16 марта 2007 №10 (458)
     Сказка странствий

Константин Маскаев
За ветер денег не берут

Как мы уже сообщали, мореплаватель Леонид Иванов продолжает свое кругосветное путешествие на самодельной яхте “Бэби”. Ему удалось дозвониться с Фиджи. Но успел он сказать только то, что вновь закончились деньги. И снова - тишина. Но главное, что мы знаем, - он на свободе, на плаву и продолжает кругосветное путешествие, несмотря на многие препятствия, которые встречаются на этом непростом пути

Он обязательно вернется и расскажет о том, что ему удалось пережить. А пока мы можем судить о его плавании из редких писем, донесенных до Большой земли электронкой, да еще из рассказов его коллег-мореходов, с которыми на короткое время пересеклись пути среди волн и ветра. Мы писали об этой замечательной встрече с семейным экипажем россиян Анны и Андрея Фоминцевых из Санкт-Петербурга, которые совершают длительную кругосветку на яхте “Благовест”, начавшуюся еще в 2002 году. Из этих обрывочных сведений можно хотя бы примерно соткать представление о плаваниях за семью морями. А еще в них есть сведения о Леониде!
Вот что пишет капитан “Благовеста”.
Утром 28 сентября в порту Вануаты приехали два добродушных красавца-инспектора, предъявив список того, чего нельзя ввозить из овощей и фруктов. Три длинных колонки названий. Ввозить нельзя ничего! У нас на палубе лежали две связки платанов и папайи с Фиджи. А в запасниках томились огурцы, капуста и картофель с луком. Подробнее изучив список, я обнаружил там отсутствие некоторых основных наименований. Один из парней удивленно взглянул в бумажонку, очень быстро нашелся: все рано ввозить нельзя, просто забыли указать. Против власти не попрешь. А ведь отбирают наши кровные последние запасы! Все можете купить у нас на рынке, успокоили они. И попробуй объясни, что купили все это на последние деньги в надежде на дальнюю дорогу аж до Сингапура.
Содрав еще тридцать долларов за этот официальный грабеж, стражи местных огородов побросали нашу провизию в мешки и отправились на абордаж соседней яхты.
Город не произвел на нас особого впечатления: дома и магазины. А произвела на нас сильнейшее впечатление встреча с нашим коллегой, кругосветником из Казахстана Леонидом Ивановым!
Мы услышали о нем на Галапагосских островах. Потом читали на форуме журнала “Катера и яхты” о его заходе на Западное Самоа. И вот, наконец, в яхт-клубе нам говорят, что он здесь! Мы знали, что яхта называется “Бэби”, и только.
Примерно в том месте, где нам указали, покачивалась на волнах небольшая, но вполне обустроенная яхта, с панелями солнечных батарей и ветрогенератором. Прибедняется, подумали мы: пишут, что самоделка и средств нет, а на такой-то, что не плавать?! По мере приближения стало понятно, что эта яхта не нашего казахстанского коллеги. Где же тогда Леонид?
А это что за малютка невзрачная? Господи! Так вот же написано на потертом ветрами борту - “Бэби”! Сразу стало понятно, что на таком суденышке через два океана мог дойти только настоящий герой. А вот он и сам появляется из люка - невысокий, улыбающийся и скромный. Мы очень тепло поздоровались, как старые знакомые.
- А ведь я вас еще в Панаме видел, пытался с берега до вас докричаться, когда вы на якоре стояли, даже тельняшку одел, чтоб узнали русского моряка, но, видно, тогда не судьба была, - начал разговор Леонид.
- А мы за вами аж с Галапагосов по следу идем, верили, что обязательно встретим.
На нашем корабле провели с Леонидом прекрасный теплый дружеский вечер. Приготовили общероссийский салат “Оливье”, подняли бокалы за встречу, и потекли рекой истории и байки. Уже поздно вечером, когда отвезли Леонида на его крошку, долго не могли уснуть, размышляя о том, как велик и в то же время мал наш зелено-голубой земной шарик и как крутится он в безбрежном и холодно-звездном космосе благодаря бескорыстному теплу, которое связывает человеческие сердца.

Приключения
Леонида

Капитан Леонид Иванов: “Тот, кто с морем связан, обязательно хороший человек”.
Мы сидели в нашей кают-компании и слушали истории плавания Леонида Иванова из казахстанского города Актау.
Его “Бэби” сделана из фанеры и оклеена стеклотканью с эпоксидкой. По днищу проложен пенопласт - даже заполненная водой яхта не тонет. Длина - семь метров, ширина - два, весит всего полторы тонны. Высота борта совсем небольшая, и потому “Бэби” выглядит очень не по-океански. Но, по словам Леонида, она замечательный ходок. Еще дома он пересекал на ней Каспий и ходил из Актау в Махачкалу в гости к Евгению Гвоздеву, известному кругосветчику, который и вдохновил Леонида на теперешний подвиг.
Автопилота на “Бэби” нет, однако яхта так хорошо сбалансирована, что простая система из двух резинок, прикрепленных к рулю, позволяет задавать любой курс, за исключением попутного, и спокойно ложиться спать, будучи уверенным, что направление будет выдержано верно. Однако Леонид, как Штирлиц, привык по минутам просыпаться каждый час и, быстро оценив ситуацию, осмотрев горизонт, продолжать прерванное сновидение. На яхте есть мотор, небольшой дизелек от генератора с воздушным охлаждением, который позволяет двигаться со скоростью три узла. Этой скорости было явно недостаточно для прохода по Панамскому каналу (там наименьшая скорость должна быть пять узлов), и потому Леониду пришлось договориться с местными парнями, и они примерно за те же деньги перевезли его кроху на грузовике.
Он пробовал стартовать в кругосветку несколько раз, но каждый раз что-то случалось. Один раз он стал на ночевку на Волге за пределами фарватера, а в это время буксир, толкающий баржу, решил срезать угол и зацепил краем стоящую на якоре яхточку. Леонид тогда чудом не погиб. Его долго кувыркало перед носом баржи, пробило огромную дыру, и все было заполнено водой. В кромешной темноте и кипящем аде из обломков и воды было невозможно ничего сделать. И Леонид уже приготовился умирать. Он просто расслабился и отдался на волю Бога. На барже заметили неладное и сбросили ход. Полуживого выловили и, отбуксировав затопленную яхту за пятьдесят километров до ближайшего порта, оставили чиниться: без денег, вещей и еды. Но всюду - и у нас в России, и за рубежом - Леонида окружала доброта людей, неизменно протягивающих руку помощи в минуту невзгод.
Когда Леонид сел на мель и не мог стащить яхту на глубокую воду, он выбрался на берег и пошел искать буксир. Капитан одного буксира, оценив положение, покачал головой: “Слишком мелко, не сможет буксир подойти. Однако поможем обязательно!” Собрав всю команду, они отправились на берег к яхте. “Что они собираются делать?” - ломал голову Леонид. Капитан выстроил команду и скомандовал: “А ну, ребятки, раздевайтесь! Поможем нашему казахстанскому другу сами, раз наш буксир не смог”. Все бросились в ледяную воду, и в три минуты “Бэби” была на глубокой воде.
- Те, кто с морем связан, обязательно хороший человек, - повторял Леонид. - Это я уже давно заметил!
В 2004 году Леонид стартовал из Ростова и взял курс на Средиземное море. Надо сказать, что никаких виз у Леонида не было. Деньги - его пенсионные сбережения и помощь друзей, коллег по яхт-клубу, тех, кто смог поднять свой бизнес.
Вплоть до Барбадоса Леонид нигде не регистрировался и не оформлялся. У него нет лодочки. И чтобы выйти на берег с якорной стоянки, он вынужден плыть или просить соседей подбросить до берега. На Барбадосе его, плывущим на “Бэби”, обнаружил катер береговой охраны. Стражи границ буквально принудили его пойти и оформиться в таможне, заплатив таможенный сбор (виза на Барбадос не нужна). До этого во всех маринах стран Средиземного моря и на Канарах никто из властей не обращал на “Бэби” никакого внимания. Максимум, просили зарегистрироваться в яхт-клубе.
Переплыв океан и добравшись до Панамы, Леонид чуть не стал жертвой ограбления местной шпаны. В Колоне, где яхт-клуб соседствует с кварталами местной бедноты, Леонид возвращался на яхту. Вдруг сзади его кто-то хватает за горло, а другой лезет в карманы. А в это время Леонид сжимал в одном из карманов паспорт с только что полученными последними деньгами от друзей. “В этом была вся моя жизнь. Пусть лучше убьют, но руку с паспортом и деньгами я им не отдам!” - рассказывал он нам. Нападавшие изодрали в клочья штаны и серьезно помяли мореплавателя, но руку он так и не разжал. Вскоре подоспела охрана и бандиты дали деру.
Видел Леонид спящих китов. “Такие гиганты. Могли мою “Бэби” в щепки одним прикосновением размолоть. Так я дизелек завел и быстрее деру оттуда!”
После Панамы Леонид побывал на Галапагосских островах, зашел на Маркизы и Западное Самоа. Хотел потом посетить Фиджи, но на подходе порывом ветра в море унесло карту, и потому он направился на следующий архипелаг - Вануату, где мы и встретились.
Относительно карт. Их Леонид имеет далеко не на весь маршрут. Но местные яхтсмены очень щедро делятся с ним, бескорыстно помогая такими жизненно важными вещами. Мы несколько часов провели с ним у компьютера, по кусочкам распечатывая электронные карты самых опасных и сложных в навигационном отношении мест. Теперь мы можем быть спокойны за Леонида - вплоть до Средиземки он имеет развернутую навигационную информацию.
Мы немного погостили на “Бэби”. Глядя на эту простую лодочку, еще раз вспомнили истории о тех, кто если хочет, то путешествует в океане на том, что есть, а кто не хочет, тот годами и десятилетиями готовится к чему-то, шлифуя в уютной гавани до зеркального блеска многочисленные детали.
Внутри в маленькой каютке минимальный комфорт для морского пилигрима. Подвесная плитка с котелком, спальное место, полки с припасами и большая икона. На такой малютке только с Божьей помощью, ну и сам, конечно, не плошай!
Леонид любит море. “Такая суета на берегу, - говорит он, - а выйдешь в океан - совсем другая жизнь, спокойная и величественная. Хотя я по дому очень соскучился. По друзьям, по родному клубу, просто по нашей картошке с черным хлебом и маслом. Приеду - наверну!”
И мы с ним полностью и во всем согласились. Наш человек!

вернуться назад перейти на главную обсудить в форуме

     О газете
     Контакты
     Подписка
     Письмо
     Поиск