28 сентября 2007 №38 (486)
     Смотри в оба

Айгерим Бейсенбаева
Не женское дело

Мировая премьера картины нашей соотечественницы продюсера и режиссера Жанны Исабаевой состоялась недавно на Венецианском Международном кинофестивале в рамках Недели критики. Это можно считать просто невероятным успехом, особенно, если учитывать, что художественная драма “Карой”, представлявшая Казахстан на этом престижном фестивале, является дебютной работой режиссера Жанны Исабаевой

О съемках дебютного фильма “Карой” и о том, как картина попала на фестиваль в Венецию, нам поведала режиссер-постановщик Жанна Исабаева:
- Жанна, расскажите, почему Вы решили заняться съемками художественного фильма, если вообще Вы осуществляете продюсерскую деятельность?
- Да, я - продюсер, занимаюсь рекламой, но раньше немного работала в кино. А вообще фильм “Карой” - это мой первый режиссерский опыт. Я выступала в качестве режиссера, автора сценария, продюсера.
У меня, как у творческого человека, было очень много идей, требующих воплощения. Профессия продюсера, на мой взгляд, самая неблагодарная. Продюсер “тянет” на себе весь проект, и в случае неудачи он всегда во всем виноват, а если фильм получился, то режиссер - молодец. Я даже в рекламном производстве много раз с этим сталкивалась: подсказываю режиссеру что-то на съемках, подходит клиент и говорит: “Не мешайте РЕЖИССЕРУ работать”. Я отвечаю: “Я не мешаю, просто в кадре тень от прибора...”
В кино быть продюсером еще тяжелее, так как отвечаешь за все и за всех: за людей, за финансирование, за сроки, за трезвость группы, за погоду, непогоду и т.д.
Но режиссером я решила стать не потому, что продюсером быть тяжело, тем более, что я совмещала обе должности. Быть режиссером - это большая привилегия, которая дает тебе возможность высказаться вслух и быть услышанным. Мы сняли картину за восемь месяцев, причем на свои деньги.
- А в какую сумму вам обошлись съемки фильма?
- 400 тысяч долларов. Причем лабораторные работы мы выполнили в Праге, на знаменитой киностудии “Баррандов”. Вообще, то, что я взялась снимать фильм, было наглостью с моей стороны, потому что режиссеры у нас составляют некую касту небожителей - довольно-таки изолированное общество, в их ряды очень сложно пробиться. А у меня нет даже режиссерского образования. Поэтому многие восприняли мое желание снять фильм как вызов. Ко мне приходили разные авторитетные люди и пытались меня отговорить. Говорили, что съемки фильма - это очень сложно, что я не справлюсь, ведь на моем счету нет даже короткометражных картин. Это была настоящая установка на неудачу, пусть даже и в виде дружеского пожелания. Последним аргументом было то, что съемки художественного фильма - работа тяжелая морально даже для мужчины, а я - женщина, и у меня семья, дети. Все в один голос кричали, что я не выдержу. Как ни странно, но после всех этих доводов я еще больше утвердилась в своей идее взяться за съемки картины. Меня это только разозлило и подстегнуло. Спасибо им всем большое за это.
- Вы принимали участие в работе над каждым этапом создания фильма? Расскажите о подборе актеров для съемок в картине.
- К подбору актеров мы подошли со всей серьезностью. Люди, занимавшиеся кастингом, объездили в поисках подходящих актеров театры в двенадцати городах Казахстана. Я решила снимать только профессиональных актеров. У нас даже в эпизодических ролях кое-где снимались народные артисты. Мне абсолютно непонятен этот новый подход, осуществляемый в последнее время в нашем кинопроизводстве, когда берут обычного обывателя, прохожего с улицы, и дают ему главную роль в полнометражном фильме. И человек при этом никак не воспринимается - вроде есть типаж, но он пуст и не доносит до зрителя никакой идеи. Я считаю, что нужно серьезнее относиться к драматической театральной школе, так как это все-таки не просто образование и опыт, а нечто большее. Я очень благодарна всем актерам, сыгравшим в моем фильме. Это был по-настоящему самоотверженный труд - ехать на другой конец страны, чтобы сняться даже в самой крошечной роли.
Главную роль в фильме сыграл очень талантливый актер Ержан Тусупов, ведущий молодой актер казахстанской драмы. Главные женские роли блестяще исполнили Рымкеш Омарханова и Айман Аймагамбет. Они много лет работают в театре, но снимались впервые. Вообще, фильм “Карой” можно назвать картиной, созданной дебютантами. Например, наш оператор-постановщик Ренат Косай в том числе.

Кадры из фильма “Карой”

- С какими трудностями Вы столкнулись, выполняя режиссерскую работу?
- Сложностей как таковых не было. Мы были очень хорошо подготовлены к съемкам, так как впервые раскадровали весь фильм. Другими словами, мы с оператором Ренатом Косай и художником Сабитом Курманбековым нарисовали КАЖДЫЙ кадр фильма, как это делают в Голливуде. Мой опыт продюсера в этом сильно помог, так для продюсера нет ничего хуже, когда на съемочную площадку с огромной съемочной группой и грузовиками с техникой приезжает режиссер и только здесь начинает думать, что именно и как ему снимать. Другими словами, режиссер к съемкам не готов - страдают люди, качество, финансы и сроки. Это просто беспредел. Я считаю, надо сначала “снять и смонтировать” фильм в голове, а потом уже нанимать людей и тратить деньги.
Съемки прошли просто волшебно. Естественно, мы сильно уставали, но могу смело заявить, что на всех этапах создания картины никаких проблем не возникло.
- Что собой представляет главная идея картины?
- Мой фильм о том, что даже законченный негодяй способен на подвиг, а самый добрый человек может оступиться. Я уверена, что не существует абсолютного зла или абсолютного добра. Я не пытаюсь оправдать зло и не очерняю добро. Я просто хочу быть справедливой. Главный персонаж фильма “Карой”, Азат, живет по двойным стандартам, и это его самая большая проблема. Он потерялся между ними.
К сожалению или к счастью, я не знаю ответов на все вопросы, которые сама задала. Я не знаю, преступление ли - украсть, будучи очень голодным? Я не знаю, эфтаназия - это преступление или подвиг? Я хочу, чтобы зрители решили для себя сами. Я буду счастлива, если этот фильм заставит людей подумать об этом.

Кадры из фильма “Карой”

- Как получилось так, что Ваша картина попала на кинофестиваль в Венеции? Почему Ваш дебютный фильм так заинтересовал критиков?
- Вообще, сначала нас пригласили принять участие в конкурсной программе кинофестиваля в Монреале. Это, конечно, была большая честь для нас, и мы стали собираться. Но, как только мы подготовились к поездке, пришло приглашение на фестиваль в Венеции. Причем решать - участвовать в нем или нет - нужно было в течение одного дня. Решать было невероятно сложно, и я до сих пор не уверена, правильно ли я поступила, отдав предпочтение Венецианскому фестивалю. Свой фильм я представляла на Неделе критики, организованной Ассоциацией итальянских кинокритиков. А после фестиваля в Венеции посыпались приглашения на кинофестивали в Милан, Рим, Гетеборг, в Сан-Паулу. Мы получили порядка 8-10 заявок на наш фильм.

Кадры из фильма “Карой”

- Как восприняли фильм зрители?
- Картина была воспринята правильно. Я присутствовала на показе и ощутила реакцию зала. Было много аплодисментов. После показа зрители долго не расходились, задавали вопросы, брали автографы. Зрители почувствовали то, что я хотела донести до них посредством картины, а это самое главное.
До этого, в июне, я демонстрировала свой фильм у нас в Казахстане - в Астане - в рамках Недели французского и казахского кино. Реакция зрителей меня поразила - многие плакали, кому-то даже стало плохо с сердцем. Один мужчина после показа подошел ко мне, пожал руку и сказал, что до этого двадцать лет не плакал, а здесь не мог сдержаться и прорыдал в течение всего показа, и что фильм как будто снят по его жизни. Мнений, конечно, было много. И хвалили, и критиковали, но для создателей ведь главное, чтобы не было равнодушных отзывов, правда?
- Какие у Вас дальнейшие планы?
- Впереди много кинофестивалей в разных концах света, где надо представлять фильм “Карой”.
Также я написала сценарий своего второго полнометражного фильма “Дорогие мои дети...”. Это совершенно другой жанр - лирическая картина, где будет много юмора. Этот фильм, так же, как и “Карой”, будет сниматься на казахском языке. Планируем начать производство в конце этого - начале следующего года. Ведем переговоры с инвесторами. Скорее всего, финансирование будет из-за границы. К сожалению, кино в нашей стране - удел энтузиастов и идеалистов.

вернуться назад перейти на главную обсудить в форуме

     О газете
     Контакты
     Подписка
     Письмо
     Поиск