ВСПЛЫТИЕ ПОКАЖЕТ

В ШАРДАРИНСКОМ ВОДОХРАНИЛИЩЕ ПОГИБЛА РЫБА

Подробнее >>>
ТЕНГЕ БЕРУТ ПОД ЗАЩИТУ

МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ВАЛЮТЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



От мифа к истории Исследования

О новой концепции развития исторической науки
Прошли времена, когда ученые жили и творили под диктатом идеологий тоталитарного режима. В эпоху независимости появилась необходимость в создании новой парадигмы исторического знания, основанной на объективном освещении истории

Обсуждение за круглым столом, прошедшем в Алматы, отчетливо выявило отсутствие титанов науки, подобных К.И. Сатпаеву, М.О. Ауэзову, А.Х. Маргулану, Е. Бекмаханову и других ученых, пронизанных казахским духом. Труды этих ученых, основанных на фактическом историческом и археологическом материалах, а также на сравнительном анализе источников и архивных материалов, мифов, в огромной степени соответствуют новым требованиям, предъявляемым к истории. Более всего удивляет отношение к мифам, к мифологизации истории, озвученное некоторыми выступавшими, принижение их роли. В нашей истории миф - это самобытный пласт культуры, образ мышления, это наиболее яркая и подлинная реальность. Мифы пронизывают историю казахского народа и формируют его национальное самосознание. Мифы явились условием создания коллективного бессознательного, проанализированного доктором философских наук, профессором М.С. Орынбековым в монографии “Генезис религиозности в Казахстане”. Духовное становление жителей Великой степи корнями уходит в самые древние верования - культы Тенгри, Жер-Су, Ума. Обожествление Неба - Тенгри оказало решающее влияние на формирование менталитета и основ существования кочевников. Именно в это время были заложены пласты коллективного бессознательного, древняя часть психики человека, представляющей основу коллективного мышления с его образами и мифологическими темами. Тенгрианство, шаманизм, зороастризм явились источником первозданной чистоты понимания жизни самой по себе, изначальных мотиваций и ценностей, истинного начала духовной жизни. Ученый анализирует появление у казахского народа такого замечательного качества, как толерантность. Исторически сложившаяся открытость казахов переросла в толерантность, справедливо положенную в основу идеологии нового независимого государства.
Историческое познание создает необходимые условия для культурного, этнического самоопределения народа, для осознания им себя особой этнической общностью, обеспечивает связь поколений, их преемственность, потребности социального воспитания. Поступки исторических персонажей в различных исторических ситуациях приводили к консолидации общества. В самые трудные этапы нашей истории национальное самосознание помогло казахам отстоять и сохранить территорию своей родины. Так было в эпоху нашествия джунгаров, сохранившейся в памяти народа под образным названием “Ақ табан шұбырынды”. Историческая наука призвана сохранить в памяти потомков деяния отцов и дедов как источник для размышлений и подражания. Обращение к трудам наших корифеев помогло бы выработке концепции подлинной истории Казахстана, казахского народа.
В вопросе осмысления экономических реалий казахстанского общества необходимо обратить внимание на своеобразие цивилизационных и культурных особенностей казахского народа. Казахстан имеет огромную экономическую историю, включавшую расщепление хозяйства на скотоводство (кочевое), земледелие и ремесла (оседлое), горнорудный промысел и металлургию, что привело к появлению меновой стоимости и экспорту металла (А.Х. Маргулан). Рост конского поголовья обеспечил освоение огромных пространств, привел к созданию общего экономического пространства от Семиречья до Урала, от Алтая до Каспия. Кочевое скотоводство составляло экономическую основу жизни протоказахских племен. Занятие скотоводством обусловило один уклад жизни, близкие обычаи и традиции, психофизические характеристики и соответствующий им стереотип поведения обитателей степи.
Значительную роль в хозяйственной деятельности протоказахов сыграл конь. Кочевники, имевшие развитую металлургию, вооруженные луками и стрелами, копьями и мечами, одетые в кожаные куртки и остроконечные шлемы, в амуницию, украшенную фигурками животных-тотемов, появились на огромных просторах Евразии, между Китаем и Римской империей, Ираном и Сибирью в связке всадник-конь. Кочевникам-протоказахам принадлежит создание разборного жилища с решетчатым остовом, жесткого седла со стременами, легкой и прочной утвари из войлока, дерева и металла для постоянного передвижения. Именно протоказахи изобрели кожаные штаны и кафтаны (ергаки), кожаные сапоги, для утепления ног в ходе долгих военных походов они использовали внутренние войлочные носки (пайпаки), иначе на конях в длительных походах любая другая одежда превратилась бы в отребье. Такое подробное освещение амуниции древних воинов-протоказахов необходимо для понимания успешного взаимодействия кочевой и оседлой части населения Великой степи, результатом чего явилась непрерывность исторического процесса с древнейших времен до наших дней.
Необходимо остановиться еще на одном важнейшем моменте истории казахов. На протяжении всего исторического времени существовала тенденция к сближению древних казахских племен, к образованию единого этноса. В раннее Средневековье в истории казахов появляется объединение “уш жуз”, в домонгольское время в результате усиления тенденции сближения племен появляется союз племен “алаш”. Значительным этапом в процессе консолидации протоказахских племен было образование Казахского ханства. В работе А.Х. Маргулана “Древние казахские племена, история их объединений и образование Казахского ханства” описан памятник, имеющий для казахского народа огромное историческое значение. Как пишет ученый, во времена образования Казахского ханства в 1467 году на берегу р. Сарысу в Центральном Казахстане состоялся синклит, в котором приняли участие вожди крупных племен трех жузов, и на скале Тамгалы-тас была высечена надпись на кыпчакском языке об объединении племен в единый казахский народ. Это место официального провозглашения казахского народа. В народе его называют “Қазақтың ұран шакырып, қазақ бiрiккен жерi.

Наша страна находится на новом этапе своего развития, когда знание истории и культуры народа являются условием ее дальнейшего развития. Духовное здоровье нации, его жизнеспособность зависят от отношения к собственной истории и культуре, духовные связи служат консолидации народа. Озвученная М.М. Тажиным новая концепция развития исторической науки в Казахстане явилась велением времени.
К сожалению, современное казахстанское общество погрязло в безнравственности. А ведь знание своей истории является источником формирования духовности, социального самосознания. Не понимая исторических корней, невозможно правильно оценить и глубоко понять характер происходящих преобразований в наше время. Возможно, эту ответственнейшую задачу необходимо поручить молодым ученым, не знающим, что такое тоталитарный режим. Объективно написанная история Казахстана призвана вызывать в подрастающих поколениях казахстанцев чувство национального достоинства, воспитывать их в духе любви к своей родине, в духе патриотизма, служения своему народу, защиты его интересов.
Данель Алькеевна Маргулан,
вице-президент Общественного фонда имени академика Х. Маргулана

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Март 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Март 2020 (112)
Февраль 2020 (137)
Январь 2020 (135)
Декабрь 2019 (134)
Ноябрь 2019 (148)
Октябрь 2019 (161)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение
Fatal error: Call to a member function _destr() on null in /var/www/vhosts/np.kz/public_html/engine/modules/main.php on line 390