3 августа 2007 №30 (478)
     События

Амина Джалилова
Класс налогоплательщиков,
или Как войти в число 30 самых конкурентоспособных стран

Акция по легализации подошла к концу. По последним данным, легализовано имущество на сумму 5,6 миллиарда долларов и деньги в объеме трех миллиардов долларов. Однако по большому счету Казахстан теряет серьезные объемы налогов, которые могли бы поступать в бюджет от собственности и доходов граждан. Как от легализованной, так и от той, что осталась в тени.
Это те деньги, которые пока не работают на экономику страны. Они тратятся на потребление, стимулируют инфляцию, усугубляют перегрев экономики. Между тем в развитых странах те, кто больше зарабатывает и имеет больше собственности, платят и более высокие налоги.
Казахстану необходим пересмотр принципов налогообложения. И тогда окажется, что в пресловутый клуб “50” мы уже вошли

Основная макроэкономическая задача для Казахстана - это вхождение в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира. Она выполнима, так как по многим показателям Казахстан уже приблизился к заветному рубежу.
По объему валового внутреннего продукта (ВВП) Казахстан уже занимает 55-е место в мире. Однако этот показатель подобен информации о количестве миллиардеров в стране. Журнал “Форбс” опубликовал имена лишь семи миллиардеров, состояние которых напрямую связано с Казахстаном. Но внутри страны ни для кого не секрет, что на самом деле очень богатых людей в Казахстане в несколько раз больше.
То же самое касается и ВВП. На днях председатель Госагентства по делам государственной службы Заутбек Турисбеков озвучил информацию о том, что объем рынка коррупционных услуг в Казахстане оценивается в 156 миллиардов тенге. Эта сумма, конечно, не учитывается в ВВП.
Также практически не учитываются собственность граждан и их доходы.
Во-первых, потому что, в принципе, налоги для физических лиц у нас невысокие, они, скорее, похожи лишь на формальность. Поэтому и в голову не придет казахстанцу бить себя в грудь и называть “честным налогоплательщиком”. И нет поэтому у нас ответственности за решения властей. Нет ощущения, что мы их выбрали и они должны работать на нас.
Во-вторых, даже в тех случаях, когда налог следует платить, от него умудряются уклоняться. Схем много. Серые зарплаты. Незаконная, нелегализованная собственность. Взятки чиновникам.

Красиво жить не запретишь, но можно обложить налогом

Между тем в развитых странах налоги с физических лиц формируют внушительную часть государственного бюджета. К примеру, в США налоги с физических лиц составляют более 40 процентов бюджета. Причем действует прогрессивная шкала. Чем выше доходы, тем выше и налоги. В результате в 2004 году 0,1 процента богатейших американцев, на долю которых пришлось 9 процентов от общего дохода всех жителей США, заплатили налогов на сумму, равную 17,4 процента от всех налогов, уплаченных физическими лицами.
Если сравнивать соотношение налогов, уплачиваемых корпорациями, с налогами с физических лиц, то картина будет следующей. Подоходный налог с физических лиц в структуре доходной части бюджета США составляет 41 процент, налог на доходы корпораций - 10 процентов, во Франции это соотношение составляет 18,1 процента и 10,6 процента; в Дании - 48 процентов и 8 процентов.
На постсоветском же пространстве исторически сложилась система налогообложения, при которой физические лица формируют примерно 10 процентов бюджета.
Если в нашей стране будет изменена структура налогообложения, если после легализации будут финансово наказаны все, кто имеет незаконную собственность, если деньги, которые скапливаются у богатых граждан, будут перенаправлены на диверсификацию экономики, то Казахстан в самое короткое время сможет войти и в число 40, а то и 30 богатейших стран мира.
К примеру, сейчас много говорят об инновационном развитии. Конечно, шаги навстречу науке государство делает. К примеру, созданы венчурные фонды с участием государства и частных инвесторов, их задача - поддержка инновационных проектов с высоким риском. Однако объем венчурного капитала составляет лишь 200 миллионов долларов. Высокие технологии (те же нанотехнологии или фармацевтика) требуют огромных инвестиций. А 200 миллионов, любой бизнесмен это подтвердит, - сумма только на один серьезный проект.
Бизнес, развивающий перерабатывающие отрасли, инновации, нуждается в налоговых льготах. Чтобы их обеспечить, логично увеличить налоговую нагрузку на сырьевиков и на физических лиц. Если есть у человека пять квартир, то и налоги он должен платить соответствующие.
Сейчас же лишние деньги населения банально проедаются. Они вкладываются в машины, квартиры, предметы роскоши, в (не побоимся этого слова) понты. Когда люди готовы платить за продукт цену, в сотни раз превышающую его истинную стоимость, продавец не упускает возможности получить максимум. Лишние деньги стимулируют рост потребления, необоснованное повышение цен на товары и услуги и перегрев на рынке недвижимости (это практически единственная сфера, куда могут инвестировать физические лица).
Роскошь, собственность, хороший доход - все это должно облагаться соответствующими налогами.
Легализация завершена относительно успешно. Серьезный пласт теневого капитала увидел свет. Вновь увеличился ВВП. Но является ли рост ВВП самоцелью? Важно ведь не то, что деньги заработаны, а то, как они используются. Они должны быть инвестированы в те сферы, которые принесут равномерное повышение уровня жизни для всех казахстанцев. Которые помогут сформировать средний класс и обеспечить экономическую стабильность.

вернуться назад перейти на главную обсудить в форуме

     О газете
     Контакты
     Подписка
     Письмо
     Поиск