20 июля 2007 №28 (476)
     Мода

Светлана Лихт, специально для “НП”
Вне времени, вне рамок, вне канонов

Если вы думаете, что, гуляя по вечернему Берлину, Гамбургу или Мюнхену, вы увидите женщин или мужчин, одетых от Кардена или Версаче, то глубоко в этом заблуждаетесь. Недаром говорят, что туристов из Германии во всем мире отличают по сандалиям, надетым на белые носки. И если вы увидите женщину, на которой надеты сатиновая блузка зеленого цвета, шелковая юбка красного цвета и джинсы черного - это значит, что вы в Германии. И если перед ЗАГСом новобрачная будет не в пенно-кружевном наряде, а в белых брюках непонятного покроя и самом обычном жакете кремового цвета, это значит, что вы - в Германии.
Восемь лет назад, в первые дни после своего приезда в ФРГ, увидев нечто подобное, я стояла с разинутым ртом. Мой знакомый тогда хмыкнул: “Костюмчик, кстати, на невесте от Лагерфельда. В каталоге можно заказать. По доступной цене. И качество - не сносить! Когда ты перестанешь удивляться немецкой моде, значит, ты - дома...”

Я люблю наблюдать за немецкими женщинами. Точнее, за женщинами, живущими в Германии. Еще точнее - не за женщинами, как таковыми, а за тем, как они одеты. Нет, это не то, о чем вы подумали. Моя ориентация традиционна. Но все равно люблю наблюдать за женщинами.
Так вот. О наболевшем. Об одежде. Помнится, когда мы только приехали, меня поразила серость. Не неопрятность или неряшливость, а именно серость. Был декабрь, погода в Германии не располагала к тропическому настроению, и на улицах превалировали бурый, серый, хаки.
Изредка, как лучик света в темном царстве, через эту мглу пробивался светло-бежевый или светло-каштановый, или лиловый. Под хлещущим дождем по улицам бродили аккуратно одетые, умытые и причесанные, благоухающие не самым дешевым парфюмом люди цвета грусти. Странно, подумала я тогда. У них же здесь все есть. Вон в магазинах сколько всего висит. Может, это просто межсезонье?
Потом наступило лето. В магазинах появились разноцветные маечки, шуршащие сарафаны, пикантные блузки с открытыми плечами гавайских расцветок. А по улицам по-прежнему бродили демисезонные люди. Периодически в толпе мелькали девочки в ярких нарядах явно неарийского происхождения. Еще дамы в платках разных цветов кожи (и платков), но они не в счет, ибо сие есть соблюдение религиозных норм. Да туристы радовали глаз более-менее жизнеутверждающим внешним видом. В остальном - хаки и болотный, темно-бордовый и цвет не мокрого, а очень мокрого, насквозь промокшего асфальта.
Дело было даже не только в цветах. Тогда меня невероятно поразила страсть живущих в Германии женщин к полнейшему нивилированию своей женственности. Чем мешковатей, тем лучше. Штаны должны обязательно висеть на попе таким образом, чтобы только искушенный или очень уж заинтересованный и изголодавшийся мужской взгляд мог определить форму того, что под этими штанами скрывается.

А так в Германии не одеваются

На вопрос, который задала одна из немецких газет своим читателям: зачем человеку одежда, 62 процента немецких мужчин и 57 процентов женщин ответили: чтобы выполнить свою задачу, прикрыть от холода части тела, а вовсе не для того, чтобы приблизиться к понятиям о прекрасном. На втором месте после удобства и целесообразности одежды немцы назвали свободу. Чтобы ни в коем случае нигде не жало и не терло! Ну и только затем критерии по убывающей: одежду выбирают спортивную, неустаревшую, неброскую.
К элегантности стремится только каждый десятый мужчина и 17 процентов женщин. За новинками моды следит только 4 процента мужчин. А привлечь к себе внимание хотят меньше, чем 4 процента женщин. Отсюда и картина, которую видят туристы, приезжающие из стран СНГ в Германию. Кроссовки, потертые или рваные джинсы и майки с начесом.
Немцы стараются носить такую одежду, которую не нужно гладить. Строгий деловой костюм или модельные туфли носят женщины только в крупных, солидных учреждениях. Нередко можно увидеть располневших, потерявших форму женщин в футболках и леггинсах! Это, конечно, со стороны не только ужасно, но и смешно... Но вы бы их видели! Как они идут! Как несут себя. Им наплевать, что думают про них окружающие, и думают ли вообще. У каждой такой “красавицы” непременно есть супруг или спутник жизни. Причем, как правило, мужчина - хоть куда...
В Германии никто на твой внешний вид внимания не обращает. Женщины практически не пользуются косметикой, “раскрашиваются” только на карнавал. Приехав однажды в Германию, вы увидите, насколько местный стиль одежды отличается от “нашего”. Джинсы, кроссовки, футболка, кеды с бисером или вышитыми на них цветами - мужчины и женщины одеваются так, как им удобно, то есть просто до безобразия.
Однако подобная простота - лишь кажущаяся. Одежда отражает во многом менталитет не только народа, но и целой страны. Karl Lagerfeld, Trixi Schober, Bogner, Joseph Janard, Toni Gard и многие другие определяют высокую моду Германии. Именно их бутики наиболее посещаемые, а марки - самые продаваемые во всех странах Запада.
В первую очередь бросается в глаза качество pret-a-porte. Одежда определяется четкостью линий, строгостью, чрезвычайной элегантностью, отсутствием лишних деталей, вычурности и броскости. “Марка” для немецких домов одежды не в экспериментальности и экстравагантности моделей, а в точном соблюдении технологий, в доведении их до совершенства.
В наше время компьютерной графики, высоких технологий, немецкая мода кажется некой рефлексией прошлого, но вместе с тем она не выглядит таковой. Этот феномен ставит немецкую моду “вне времени, вне рамок, вне канонов”. И бизнес-леди, и домохозяйка предпочтут надеть аскетичное платье, юбку, брюки, в которых они будут чувствовать себя уверенно и независимо. Роскошество, пестрота, по мнению модельеров, лишь затемняют интеллект женщины и отвлекают от ее индивидуальности.
Так, Штефан Шнайдер работает со спортивной одеждой, которая чрезвычайно проста и лаконична. Изделиями Лагерфельда торгуют в 230 бутиках разных стран мира, не считая, разумеется, больших магазинов. Его линия одежды являет, по его словам, “интеллектуальную сексуальность”. Она обращена, с одной стороны, к физической привлекательности женщины, а с другой - к ее природной мудрости и уму.
Лагерфельд создает свои модели для молодежной фирмы H§M, в которую привносит свежесть. Его традиционно строгий стиль в черно-белой гамме среди окружающих джемперов и блузок сетевого магазина, где вещи для молодежи доступны по цене, выделяется особенно своим качеством. По каталогу “Quelle” тоже можно заказать модели знаменитого модельера. Он вовсе не гнушается массовости, которую так требуют немецкие фирмы-производители. В любом случае, немецкая мода - это не Hot Couture, а высокоразвитая легкая промышленность.
Возглавляя уже более двадцати лет “Шанель”, король немецкой моды умудряется обойти эти правила. Каждая его модель становится эксклюзивом, несмотря на массовость ее выпуска. Он создает коллекцию известных бюстгальтеров “Wundebar”, которые так полюбились женщинам Германии за то, что они придают груди желаемый размер и форму.
Вместе с тем Германия, ориентирующаяся в последнее время на тысячные производства, рождает творческие молодые дарования, желающие обратиться к чему-то новому и суперсовременному. Они отдают предпочтение авангардной моде, но при этом вовсе не отходят от традиций немецкого минимализма с маленькими деталями вроде геральдического орла или заглавной буквы D.
Так, Бернард Вильгельм использует в своих моделях элементы национальных костюмов. Более того, практически в любом немецком магазине вы обязательно найдете одежду, которая либо полностью повторяет национальный наряд, либо использует, например, грубые льняные ткани в сочетании с кожей, характерные для немецкого национального костюма.
К классике моды относятся с огромным уважением, на ней базируются основы современных покроев и аксессуаров. Именно поэтому эта одежда абсолютно востребована на рынке. Однако такие модельеры, которые держат маленькие дома или фирмы, уезжают, к сожалению, творить во Францию или Бельгию. Именно там они инвестируются и создают дорогую, но чрезвычайно качественную одежду, обувь, которые становятся достойной конкуренцией для массового промышленного производства не только в Германии, но и по всей Европе.
Если вы особый ценитель модной одежды и новых веяний, то вам стоит посетить самые крупные центры немецкой моды - Мюнхен, Дюссельдорф, Берлин, Лейпциг и Кельн. Однако магазины с одеждой немецкого производства вы найдете в любом конце страны, даже в самом маленьком городке. Центры же моды в стране определяются прежде всего международными выставками. Демонстрация эксклюзивных моделей происходит, как правило, два раза в год - зимой и летом - на Messe, выставочном комплексе города.
В нынешнее, быстро изменяющееся время мода становится отражением этого времени и стиля жизни. Костюм, состоящий из жакета и юбки, вы сможете надеть и в бюро, и в ресторан, и на вечеринку. То же самое происходит с мужской одеждой известной марки Globertrotter. Молодой дизайнер Rene Lang говорит о том, что его одежда является одновременно одеждой для прогулок как на природе, так и в городе. Внутри одной коллекции все настолько согласовано, что любая часть модели подходит к другой. Выбирая себе брюки, вы можете из этой же коллекции подобрать себе джемпер или подходящую куртку.
Германия отличается от других стран-производителей тем, что для нее важно качество самого материала. Только из него можно выкроить одежду, которая будет по-настоящему выглядеть одеждой. И в которой будет удобно.
...Когда я приехала на ПМЖ в Германию, я привезла из дома несколько дорогих нарядных платьев и костюмов, которые за восемь лет проживания здесь так ни разу и не надела. Лежат все мои вещички в шкафу и ждут того часа, когда я их выброшу. А выбрасывать-то жалко... Это часть моей жизни... Воспоминание о прошлом.
Со временем я стала покупать ту одежду, в которой ходят немцы. Поскромнее, попроще, поудобнее. Ко всему, знаете ли, привыкаешь. И к тому, что брючный костюм от Лагерфельда можно заказать по каталогу всего за пятьдесят евро. Хороший костюм. И в ЗАГС не стыдно отправиться...

Германия
вернуться назад перейти на главную обсудить в форуме

     О газете
     Контакты
     Подписка
     Письмо
     Поиск