31 августа 2007 №34 (482)
     Смотри в оба

Айгерим Бейсенбаева
Даже если вам немного за тридцать...

Вы хорошо разбираетесь в современном кинематографе? С нетерпением ждете громких премьер, а такие фамилии, как Михалков, Тарковский, Звягинцев, для вас не пустой звук? Так вот, вы идете на премьеру нового фильма, в афише которого на первом месте стоит громкое имя талантливого режиссера, зарекомендовавшего себя ранее как создатель действительно качественных и глубокомысленных картин. Заранее предвкушаете время, проведенное приятно и с пользой. Знайте, ваши богатые кинематографические познания, основанные на счастливом опыте прошлого, могут сыграть с вами дурную шутку. Бывает такое, что режиссер, можно сказать, причисленный к лику кинематографических святых, выдает на суд своих поклонников абсолютно несъедобную вещь

И вообще в последнее время в киноиндустрии сложилась такая неутешительная тенденция - чем больше шума поднимается вокруг свежеснятой картины, тем меньше у зрителей надежды, что фильм стоит просмотра. В большей мере этот факт относится к творениям российских кинематографов и с каких-то пор - и к нашей отечественной киноиндустрии.
Новый фильм “Глянец” режиссера Андрея Кончаловского, известного ранее только исключительно хорошими работами, не стал исключением. Хорошей рекламой абсолютно безликому, как выяснилось, фильму стало громкое имя режиссера, обещающее зрителям нечто оригинальное, своеобразное, авторское, или той же самой “горькой правды о сладкой жизни”, как заявляет слоган картины.
Так вот, размеры этой самой суровой правды, показанной в фильме, превзойдут самые реалистичные ожидания. Единственная и самая большая проблема фильма состоит в том, что кроме показа этой самой “горькой правды” никакой задачи создатели фильма перед собой не поставили.

Действительно, абсолютно каждая сцена фильма направлена на то, чтобы показать, как отвратителен мир высшего общества. Если представитель элиты, то обязательно или беспринципный извращенец, или вконец потерявшая себя отчаявшаяся особь. Вроде как основная мысль - не стремитесь вы ради бога к славе и материальному благополучию, ибо богатые тоже плачут.
Однако те несчастные, что досмотрели фильм до конца, вышли из зала в полном недоумении от неожиданной концовки картины. На протяжении всего фильма в тебя рядами укладывают простую истину, что из грязи попадаешь не в князи, а в еще большую грязь, а в конце выясняется, что уж лучше быть аморальным богатеем, чем аморальным простым тружеником.
Представьте себе старую добрую сказку про Золушку, только адаптированную под наше трудное время. Естественно, это уже будет сказка для взрослых, и то не для всех, а только обладающих поистине железными нервами.

Свой вариант развития событий представил режиссер Андрей Кончаловский в картине “Глянец”. В новой сказке Золушка - это растрепанная вульгарная швея слегка за тридцать, измазанная не золой, а дешевой косметикой. И, естественно, как любая сказочная героиня, она слепо верит в свою мечту. Своеобразный идефикс - вопреки всем жизненным аргументам: не шибко симпатичному отражению в зеркале и ногам разной длины - стать моделью и увековечить свой лик на обложке глянцевого журнала.
Новая Золушка бросает свое захолустье и едет в тридесятое королевство, то есть, конечно, в столицу. Вполне предсказуемый факт (для всех, кроме самой героини) - в столице ее никто не ждет. Не будет никакой красной дорожки, цветов и оркестра! Но Золушка ведь вообще на редкость наивна и доверчива, а новая еще к тому же тупоголова, необоснованно самоуверенна и раздражающе настырна.
Согласно реалиям действительности, добрая фея по фильму - сутенер нетрадиционной ориентации, медленно умирающий от раковой опухоли, прекрасный принц - разборчивый миллиардер-пьяница с суицидальными наклонностями. Яркую галерею сказочных персонажей дополняет мачеха (здесь же просто мать, но от этого, поверьте, не легче). Только из-за нее одной стоит ввести возрастные и вообще какие угодно ограничения на просмотр сего “шедевра”. Слабонервным такое смотреть категорически не рекомендуется.
Что там у нас дальше по сценарию? Раз уж мы договорились называть это сказкой, то должно быть в фильме какое-нибудь волшебство. Так вот, сделать из невежественной и непривлекательной швеи принцессу - это, знаете ли, настоящее чудо! Причем не просто какую-нибудь принцессу, а именно Монакскую - Грэйс Келли, была когда-то, знаете ли, такая принцесса.
Кроме основной “сказочной” истории “о том, как бедная, но честная девушка попала на обложки глянцевых журналов”, зрителю параллельно подсовываются короткие и поучительные сцены из жизни шоу-бизнеса. Причем подано все это таким примитивным образом, что у зрителя не остается никаких сомнений - создатели фильма пытаются открыть Америку.
К особо раздражающим факторам также стоит отнести жанровую принадлежность картины - комедия (лучше бы уж не шутили, чем делать это таким образом) и бесконечное мелькание в кадре различных продуктовых марок - все герои фильма пьют водку одной марки - это уже стало плохой традицией российских фильмов. Но это уже, конечно, коммерческая сторона вопроса.
После просмотра нескольких громких российских премьер стала задумываться, каким образом тем же самым иностранным киношникам удается ненавязчиво пропихнуть рекламу в кадр или хотя бы сюжетно ее оправдать?
Под занавес преподнесу небольшую справку - картина “Глянец” Кончаловского является внеконкурсным фильмом-открытием программы кинофестиваля “Кинотавр-2007”. Выводы напрашиваются неутешительные.

вернуться назад перейти на главную обсудить в форуме

     О газете
     Контакты
     Подписка
     Письмо
     Поиск