ЗАЛЫ ОЖИДАНИЯ ТЕРРОРА

В КАЗАХСТАНЕ 17 ТЫСЯЧ УЯЗВИМЫХ ОБЪЕКТОВ ДЛЯ АТАК

Подробнее >>>
ШАНС ВЕРНУТЬСЯ НА ОЛИМП

ГОЛОВКИН VS ДЕРЕВЯНЧЕНКО

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Монтессори-дети, а также их родители Исследования

Айгуль Жилкишина
В обществе появляется все больше детей индиго, Монтессори-детей, более толерантных, ориентированных на гуманистические отношения. С другой стороны, увеличивается и процент диагностики ювенального аутизма и других нарушений в общении. Как развить самоценность каждого ребенка? Как научить малышей ощущать внутреннюю свободу и внутреннюю дисциплину? Как развить в нас гуманистическое отношение к детям? Монтессори-педагогика бережно взращивает эти ростки еще в младенческом сознании

Каждое нововведение в обществе проходит три стадии на своем пути к успеху: сначала все полагают, что это невозможно никогда. Позднее некоторые находят - в этом что-то есть. Когда успех идеи становится неоспоримым, вчерашние скептики удивляются: “Кто же этого не знает?”. Становление педагогической системы Монтессори прошло по иной схеме: зародившись на заре ХХ века, завоевав миллионы почитателей, учение и сейчас считается альтернативным, хотя по сути своей является воплощением всех идеалов гуманизма.
В Алматы все более популярными становятся частные и государственные школы, детские центры, методика обучения которых обобщает мировое педагогическое наследие, к которым относится и система Монтессори. Начавшие около 10 лет свою деятельность назад Монтессори-педагоги находят поддержку среди Монтессори-родителей, ряды которых в нашем городе пополняются год от года.
alt
“Самое ценное, что есть у людей, это их отношения, а дети - продукт этих отношений”, - так звучит кредо 37-летней мамы троих детей Елены Гайды, дипломированного психолога. Вместе со своей единомышленницей Олесей Берман, 38-летним педагогом дошкольного образования и телесно-ориентированным терапевтом, бывшей в свое время успешным топ-менеджером, воспитывающей двоих детей, она инициировала первые в Казахстане курсы по Монтессори-педагогике в 2004 году.
Система Монтессори, несомненно, будет развиваться в Казахстане, убеждены педагоги. “Когда мы начинали 10 лет назад, окружение было мало информировано, но сейчас само общество меняется”, - вспоминают новаторы. В начале нулевых годов родители спрашивали: “Что такое педагогика Монтессори”? В те времена Елене приходилось на пальцах объяснять, что есть что. Ныне картина изменилась в корне: нынешние продвинутые родители интересуются, как подготовлена среда, какие педагоги работают. Монтессори-движение успешно существует в педагогических коллективах в Семее, Шымкенте, Астане, Караганде. Родители сами “созревают” для Монтессори-педагогики, прежде чем привести своих детей в группы с подготовленной средой, центрированной на развитие когнитивной сферы детей с самого раннего возраста.
Каковы же критерии в системе Монтессори? Умение прислушиваться к себе, выбирать желаемое, понимать, чего добиваться. Ребенок с младых ногтей учится осознавать, чем он сейчас хочет заниматься, что ему интересно. Как организовать выбранную работу? Как разложить материал на столе? Дети постарше планируют творческий процесс на несколько дней, помладше - учатся наводить порядок перед работой. Причем речь идет о внутреннем ощущении ребенка, которому до 3-летнего возраста нужно организовать среду.
Он сам учится наводить порядок и понимать, где начало, середина и конец рабочего цикла. Малыш учится организовывать свое рабочее место, зная, где лежит бумага или совочек (в возрасте 1,5-2 лет). “Мы не говорим: “здесь должен быть порядок”, - объясняет педагог Гайда. - Мы создаем условия и смотрим, появился ли у него этот порядок внутри него самого, может ли он его применять к другим процессам”. Порядок как таковой не является самоцелью. Он нужен для построения ребенком своих систем - логичных, закономерных, - и понимания взаимосвязей в окружающем нас мире. “В возрасте до трех лет, до шести лет мы его приучаем легко и естественно понимать все законы общества и природы”. По наблюдениям самих родителей, дети, воспитанные в этой системе, отличаются большей уверенностью, способностью самостоятельно рассуждать при решении проблем. Ребенок сам может выразить свои чувства, проговорить свое видение ситуации, высказать свои желания.
alt
В системе Монтессори воспитываются не только дети, но и родители, все работают сообща. Невозможно воспитать детей другими, не развивая сознание родителей, не узнавая нового. Примечателен тот факт, что еще пять лет назад на семинарах всех родителей интересовала исключительно тема запретительных мер. “Мы сначала не могли понять, в чем дело, - вспоминала Елена Гайда. - Мы начинали беседу об общении с детьми, но взрослых интересовало только наказание, которое раньше было единственной понятной мерой воспитания”. Родителям было непонятно, как приостановить негативное воздействие. Мария Монтессори полагала, что не нужно порицать детей, ставить в угол, а лучше позволить ребенку самому устранить последствия своего отрицательного поступка (собрать рассыпанный мусор, вытереть разлившуюся воду) и увидеть позитивный результат.
Если несколько лет назад говорили о границах, о запретах, о правилах, то теперь родители сделали для себя вывод - чтобы ребенок развивался, нужно менять что-то в себе самом. Итак, взрослые поменяли акцент - не что с ребенком делать, а что делать с собой, чтобы воспитание было успешным.
В классической системе Монтессори в каждой группе должен быть ребенок (или двое) с индивидуальными особенностями развития, чтобы дети воспринимали разнообразие жизни во многих ее проявлениях. К примеру, Елена Гайда описала следующий пример из ее практики: “Мы завязали детям глаза, дали им возможность так походить некоторое время, чтобы они воспринимали окружающий мир лишь на ощупь. А на следующий день в группу привели невидящего ребенка, и все члены группы начали учиться новым отношениям. Мы учим не только нормально воспринимать таких детей, но и относиться к ним, как к равным. Им нужно помогать, однако и не обижать излишней опекой. Ребята учатся понимать, что особенным детям (с нарушениями развития опорно-двигательного аппарата или др.) не всегда нравится, когда им помогают вставать после падения, после неудачных попыток что-либо совершить”.
Воспитание подростков является зоной крайне чувствительной для Казахстана, а проблема суицида этой возрастной группы не сходит с повестки дня уже на протяжении лет. “Умные родители эту ситуацию понимают, - убеждена Олеся Берман, - они не хотят ни суицидов, ни аутизма, ни других эмоциональных проблем. Они ищут пути решения вопросов воспитания, так как это нужно прежде всего взрослым. Кто хочет вникнуть, тот всегда изучит ситуацию. Мы работаем с родителями очень продвинутыми, обеспокоенными, ищущими”.
Монтессори-педагоги Казахстана очень оптимистично оценивают свои перспективы: “Со временем успех будет более масштабным, и мы перейдем к диалогу с государством. У нас уже существуют хорошие контакты с Министерством образования - их представители часто посещают Монтессори-конференции, охотно принимают к рассмотрению критерии, оценки Монтессори-педагогики. В России, к примеру, работают школы Монтессори, а не только дошкольные учреждения. В Москве, Петербурге, Екатеринбурге, Самаре сосуществуют частные учебные заведения и государственные экспериментальные площадки”. Это хороший пример диалога государства и общества.
Среда обитания трансформируется посредством информации, отношения к обществу, к миру, ведь все мы являемся частью общества. Она претерпевает изменения также от посылов родителей, от посылов детей, развивающих общество. Монтессори-дети и Монтессори-родители не станут бросать мусор на улице, не будут плеваться. “Мы всегда объясняем детям, что улица - это тоже наш дом. Мы будем всегда аккуратными, и если мы выйдем за ворота, то мы все равно не будем сорить. А если мы пришли в лес, то мы пришли в гости”. Звучит просто, вселяет надежду - на чистый воздух, чистую воду, чистые отношения.

В 1988 году решением ЮНЕСКО были отмечены заслуги четырех выдающихся профессионалов, определивших педагогическую мысль ХХ века, - американца Джона Дьюи, немца Георга Кершенштайнера, советского педагога Антона Макаренко и Марии Монтессори (1870-1952). Итальянский врач, философ, педагог, гуманист, ставшая одной из первых женщин в Европе и мире, отстаивавшей права женщин на образование, занятия наукой, собственную общественную позицию.
В центре Монтессори-педагогики находятся индивидуальность ребенка, его личные потребности, его собственный ритм развития. В Монтессори-группах дети учатся свободно, без принуждения, без внешнего вмешательства и критики. Мария Монтессори была убеждена в том, что как поощрение, так и наказание вредны для внутренней ориентации человека, и люди должны учиться, следуя собственной мотивации. Монтессори-педагоги сами считают себя постоянно обучающимися, стараются распознать, что ребенка в данный момент обучения занимает. Групповая работа ставит акцент на личности ребенка как руководителя своего интеллектуального развития.

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Август 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Август 2019 (135)
Июль 2019 (144)
Июнь 2019 (132)
Май 2019 (147)
Апрель 2019 (156)
Март 2019 (138)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение
Fatal error: Call to a member function _destr() on null in /var/www/vhosts/np.kz/public_html/engine/modules/main.php on line 390