20 июля 2007 №28 (476)
     Люди

Галия Бекмуратова
Магистраль Турара

В 1927 году началось строительство Туркестано-Сибирской магистрали, которая должна была не только соединить Сибирь, Среднюю Азию и юг Казахстана между собой, но и способствовать экономическому развитию прилегающих к ней районов. Заместителю предсовнаркома РСФСР Турару Рыскулову, как знатоку Средней Азии, Казахстана и Сибири, поручается возглавить Комитет содействия постройке Туркестано-Сибирской железной дороги при Совнаркоме Российской Федерации. Турксиб наряду с не менее легендарным Днепрогэсом становится крупнейшей стройкой Советского Союза

По этой дороге предполагалось обеспечить сибирским хлебом Среднюю Азию и юг Казахстана, чтобы высвободить для хлопководства посевные площади, занятые под зерновые культуры. Начальные участки этой магистрали строились еще до 1917 года. К 1927 году Семиреченская железная дорога была доведена до станции Луговая, этот промежуток магистрали до Семипалатинска в 1400 километров и стал легендарной стройкой первой советской пятилетки.
Назначение Турара Рыскулова председателем Комитета содействия постройке Турксиба было не случайным. Он с самого начала дискуссии по строительству железной дороги, связующей Казахстан и Среднюю Азию с Сибирью, был ее активным участником, неоднократно выступал на страницах общесоюзной периодической печати.
Само Постановление СНК РСФСР “По вопросу о постройке Семиреченской ж.д.” от 2 марта 1927 года было подготовлено специальной Комиссией под председательством Турара Рыскулова, созданной 4 февраля 1927 года правительством России.
Первоначально в состав Комитета содействия при СНК РСФСР входило всего 18 человек, но вскоре число его членов превысило 50 человек. Работой комитета между его пленарными заседаниями руководил президиум во главе с Тураром Рыскуловым. В него от Казахстана входил Н.Н.Нурмаков - предсовнаркома КазАССР.

Досье “НП”

Турар Рыскулов родился 26 декабря 1894 года в Восточно-Талгарской волости Джетысуйской области в урочище Бесагаш (ныне - Талгарский район Алматинской области). В 1907-1910 годах он учился в Меркенской русско-киргизской школе-интернате, затем поступил в Пишпекскую сельскохозяйственную школу и окончил ее в 1914 году. В 1916 году участвовал в национально-освободительном восстании народов Казахстана и Туркестана.
В 1917 году создал Революционный союз Киргизской (казахской) молодежи в Мерке. В сентябре этого года вступает в ряды РСДРП. С апреля 1917 по 16 мая 1918 года работает заместителем председателя Аулие-Атинского исполкома совета. А в октябре назначается комиссаром комиссариата здравоохранения Туркестанской республики. В ноябре 1918 года стал председателем чрезвычайной центральной комиссии по борьбе с голодом в Туркестанской республике.
Благодаря организаторским способностям и усилиям Т.Рыскулова около 1,2 миллиона населения Туркестанской республики удалось спасти от голодного катастрофического вымирания. С марта 1919 года он состоял в должности председателя Мусульманского бюро коммунистической партии Туркестана. В сентябре стал первым заместителем председателя ТурЦИКа. С января 1920 года являлся председателем Центрального исполкома Туркестанской республики. В августе стал вторым заместителем Наркома по делам национальностей РСФСР. В сентябре 1920 года участвует в работе I съезда народов Востока (г. Баку). На съезде избирается в Совет действия и пропаганды на Востоке постоянно действующего исполнительного органа, работавшего под руководством Коминтерна.
Он выдвигал идею об объединении прогрессивных сил Востока и Запада, что представляется созвучным ныне существующему Евразийскому союзу. С декабря 1920 по декабрь 1921 года работал полномочным представителем Наркома РСФСР в Азербайджане. В 1924-1925 годах работал полномочным представителем Коминтерна в Монголии.
В апреле 1925 года вернулся на родину и был редактором газеты “Енбекшi ћазаћ” (ныне - “Егемен ћазаћстан”). С мая 1926 по май 1937 года работал в должности заместителя председателя Совнаркома РСФСР. Арестован в начале мая (или июня) 1937 года в Москве. Обвинен в буржуазном национализме и пантюркизме в руководстве якобы созданным в 1934 году “Всесоюзном объединенном центре” (членами центра назывались также С.Д. Асфендиаров, Г.С.Губайдуллин, А. Тахо-Годи, Б.В. Чобан-Заде). Расстрелян 10 февраля 1938 года.

В состав комитета кроме представителей наркоматов, республик и регионов входили ученые и специалисты. При Комитете содействия были созданы секции: сельскохозяйственная, промышленная, путей сообщения, ирригационная.
При формировании состава комитета Турар Рыскулов особое внимание уделял привлечению к его работе профессионалов. В этом отношении особо характерен вопрос о Мухаметжане Тынышпаеве - выпускнике Петербургского института инженеров путей сообщения, строившем Семиреченскую железную дорогу еще до 1917 года, бывшем комиссаре Временного правительства по Семиреченской области и руководителе правительства Кокандской автономии.
18 декабря 1926 года Турар Рыскулов телеграфирует в Кзыл-Орду: “СНК Нурмакову копия крайком Голощекину тчк Инженера Тынышпаева как спеца знатока предполагается дополнительно ввести состав Комитета содействия и стройкома НКПС тчк Сообщите Ваше мнение”. На это Голощекин отвечает телеграммой в Москву, НКПС: “Введение Тынышпаева возражаем”.
Тем не менее Турар Рыскулов в январе 1927 года телеграфирует в Алма-Ату, губисполком, М.Тынышпаеву: “Вас вводим состав Комитета СНК и стройком НКПС сооружению Семирекдороги тчк Необходимо предварительно проработать Москве тчк. Если согласны зпт сообщите зпт когда можете выехать тчк Нурмаковым согласован”. И в действительности М.Тынышпаев, как специалист, сделал многое для успешного сооружения Турксиба.

Открытие железнодорожного движения через мост на участке Семипалатинска, 1929 год

Наиболее яркими результатами деятельности Комитета содействия, в особенности его председателя Т.Рыскулова и профессионала М.Тынышпаева, явились всестороннее изучение прилегающих к магистрали районов в целях определения основных направлений их социально-экономического развития, выбор наиболее выгодных направлений трассы на южном и северном участках дороги, определение форм и путей формирования национальных кадров рабочих на магистрали через широкое их привлечение на стройку и ограничение ввоза рабочей силы извне, выбор места для железнодорожной станции Алматы I и так далее.
Турар Рыскулов особое внимание уделял обеспечению строительства магистрали рабочей силой из местных трудовых ресурсов, привлечению казахов в ряды строительных и железнодорожных рабочих, подготовке их через различные формы обучения. По его предложению были введены ограничения на ввоз рабочей силы извне Казахстана, предусматривался ввоз квалифицированных рабочих только в заранее установленных нормах.

Казахи-строители Турксиба на смычке северной и южной групп, 1930 год

Турксиб превратился в крупную кузницу национальных кадров формировавшегося рабочего класса Казахстана, в особенности строителей и железнодорожников. На 1 октября 1934 года численность железнодорожников Казахстана достигла более 56,6 тысячи человек, из которых около половины было сосредоточено на новой Туркестано-Сибирской магистрали. В республике насчитывалось более 18 тысяч казахов-железнодорожников, из которых 9,8 тысячи работали на Турксибе. Из их рядов вышли крупные руководители и знатные железнодорожники: Д.Ж.Омаров, М.Т.Казыбеков, М.Каптагаев, Б.Аспаев, О.Байтулаков и другие.
Однако никакие заслуги Турара Рыскулова не защитили его от участи многих: советская власть, как Кронос, пожирающий своих детей, расправилась и с ним.
С наступлением нового тысячелетия развитие Турксиба не прекратилось: 18 июня 2001 года сдана в постоянную эксплуатацию ветка Аксу - Конечная (“казахстанский Турксиб”).

Фотографии Центрального государственного архива кинофотодокументов и звукозаписей РК

вернуться назад перейти на главную обсудить в форуме

     О газете
     Контакты
     Подписка
     Письмо
     Поиск