ТЕОРИЯ АНТИТЕЛ

ОЖИДАТЬ ЛИ ВТОРОГО ПРИШЕСТВИЯ ВИРУСА?

Подробнее >>>
УЛОЖИТЬСЯ В 183 ПНЯ

КОГДА ДЕРЕВЬЯ СТАНУТ БОЛЬШИМИ?

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Спустя 20 лет Исследования

Константин Богданов обозреватель “РИА Новости”
ОДКБ сосредотачивается на угрозах в Центральной Азии
Юбилейный - двадцатый - саммит ОДКБ прошел в Москве одновременно с неформальным саммитом СНГ, 15 мая. Лидеры Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) приняли декларацию, которая отражает коллективный подход к ключевым проблемам международной безопасности.
Сегодня Организация Договора о коллективной безопасности ориентируется на купирование конфликтов и террористических угроз в первую очередь на территориях бывших советских республик Средней Азии

Трансформация
фантома

Двадцать лет назад на постсоветском пространстве предприняли первую попытку создать режим безопасности. Под Договором о коллективной безопасности (ДКБ) 15 мая 1992 года поставили свои подписи лидеры Армении, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана и Узбекистана. К исходу 1993 года то же самое сделали Азербайджан, Грузия и Белоруссия.
К концу 90-х содружество очень независимых государств более-менее определилось с направлениями развития, и далеко не всем из числа поначалу державшихся вместе оказалось по пути. В 1999 году ДКБ должны были продлить, однако Азербайджан, Узбекистан и Грузия отказались это делать.
Тогда на пространствах полуразвалившегося СНГ вовсю пытались склеить геополитическую химеру под названием ГУУАМ (Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан, Молдавия). Смысла в этом объединении не было никакого, кроме попытки продемонстрировать распад тяготеющего к Москве устройства постсоветского пространства, и без того шаткого.
Оставшаяся в ДКБ группа стран начала демонстрировать куда больше активности в совместной деятельности, создав на базе продленного договора постоянно действующий блок - Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ).
В 2006 году в организацию вернулся Узбекистан: видимо, история лихого рейда исламистов Джумы Намангани осенью 1999 года, дополненная андижанскими беспорядками 2005 года, заставили президента Каримова переменить свое отношение к пророссийскому военному блоку.
На конец 2000-х годов на территориях бывших республик СССР пышным цветом распустились “розовые”, “тюльпановые” и прочие революции: относительно удачные (на Украине, в Киргизии, Молдавии и Грузии), провалившиеся (в Белоруссии и Армении) и откровенно намотанные на танковые гусеницы (Узбекистан). Так или иначе, многие засидевшиеся лидеры почувствовали шаткость своих кресел.
Одним из способов стабилизировать положение созданных ими “политических машин” становился тесный военно-политический союз с Москвой.
В 2009 году было принято решение о создании Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР) ОДКБ, которые в 2011 году получили значительное расширение мандата на применение. Фактически “бумажный” военный блок наконец-то получил силовой инструмент.

Континентальный
городовой?

Многие лидеры стран ОДКБ позволяли себе неоднократные намеки на то, что КСОР и вообще структуры ОДКБ, что бы под ними ни понималось, вполне могут быть использованы как военно-полицейские силы, предназначенные для интервенций в поддержку политических режимов стран - участниц ОДКБ - например, для подавления выступлений оппозиции.
“Речь идет не только о применении КСОР на случай вмешательства других государств извне, но и о вмешательстве других государств изнутри ОДКБ. Потому что войной, фронтом, никто на нас не пойдет, а вот конституционный переворот совершить - руки чешутся у многих”, - заявил, например, в августе 2011 года президент Белоруссии Александр Лукашенко на встрече с генеральным секретарем ОДКБ Николаем Бордюжей в Минске.
Впрочем, тут бессменный лидер западного соседа России несколько забегает вперед и слегка путает приоритеты. Москва, безусловно, будущее КСОР видит несколько под другим углом.
alt
Угроза по центру

В 2000-е годы российские военные плюс-минус сформировали карту потенциальных угроз для страны. На фоне признаваемой “разрядки” в Европе и напряженного, но пока стабильного баланса в АТР, Центральная Азия признается регионом, в котором вероятность вовлечения российской армии в вооруженный конфликт признается максимальной.
Международные операции против терроризма, идущие на территории Афганистана с 2001 года, эти угрозы не снизили. Опасность попытки нового наступления исламистов в Ферганской долине, как в 1999 и 2000 годах, сохраняется.
Учитывая внешне монолитную, но на самом деле довольно хрупкую политическую ситуацию в Узбекистане, а также откровенный хаос в Киргизии, следует признать, что за прошедшие 10-15 лет уязвимость российской зоны влияния в Центральной Азии ничуть не уменьшилась.
Понятно, что КСОР ОДКБ создавались как многопрофильный инструмент. Однако, положа руку на сердце, следует признать, что использовать в чисто полицейских операциях введенные в их состав части было бы, мягко говоря, несколько избыточно. 98-я (“Ивановская”) воздушно-десантная дивизия и 31-я (“Ульяновская”) отдельная десантно-штурмовая бригада (ОДШБР) - это российско-советская “десантура”, хорошо подготовленная аэромобильная тяжелая пехота, прекрасно зарекомендовавшее себя средство борьбы с диффузной партизанщиной.
Российские войска уже де-факто использовались как молчаливый стабилизатор ситуации в Киргизии, когда в 2010 году во время очередного тамошнего приступа политического плюрализма на российскую авиабазу Кант были переброшены две роты из состава той же 31-й ОДШБР, чем немало охладили обстановку вокруг.
Так что к двадцатилетию ОДКБ получила на руки две новости: одну хорошую, другую плохую.
Хорошая - в том, что в организации остались только те, кому она на самом деле нужна, и теперь можно осмысленно говорить о перспективах, институтах контроля, инструментах развития и механизмах дальнейшей работы. Плохая - в том, что ОДКБ может оказаться востребованной.

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Июнь 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Июнь 2020 (44)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)
Март 2020 (125)
Февраль 2020 (137)
Январь 2020 (135)

Голосование
Будете ли Вы оформлять подписку на сайт, если сайт станет платным


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение