30 ноября 2007 №47 (495)
     Полоса "Форум"

Ирина Гайкалова
Семейная трагедия

К 2024 году Казахстан намерен увеличить население до 18 миллионов человек. Однако важно не только родить ребенка, надо его еще и воспитать. Семья - первый и главный воспитатель. Но, как показывают исследования, семья сегодня испытывает множество трудностей. Кризис семейных отношений порождает различные другие проблемы в обществе: растет детская преступность, насилие над детьми, увеличивается число неполных семей. О каком устойчивом развитии можно будет говорить, если не решать эти проблемы? Как же помочь семье сохранить себя, и кто сегодня это может сделать? На эти вопросы попытались ответить гости нашего форума

Л.Попова: Недавно журнал “Открытая школа” провел опрос среди 100 родителей учащихся старших классов гимназий и коллежей. Мы выбрали эту группу родителей и детей неслучайно - в гимназиях учатся дети мотивированные, заинтересованные в обучении. Значит их родители - люди неравнодушные, думающие о будущем своих детей. Что же получили в итоге? На вопрос: с какими трудностями вы сталкиваетесь в процессе воспитания? - только 40 процентов ответили, что не имеют трудностей. Остальные 60 эти проблемы имеют. Первая из них - непонимание, затем - характер ребенка, некомпетентность родителей и так далее. Однако, я думаю, в основе всех причин лежит незнание психологии подростка, каких-то педагогических приемов.
На вопрос: где вы ищете ответы в трудных ситуациях? - 13 человек ответили, что советуются со своими родителями, только 10 обращаются за советом в школу, 43 - читают специальную литературу, пятеро ищут совет в Интернете, и только один сказал - “в своем сердце”.

Кто научит родителей любить и воспитывать детей?

Мы говорим о том, что у нас размываются традиции семейного воспитания, и косвенно наше исследование эту мысль подтверждает. К примеру, 13 человек обращаются за опытом к старшему поколению, а для 87 этот опыт остается невостребованным.
Большая часть опрошенных считает, что им нужны специальные знания по семейному воспитанию. Итак, по результатам нашего исследования можно сделать вывод, что наши родители остро нуждаются в помощи. Кто и как может ее оказать?
И.Гайкалова: Я бы хотела еще “острее” поставить вопрос: считаете ли вы, что институт семьи сегодня испытывает кризис? Если обратиться к медицинской статистике, то можно увидеть: растет число абортов (на каждые сто родившихся приходится 43 аборта), брошенных детей. А эти проблемы имеют не только общественные, но и моральные корни. Все это тоже говорит, что семья не до конца выполняет свои обязанности - не воспитывает, не объясняет, не просвещает.

Ирина Гайкалова,
обозреватель “НП”

С.Раева: Я хочу согласиться с тем, что на данном этапе семья испытывает колоссальный кризис. Но надо смотреть шире: в самом обществе наблюдается духовный кризис. Вспомните, что с нами произошло: после развала Союза, когда человек был “друг, товарищ и брат”, внезапно врывается цунами капитализма. Живи для себя, защищай только свои права, не думай о других - вот его идеология. Соответственно, все это отразилось и на институте семьи. Огромное количество молодых людей, вступающих в брак, не понимают всей ответственности этого поступка. Наверное, пора вернуться к вечным ценностям, которые одинаковы для всех людей и национальностей. Мы постоянно должны напоминать о них детям: есть отец, мать, Отчизна! У нас достаточно богатая страна, и она может позволить себе позаботиться о семье. Можно создавать специальные консультации, где люди могли бы получать психологическую помощь. Прием психолога сегодня стоит не меньше трех тысяч тенге, и далеко не всякий молодой человек может позволить себе консультацию психолога. Особенно, если он - студент. А ведь очень многим семьям нужна просто психологическая помощь: как выйти из той или иной ситуации. Плюс: нам нужно в школе говорить о том, что мы не живем на свете для того, чтобы только получать удовольствие, у нас еще есть обязанности по отношению друг к другу.

София Раева,
директор Государственной республиканской детской библиотеки им. С.Бегалина

А.Адилханова: Беда в том, что у нас слабые учителя, которые в вузе купили свои оценки и дипломы. И, разумеется, эти учителя не смогут помочь семье. Однако наша задача не ругать учителей, а найти способ помочь родителям, семье. Надо действительно всех обучать. Родителей учить, как воспитывать детей, пока еще не поздно, пока еще у нас в обществе есть люди, готовые работать, надо создавать лектории, открывать консультационные службы. А искать виновных, на мой взгляд, уже и не стоит: виновата вся система.
Л.Попова: Я тоже считаю, что кризис семьи есть. Еще в 1974 году американский психолог провел сравнительный анализ воспитания в Америке и в Советском Союзе и сделал вывод, что в СССР семья не является ни единственным, ни главным агентом воспитания. А в Америке главные воспитатели - родители. Сейчас нашим родителям говорят: вы главные воспитатели, а у них нет навыков, они не знают, как это делать. Поэтому сейчас стоит задача вернуть родителям этот опыт, дать родителям знания. Но кто будет это делать?

Айнагуль Адилханова,
председатель Комитета местного самоуправления по округу №30 Медеуского района

Е. Бобылев: Мне бы хотелось заглянуть в суть проблемы. Во-первых, сегодня мы рассуждаем так: капитализм это плохо, но поскольку неизбежно, поэтому придется с этим мириться. Но сейчас и президент Путин, и президент Назарбаев, и другие лидеры говорят о том, что общество может быть поликультурным. У нас разве нет своей культуры, нет своего духовного богатства? Мне кажется, нужно проповедовать мир полицивилизационный.
Кризис семьи существует, и с этим утверждением даже не нужно спорить. Возьмем хотя бы такой факт, как гражданские браки. Сейчас на исповедь идут люди около тридцати лет, которые состоят в гражданском браке, - и это огромное количество людей! При этом гражданский брак - это чисто западная модель поведения. Молодые люди рассуждают так: до тридцати лет надо делать карьеру, а потом уже решать, надо ли вступать в брак или рожать детей. А что говорит статистика? У нас треть рождающихся детей - больные.
Поэтому, если мы отойдем от мысли, что надо бездумно следовать за западной культурой, то будем действовать свободнее: возрождать национальные, религиозные традиции, укреплять семью, поднимать школу, которая тоже должна не только давать знания, но и воспитывать.

Протоиерей Евгений Бобылев,
настоятель храма Покрова Божией матери

М.Увайсов: Мир многообразен, и каждый полагает по-своему, как ему нужно жить и воспитывать детей. Однако раньше в сельской местности был очень хороший инструмент, который сводил разнообразие мнений к единому. Воспитание детей было больше делом общественным. И дети из села были более воспитанны, потому что они дорожили общественным мнением - село ведь небольшое. В городе же человек более свободен от общественного мнения, и здесь действуют другие механизмы: человек ведет себя так, как ему хочется. Поэтому, мне кажется, нужна сильнейшая просветительская работа. И через СМИ, и через общественные советы, и НПО. Надо создавать это общественное мнение: поднимать престиж семьи, давать знания родителям.

Мусаннип Увайсов,
член совета Ассамблеи народов Казахстана

Т.Алламжарулы: Проблемы молодежи сегодня имеют глобальные масштабы, но, к сожалению, нет активных попыток их решения. Так что же делать тогда тем, кто хочет решить эти проблемы хотя бы на уровне семьи. Давайте послушаем, что говорит в этом случае нам ислам. Воспитание молодежи в исламе есть долг не только родителей, но и всего общества. По поводу родителей пророк Мухаммад (мир ему) сказал: “Никто из родителей не может дать своим детям лучшего наследства, чем примерное воспитание”. Под словом “воспитание” в исламе подразумевается не только приветливое выражение лица и вежливое обращение, а также обучение грамоте, наукам и полезному ремеслу. Если, например, ребенок имеет хороший характер, но не владеет ремеслом или неграмотен, то считается, что этот молодой человек не получил должного воспитания. Пророк Мухаммад (мир ему) сказал: “Получение знаний - обязанность каждого человека в исламе”, а когда его спросили: “О, пророк Божий, до каких пор нам получать знания?”, он ответил: “От колыбели до могилы”. То есть от начала до конца жизни.
В наше время молодежь имеет много минусов не только в области знаний, но и во взаимоотношениях как со старшим, так и с младшим поколениями. Невольно вспоминаешь многочисленные детские приюты и дома престарелых, обитатели которых зачастую имеют родителей и состоятельных детей, которые могли бы содержать их и заботиться. Стоит задуматься, насколько часто мы вспоминаем о том, что являемся примером для подражания для своих детей.

Тулепберген Алламжарулы,
Найиб имам Центральной мечети

Л.Попова: Я тоже хочу обратить внимание на такой факт - наши родители не умеют любить своих детей. Одна из форм проявления любви - это пристальное внимание, на которое просто не хватает времени. В таких случаях я говорю родителям: вспомните Беслан. Когда в 2004 году в центр “Бобек” приезжали родители и дети из Беслана, они говорили: “Раньше, как в любой семье, мы ссорились, обижались друг на друга, сейчас же каждая минута, проведенная с ребенком, - это счастье. Мы все время ждем последнего момента, мы ходим по краю пропасти - почему? Жизнь все время говорит: задумайтесь, сколько в мире случается ситуаций, когда дети гибнут?” Страх, конечно, не лучший учитель, но и он может заставить нас быть ответственными, научить нас проявлять любовь, найти время для пристального внимания к детям. Ведь все проблемы между родителями и детьми в конечном итоге сводятся к отсутствию доверия.

Лариса Попова,
главный редактор журнала “Открытая школа”

И.Гайкалова: А как вы это представляете? Ведь не каждый родитель способен заставить себя учиться, выделить для этого время. Из приведенных данных опроса видно, что родители даже если и хотят, то не знают, как и чему им нужно учиться.
Л.Попова: Разумеется, должны быть доступные лектории, доступная психологическая помощь. Я предлагаю создать модель такого обучающего центра при поддержке государства, чтобы потом эта модель могла быть применена по всей республике.
С.Раева: Наша библиотека готова представить свою базу для этого! У нас есть колоссальные возможности выбрать то, что необходимо, найти ту или иную информацию. Библиотека - это огромный банк данных, который нужно и можно использовать.
И в качестве резюме: в России давно уже разработана и действует Национальная программа “Дети России”. Я думаю, и нам нужна такая государственная программа, которая могла бы объединить все наши усилия и вывести нашу семью из кризиса.

вернуться назад перейти на главную обсудить в форуме

     О газете
     Контакты
     Подписка
     Письмо
     Поиск