть и такие, которые скрывают, что состоят в браке. Обман, бывает, остается незамеченным. Поскольку сегодня для подачи заявления в ЗАГС необходимо предоставить удостоверения личности, книгу учета жильцов и уплатить госпошлину. Проверить, женат человек или нет, сотрудники ЗАГСа не всегда могут. Электронная база только создается, и вся информация на бумаге.
Но не обязательно обманывать ЗАГС, можно жить и без регистрации, при этом не расторгая брак с первой женой. Что сегодня многие успешно и делают на радость депутатам, пытавшимся законодательно закрепить полигамные браки в стране. Как поется в песенке, “сколько жен в самый раз”, каждый определяет сейчас по складу своего характера и мере возможностей. Однако даже если в нашей республике узаконили бы многоженство, навряд ли таких браков было бы много. Как показывает статистика, в тех странах, где это разрешено, законным правом воспользовались всего лишь 1,5-2 процента мужчин.

Астана
вернуться назад перейти на главную обсудить в форуме

     О газете
     Контакты
     Подписка
     Письмо
     Поиск