28 сентября 2007 №38 (486)
     Дата

Век собора

В эти сентябрьские дни Свято-Вознесенскому кафедральному собору в Алматы исполняется ровно 100 лет. А одним из важнейших событий праздника стало внесение в собор десниц преподобных мучеников алматинских Серафима и Феогноста. Заключенные в шкатулку из благородных металлов мощи святых станут доступны большему числу прихожан в поистине главном и величественном православном казахстанском храме

Три эпохи отразились на судьбе Вознесенского кафедрального собора с момента его создания. Первый, дореволюционный, - годы рождения и благоукрашения величественного храма города Верного. Второй, страшный, трагичный период, изменивший историю страны, поломавший миллионы человеческих судеб, начался после октябрьского переворота, когда в соборе служили обновленцы. Пережили его стены и закрытие в 1929 году, когда с собора сняли колокола.
Но собор выжил - хоть и в другом статусе - в страшные тридцатые годы, несмотря на то, что среди партийных, советских руководителей находились те, кто доказывал “политическую необходимость” уничтожения “поповского клоповника невежества и мракобесия”. Третий период пришелся уже на наши дни и связан со становлением казахстанского суверенитета. Его важной вехой можно назвать 1995 год, когда 18 апреля решением президента страны собор был передан в бессрочное и безвозмездное пользование Алматинской и Семипалатинской епархии.
За год же до этого произошло удивительное событие, очевидцами которого были многие алмаатинцы и гости города: на Пасхальную Вечерню, в мае 1994 года, состоялось первое богослужение. Впервые за 66 лет стены собора наполнились торжественными Пасхальными гимнами. Служба проходила не совсем обычно: алтарь был заложен кирпичной перегородкой, на втором ярусе стояли люди, а детский хор при воскресной школе Никольского собора теснился у будущего алтаря Софийского предела.

Когда все вышли из храма, то Господь явил чудо: небо было ясным и голубым - дождя в этот день не было, на небе лишь кое-где белели облачка, и вдруг неяркая, слегка изогнутая, полоска радуги протянулась прямо над главным куполом. Она была видна в течение нескольких минут в очень необычном ракурсе - практически против света! Сотни людей, собравшиеся тогда на площади перед собором, замерли в изумлении, пораженные удивительным зрелищем.
История собора неотделимо переплелась с историей становления города. Представить Алматы без Вознесенского собора так же невозможно, как Москву без собора Василия Блаженного. Это знаковые постройки, не случайно их история полна таинственных, порой пророческих событий.
А началось все в 1867 году, 11 апреля по старому стилю, когда укрепление Верное преобразовывалось в город Верный и стало центром Семиречья. Тогда же был создан комитет по устройству Верного, которому поручалось составить проект устройства нового города.
Город рос. И имеющиеся на тот период храмы уже не могли принять всех прихожан. Городу нужен был новый собор. В 1899 году архитектором Константином Аркадьевичем Борисоглебским был представлен проект Кафедрального собора, который в несколько отличном от первоначального варианта виде был утвержден Священным Синодом в 1903 году. Причем, по первоначальному проекту, вместо купола на центральном барабане должен был размещаться шатер, а вместо штукатурки фасадов - деревянная обшивка.
Появился и альтернативный проект архитектора Сергея Константиновича Тропаревского. В это время на сцену истории выходит легендарный инженер, можно сказать, символ старого Верного - Андрей Павлович Зенков. Он смело пошел на пересмотр утвержденного Священным Синодом шатрового перекрытия центрального барабана и изменил его на купольное, вернувшись к идее Борисоглебского, но уже в новом варианте.
Все эти коррективы и решения требовали от Андрея Павловича и согласовавшего их Строительного комитета не только больших знаний и строительного опыта, чувства архитектурной гармонии, но и свободы ума и даже дерзости.
Синод впоследствии принял поправки, внесенные в проект инженером Зенковым. Он же был назначен ответственным за производство строительных работ.
Здание Вознесенского собора уникально тем, что многое здесь осуществлено впервые в строительной практике Семиречья. Как, например, применение железобетонных конструкций, антисептиков для обработки древесины, приточно-вытяжных систем вентиляции и специальных каналов. Но самым важным является то, что впервые местные строители возводили такое высокое здание - до подкрестного шара колокольни 41,4 метра. Неслыханная дерзость - с учетом сейсмоопасности региона. А, например, все стропила укреплены металлическими связями и скобами.
Несмотря на такое обильное использование металла в конструкциях, до сих пор ходит народная молва о том, что собор построен “без единого гвоздя”. Логически эта легенда имеет право на жизнь, поскольку силовые конструкции собора не имеют жестких “гвоздевых” соединений: удивительно видеть в столетнем здании пазы для болтов длиной около 30-40 сантиметров, обеспечивающие “хождение” конструкций во время подземных толчков.
Завершилось строительство в августе 1907 года. По желанию жителей города собор был посвящен Вознесению Господа нашего Иисуса Христа.
Разрушительное землетрясение в январе 1911 года стало серьезным испытанием для нового храма. Его строителям было чем гордиться: лишь слегка просел юго-восточный угол колокольни, согнулся крест, выбило стекла из окон.
Журнал “Ведомости о Кафедральном соборе Туркестанской епархии” за 1913 год дает такую интересную информацию о храме. Штат собора состоял из трех священников, протодиакона, диакона, двух иподиаконов и двух псаломщиков. Настоятелем собора был видный протоиерей Алексей Алексеевич Шавров, выпускник Томской духовной семинарии.

В 1882 году по собственному желанию принял решение переехать из Барнаула на далекую окраину Российской империи, в Верный. Ключарем собора на тот год являлся священник Дмитрий Львович Муромцев. Также на балансе кафедрального собора находились четыре здания, одно из которых - “помещение для школы церковной”, 1904 года постройки - сохранилось до сего времени и пока используется Акционерным обществом “Зеленстрой” для технических нужд.
Заслуживает внимания информация и о том, что “утварью собор снабжен бедно”. Это же подтверждает и бывший соборный пономарь Виталий Денягин, который нес послушание в 1924-25 годах двадцатого века. Он свидетельствует о том, что сосуды были в основном медные, ни серебряных, ни золотых предметов он в соборе не видел, хотя к тому времени уже прошла волна изъятия церковных ценностей. Тогда же пропала библиотека Кафедрального собора, которая насчитывала 780 томов. Судьба библиотеки до настоящего времени неизвестна.
Больше, чем от природной стихии, пострадал собор в годы лихолетий - во второй и самый трагичный период своей истории. Собор явил собой пример стойкости и твердости Святому Православию в лице первого священномученика преосвященного Пимена, который, по слову Евангелия, оказался “верным, даже до смерти”, всецело уподобив себя Христу.
Собор стал последним местом службы святителя, который не боялся выступать с проповедями, обличавшими убийц царя Николая II, давать христианский анализ творившимся беззакониям. Будучи противником антицерковных декретов советской власти, он провел съезд Семиреченского духовенства и мирян, а также два крестных хода. По мере того, как возрастала народная любовь к архипастырю, близился час расправы над ним. 16 сентября 1918 года его арестовали и увезли за город, в рощу, где он и был расстрелян.
Проходит совсем немного времени, и почти через пять лет, 3 августа 1923 года, в кафедральном соборе священник-обновленец Матфей Шевченко (Долиндо) созывает собрание городского духовенства, на котором был избран епископом Семиреченским вдовый протоиерей Ташкентского кафедрального собора Алексий Марков, наименованный впоследствии епископом Джетысуйским. Центром деятельности обновленцев Семиречья становится Вознесенский кафедральный собор. И особенно прискорбен тот факт, что на сторону обновленцев перешел весь клир Вознесенского кафедрального собора.
В 1929 году были сброшены колокола со звонницы Свято-Вознесенского кафедрального собора, уничтожен удивительный по своей красоте трехъярусный иконостас с позолоченной резьбой, разворована вся церковная утварь, иконы и библиотека. В 30-х годах в нем была размещена радиостанция, затем Республиканский краеведческий музей, что потребовало капитальной реконструкции здания.
По иронии судьбы, или по счастливой случайности, к этим работам в 1934 году снова привлекается Андрей Павлович Зенков. Первоначальное его предложение заключалось в устройстве небольших пристроек для фондов музея по бокам колокольни. Но к исполнению было принято его же, но другое решение. В процессе приспособления собора под историко-краеведческий музей все внутреннее пространство трансформировалось настолько, что даже посвященный зритель с трудом мог определить его изначальную планировку. Однако мастер, любивший свое произведение, возвел новые перекрытия так, что они имели независимые конструкции. Зодчий спас свое произведение: ему удалось сохранить красочную мозаику полов и росписи потолков, маскируя их настилами и обшивкой.
Новый поворот в советской истории Казахстана наступил в 70-е годы. Это время знаменуется всплеском общественного интереса к памятникам истории и культуры. Именно в этот период здание Вознесенского кафедрального собора было взято под государственную охрану как памятник республиканского значения, в государственном бюджете впервые выделяются средства на проведение ремонтно-реставрационных работ. Некоторые исследователи связывают реставрацию 1972 года с личным участием Генерального секретаря ЦК КПСС Л.И.Брежнева.
Поскольку в тот момент о восстановлении изначальных функций собора не могло быть и речи, то перед группой архитекторов-реставраторов стояла трудная задача - максимально обеспечить первозданную сохранность здания при условии эксплуатации его как историко-краеведческого музея.
Несмотря на такие жесткие рамки, реставраторы нашли великолепное решение, при котором хоть частично восстанавливалось первоначальное внутреннее пространство собора и его декор. Наконец, через много лет посетители музея могли хотя бы представить былое величие соборных пространств. Примечателен тот факт, что по заказу Министерства культуры СССР были воссозданы великолепные паникадила, взамен утраченных, причем новые не только не уступали старым, но по красоте и грациозности, возможно, даже превзошли их. Новые паникадила были разработаны научно-исследовательской мастерской НИПМ Министерства культуры СССР.
В 80-е годы здание переходило из рук в руки. За короткий период в соборе размещались несколько организаций, среди которых Центральный музей Казахстана, Музей истории архитектуры Алма-Аты, Дирекция художественных выставок и Общество охраны памятников, Концертно-выставочный зал.
Наконец, в 90-х годах прошлого века начался процесс возвращения храмов-памятников в лоно церкви. В 1994 году было решено, что здание должно функционировать как действующий собор-музей. Молодое государство, Республика Казахстан, в период тяжелейших экономических условий нашло возможность выделить средства на начальный этап работ для подготовки центрального зала и алтаря к проведению богослужений. Уже через год, 18 апреля 1995 года, решением президента страны собор был официально передан в бессрочное и безвозмездное пользование Алматинской и Семипалатинской епархии.

Верующие с большой радостью восприняли это событие, ибо в сердце каждого православного алматинца была мечта когда-нибудь увидеть этот прекрасный храм, наполненный не костями доисторических животных и не революционными знаменами, вымпелами и другими символами, а иконами и хоругвями, озвучить его не информацией лектора или экскурсовода, но молитвой и песнопениями, воспевающими Божью славу. И теперь еще встречаются люди, которые уже в зрелом возрасте приходят принимать в собор Святое Крещение, которые вспоминают, что когда-то много лет назад под этими сводами их принимали в пионеры.
С 1995 по 1998-й год был выполнен огромный объем работ по демонтажу галереи второго яруса, старой системы пожаротушения, заменены прогнившие венцы в основании здания колокольни. К 1999-му году построен временный иконостас по проекту Т.Н.Турекулова, который являлся и главным архитектором проекта по реставрации собора.
В прошлом году начались работы по восстановлению утерянного иконостаса собора. По двум сохранившимся архивным фотографиям был составлен компьютерный макет, и уже на сегодняшний день прихожане, жители и гости южной столицы могут видеть, насколько преобразилось внутреннее убранство храма.
Примечательно, что практически все работы ведутся местными мастерами, при соборе действуют мастерские иконописцев и золотильщиков. Иконы пишутся в канонических традициях Православной церкви. Возможно, воссоздаваемый иконостас собора даже будет превосходить утраченный. По благословению владыки, в этом году началась роспись собора, причем архипастырь постоянно уделяет внимание соблюдению канонов православного письма.
Примечателен тот факт, что даже орнаменты на колоннах владыка лично подбирал по образцам Новгородской росписи. Верным помощником митрополита в этом нелегком деле является настоятель собора, протоиерей Василий Зализняк, который не только курирует эти работы, но нередко и сам до позднего вечера трудится вместе с реставраторами.
2007-й год является юбилейным для Свято-Вознесенского кафедрального собора. Это не просто уникальный исторический памятник, как считают исследователи прошлого, не просто замечательный образец церковного зодчества, как думают искусствоведы. Для верующих он, прежде всего, свидетельство того, что молитвы, которые они возносят на этом месте, доходят до небес.

По материалам научного доклада иерея Александра Суворова
вернуться назад перейти на главную обсудить в форуме

     О газете
     Контакты
     Подписка
     Письмо
     Поиск