3 августа 2007 №30 (478)
     Культура

Дмитрий Акмаев
Музыка гор и души

Беглость пальцев по грифу, филигранная точность в умении высказывать мысли, чувства, которые постепенно вырастают в стихи... Стихи - в песню, а песня - в новое вдохновение, вкупе с музыкальным талантом заключаются в одном простом и лаконичном слове - “бард”

Основное действие
Можно ли назвать соревнованием действо, когда люди, наделенные подобным даром, пытаются обойти друг друга в умении выступать на публике? Скорее, это дружеское состязание. А еще - огромное удовольствие. Честно говоря, сам бы не отказался выйти на сцену. Тем более что вокальные и инструментальные данные позволяют. А вот с творческими...
В общем, пришлось ограничиться просмотром и прослушиванием более профессиональных коллег-музыкантов. А песни, тем более собственного сочинения, иногда в прямом смысле заставляют плакать и смеяться. Сами посудите: одних только авторов музыки и текста на фестивале числилось аж шестнадцать человек.
Согласитесь, из столь значительного числа созданных ими композиций хоть одна да и западет в душу. Названия, как и общая атмосфера, настраивают к самым высоким оценкам творчества: “Близость дома”, “Воспоминания о южном городе”...
В общем, лирика. Но и среди лириков-профессионалов есть лучшие. Оценивать их очень сложно, но они есть. Вот и стали Алла Железнова и Роман Акчурин лауреатами фестиваля в категории “Автор”, которая, кстати, была не единственной. Была еще чертова дюжина исполнителей. Именно они и вносят что-нибудь свое в старые добрые произведения. И даже всем известные “Очи черные” звучат, как в первый раз.
Разнообразие в одиночество на сцене вносили дуэты. Тандем исполнителей из Астаны с говорящим названием “Фортуна” тоже вошел в число лауреатов фестиваля. Впрочем, как и их коллеги из Омска - “Сухоцвет”.
Кстати, география участников фестиваля была весьма обширна: тут были барды из южной и северной столиц Казахстана, Караганды, небольшого города Абай, космических ворот, города Байконыр... А еще из Омска и Самары. Более того, были специально приглашенные гости из Москвы, Санкт-Петербурга и даже из Германии.

Раз уж речь пошла о дуэтах, то стоит упомянуть и о гораздо большем количестве одновременно играющих музыкантов. Ансамбль “Марианна”, допустим, превзошел своих конкурентов - трио “Мицар” и квартет “Пятница”. И именно этот коллектив выступил на гала-концерте. Кстати, о нем. Завершающее действо фестиваля состоялось на главной площади города Талдыкорган на следующий же день после окончания конкурса.
Кроме всех вышеперечисленных лауреатов фестиваля были еще победители в категории “Исполнители”: Марк Сигаловский и Полина Семенищева из Астаны и представительница РФ Надежда Сафьянова из Омска. Именно они и покорили жюри своими манерой и качеством исполнения. Ну и, конечно, как же можно не отметить перспективных участников праздника авторской песни.
Дарья Акчурина и Мария Таланова отработали свои номера вполне профессионально - ничуть не хуже своих взрослых соратников по перу и гитаре, несмотря на то, что выступали в категории “Детский конкурс”. Помимо конкурса авторской песни в рамках фестиваля проводился конкурс шуточной песни “Чайхана” в трех номинациях: “Лучшая шуточная песня”, “Лучшее ее непосредственное исполнение” и, вполне естественно, “Лучший ансамбль”. Ну это, так сказать, для дополнительного развлечения.

Побочное,
но приятное
Чуть не забыл о, пожалуй, самом главном. Место проведения фестиваля было выбрано, по-моему, крайне удачно. Ведь во всем Казахстане, не умаляя его остальных красот, нет места прекраснее “Шымбулака”. Горнолыжный курорт Заилийского Алатау, уверен, призван затмить “Грушевский” фестиваль. И у него есть для этого все шансы. Ведь помимо огромного числа участников прямо на предвершинных холмах был раскидан не один десяток палаток, принадлежащих зрителям и болельщикам. А с холмов есть на что посмотреть - прямо по курсу располагаются “Медео” и Алматы.
Выше - снежные шапки вершин. Для гостей и участников организаторы специально устроили прогулку на самую вершину с помощью канатной дороги. Ну и, естественно, главным атрибутом развлечения была гитара.
Не сказать, что музыкальных инструментов было больше, чем людей. Зато желающих петь, впрочем, как и хороших композиций, было хоть отбавляй. Не нашлось, наверное, ни одного человека, который бы хоть раз да не затянул или не подпел. Тем более что в первую ночь гораздо проще было находиться в тесной компании.

Шел дождь, а в горах даже это погодное явление весьма сурово. Естественно, по такой погоде не обходилось без непременных горячительных напитков. Но они только подливали масла в огонь всеобщего хорошего настроения. А настоящий же огонь, а точнее, костер, разгорелся в последнюю ночь. Вот тут-то и вспомнили ставшие уже народными “Как здорово” и “Милая моя”.
Пели хором. Потом смотрели салют. По мере догорания костра расходились к палаткам, но и там не прекращалась музыка. Вон компания молодежи, рвущая струны под аккорды Цоя и “ДДТ”. Вон группа поклонников Митяева, медленно раскачивающаяся около уже собственного костерка. Два старых товарища спорят насчет лучшего варианта куплета в только что сочиненной песне. Музыкальная перепалка поклонников Высоцкого, затянувшаяся до утра, не давала заснуть соседям.
Недалеко собрались дуэлянты, отвечающие исключительно собственными композициями, а иногда и импровизациями. И везде предложат присесть, погреться у костерка с кружкой чая. Пригласят на следующий концерт. Передадут гитару по кругу, и ты запоешь.
Не важно, что и как. Важно, чтобы от души. И именно в этот момент понимаешь, что вернешься сюда, как только сможешь. Потому что здесь, на “Шымбулаке”, поет не только гитара.

вернуться назад перейти на главную обсудить в форуме

     О газете
     Контакты
     Подписка
     Письмо
     Поиск