12 октября 2007 №40 (488)
     Смотри в оба

Мы хлеба наелись, нам зрелищ давай!

В мировой, в том числе и казахстанский, прокат совсем недавно вышел фильм “Монгол”. Трудно назвать его просто кинофильмом, это киноэпопея. Эпический герой - Чингисхан... Его влияние на своих современников и потомков вот уже более 800 лет сказывается во времени и на огромных пространствах

Влияние порождает неугасающий интерес.
В 60-х годах британцы с Омаром Шарифом обратились к личности великого монгола-полководца, недавняя украинско-польская экранизация с Богданом Ступкой, свежий 30-серийный китайский сериал, а также вышедший в ограниченный прокат после показа на Московском кинофестивале японский “Чингисхан” - все о нем, о могучем воине Темучине, впоследствии сотрясавшем мир Чингисхане.
У режиссера Сергея Бодрова-старшего своя версия личности великого полководца. В “Монголе” его больше интересовал период становления Чингисхана. В интервью режиссер не раз упоминал о том, что при всем многообразии исторических версий наиболее значимыми и важными для него явились исследования Льва Гумилева.

Все родом из детства
То, кем мы становимся во взрослой жизни, как решаем жизненные задачи, справляемся с трудностями и принимаем удачу и счастье, обусловлено той мерой любви и света, которые мы получаем в детстве. Родительская любовь, возможность развиваться и учиться принимать жизненно важные решения позволили мальчику Темучину, в 9 лет выбравшему себе в жены юную Бортэ, впоследствии оказавшую, по версии режиссера, сильнейшее влияние на личность Чингисхана, стать символом Востока на многие столетия.
Лиричность повествования детства, романтизм первой любви, освещенные прекрасным подбором и изумительно лаконичной и естественной игрой актеров, в том числе и непрофессиональных, оттеняются многобюджетными и сложнейшими по исполнению батальными сценами сражений. Бюджет фильма составил 15 миллионов евро. В его продюсировании приняли участие и казахстанские продюсеры. В целом это международный проект, в котором участвовали Россия, Германия, Казахстан и США.

Заглядывая в будущее
Знай историю - и ты сможешь заглянуть в будущее. Очевидно, этим тезисом обусловлено столь многочисленное и пристальное внимание современных художников к великим личностям, определявшим историю человечества. Прочтение Сергеем Бодровым жизни Чингисхана таково, что в его завоеваниях просматриваются не только вынужденная агрессия и насилие, но и те цели, ради которых каждый из нас живет сейчас. По словам режиссера, “главной целью походов Чингисхана стало желание обеспечить своим многочисленным детям мир и покой”.

Алена Гусева

От создателя...
О работе над фильмом “Монгол” поведал главный художник-постановщик картины Даши Намдаков:
- В любом серьезном фильме художник-постановщик должен быть настоящим профессионалом. И поэтому, когда три года назад Сергей Бодров пришел ко мне, а мы тогда были незнакомы, и предложил мне поработать над этим проектом, я согласился не сразу. Я также попытался объяснить ему, что мы, буряты и монголы, которые живут в России, практически единый народ и для нас история великого Чингисхана - эта тема - табу. Даже произносить это имя громко мы боимся.
Естественно, эта идея меня сначала отпугнула. Но, узнав подробнее о проекте, я понял, что Сергей Владимирович подошел к освещению темы правильно. И даже можно сказать, что, с точки зрения этнических монголов, Сергей Владимирович подошел к созданию этой картины с душой. Поэтому я согласился работать над этим фильмом, несмотря на то, что у меня было множество собственных проектов.
Меня называют главным художником-постановщиком картины, но вообще в работе было задействовано большое количество художников из разных стран - Китая, Японии, Германии. И вообще этот фильм можно назвать крупнейшим международным проектом, организованным Россией и Казахстаном. Я вовсе не хочу приписывать себе все заслуги по художественной работе над картиной, повторяю, художников было много, а я был таким своеобразным оком нашей группы, мерилом.

Конечно, из-за того, что у меня не было до этого опыта работы в кино, я не разбирался в каких-то кинематографических тонкостях, но зато мог указать на мельчайшие художественные недочеты, и все тут же исправлялось. Но, естественно, ни работа оператора, ни работа постановщика не идет ни в какое сравнение с титаническим трудом режиссера. Во всем, что вы видите на экране, душа и труд именно режиссера.
Самый главный пункт в работе над картиной - имя великого Чингисхана - должно было быть показано правильно. Как сказал недавно сам Бодров, а мы с ним полностью согласны, историю всегда пишут историки, и все мы выросли на учебниках, написанных в советское время, когда на историков оказывали сильное влияние. Они отражали историю так, как их заставляли отражать ее.
Многие из нас представляют личность Чингисхана такой, какой она не была на самом деле. И вот главная цель фильма, такая, какой я ее вижу, - открыть глаза людей на личность этой исторической персоны, изменить отношение. И замечательно, что такой фильм создал именно европеец, потому что если бы картину снял азиат, то, может быть, и воспринимать фильм “Монгол” стали бы по-другому, предвзято.

Айгерим Бейсенбаева
вернуться назад перейти на главную обсудить в форуме

     О газете
     Контакты
     Подписка
     Письмо
     Поиск